НОМЕРНЫЕ ПРЕЛЕСТИ, ИЛИ БЮДЖЕТ БЕЗ ДОХОДА?
Мимо меня на скорости 100 км по встречной пронесся серебристый лупатый "мерин". Бабулька, мирно шагавшая рядышком, отскочила подальше от проезжей части, как бодрая молодая антилопа, убегающая от льва. Испугалась. "Ну, блин, крут, - подумал я, взглянув на номера пролетевшего мимо авто, - было бы четыре цифры в номере, он бы себе 1000, а не 999 повесил". К сожалению, неприкрытое хамство на наших дорогах - не редкость. Особенно бросается в глаза, когда хамят красиво "пронумерованные" водители. Возможно, это и порождает различные пересуды и своеобразную моду на автомобильные номера.
Мода есть мода
Вообще номера государственной регистрации автомобиля - одна из любимых тем перетолков среди автолюбителей. Последние сложили даже неофициальные категории "льготников" у инспекторов ГИБДД. Особое значение здесь получили, естественно, буквенные обозначения. Так, например, номера серии МК окрестили в народе "милицией Калининграда", серию НИ народ приписал работникам налоговой. Если понаблюдать за "крутыми тачками", последнее время часто попадаются на глаза, допустим, о011оо или, скажем, т777тт. Случайно ли выпали такие номера владельцам именно этих автомобилей? Но увидеть на улицах города подобные "аппараты" может каждый. А вот ни одного "драндулета" с подобными номерами я не встречал. "Горбатый" с номерами А999АА - это из серии современных комиксов.
Что же касается госномеров с "обыкновенным" сочетанием букв, их тоже хорошо расшифровывают. Об одном моем знакомом, обладающем более чем спокойной манерой вождения и номерами с буквенным обозначением ТП, друзья ласково говорят: "Наш Тормоз Перестройки проехал".
Между тем автономерная мода на месте не стоит. Были годы, когда престижно было ездить с номерами, где все цифры одинаковые. Например, три тройки. Года два назад вошли в моду "зеркальные" номера - а 414аа и так далее. Симпатично смотрелись и такие номера, как 123, 135, 357 - сочетание "счастливых" цифр или цифры, выстроенные по порядку.
"Блатные"?
Иногда видишь, несется по городу сломя голову какой-нибудь с "крутыми" номерами. Я иду на предельно допустимых в населенном пункте 60 км\ч. "Торопыга", распугивая пешеходов, лихо меня обгоняет, а наблюдающий за ситуацией на дороге инспектор попросту отворачивается. Как тут не призадуматься о "блатных" номерах. Думаешь, поступил бы так я - попал бы на приличный штраф или подставил под удар свое водительское удостоверение. С вопросом о "блатных" номерах мы обратились к одному из инспекторов ГИБДД на улице Калининграда. Он прокомментировал ситуацию, но пожелал сохранить инкогнито.
Инспектор ГИБДД:
"Мне по барабану, какой номеру машины. Если водитель нарушает ПДД, я авто останавливаю. А в номера мне вглядываться некогда. Как говорится, "понты" это все дешевые. Оттого, что номер на машине "крутой" висит, мастерство водителя не повысится. На дороге бывает всякое, об этом надо помнить, а не о том, что гаишник не остановит. Что же касается наглости некоторых обладателей "крутых" номеров, так они не только на пешеходов и попутчиков плюют. Бывает, что и инспекторам хамят по полной, всем видом показывая, кто есть "ху". Иногда даже в открытую "наезжают". Мол, да ты знаешь, кто я такой. Да я тебя.
Куплю номер...
"Приезжай, будем новые номера обмывать", - раздался в телефонной трубке голос старого знакомого. Вечером на его "беху" были торжественно водружены красивые 777. Я не смог скрыть удивления. Ответ на немой вопрос был потрясающим: "Купил. Через знакомых за 100 у.е., еще и выбрать предложили".
- Зачем?
- Круто, еще и гаишники цепляться меньше будут.
Вот тут-то я в очередной раз призадумался. Статья пополнения бюджета налицо. Представляете, сколько было бы поступлений, если бы официально, заплатив определенную сумму, можно было бы выбрать, что будет написано на номере вашего четырехколесного любимца. Ни для кого не секрет, что в некоторых странах такая практика существует. Ведь если вдуматься, регистрационные номера являются частью внешнего тюнинга автомобиля. Именно поэтому наши сограждане пытаются различными путями получить "интересные", на их взгляд, номера. Впрочем, номера используют не только для тюнинга, а и для формирования интерьеров некоторый гаражей, сервисов, баров..
Цветные прибамбасы
На улицах города можно увидеть свадебные лимузины, где вместо номеров государственной регистрации обозначено "СВАДЬБА". Но это не более чем украшение машины. Все эти автомобили имеют нормальные регистрационные номера, только на время работы украшают автомобиль наклейкой. И вполне понятно, что свадебные кортежи гаишники не трогают. Свадьба - святое дело!
Итак, почему же все-таки нельзя официально приобрести номер, допустим, с именем или прозвищем собственника?
В принципе, "знаковые" отличия в России узаконены. Они выражаются в соотношении цветовой гаммы самого номера и службами, за которыми они закреплены. Все прекрасно знают, что служебные милицейские автомобили оснащены номерными знаками с голубым фоном, такси - "желтозначные". Отличия имеют также автомобили военных и дипломатического корпуса. Впрочем, отличительных прибамбасов масса. А вот номера "скорой" - обыкновенные. Хотя с точки зрения функциональной "важности" эти службы могут между собой поспорить. И еще как.
Номера для двора
Тем более становится непонятным, почему бы не узаконить уникальные стандартные черно-белые номера. Проблемы с точки зрения изготовления подобных номеров, извините за каламбур, и проблемами-то назвать сложно. Технология позволяет.
В Интернете полно объявлений об изготовлении подобных "фишек". Но это сувенирная продукция и не более. Так что можно запросто заказать себе при желании любой номер, хоть собственное фото и надпись "Президент". Обходится такое удовольствие относительно недорого - от 30 до 50 у.е. за одну штуку плюс расходы по пересылке - около 600 рублей. Отличие "сувенирки" от настоящего номера - отсутствие светоотражающего эффекта и отверстий для крепления. Способ же изготовления аналогичный - выдавливание. Но ездить по дорогам города с такими номерами я бы не советовал - замучаетесь каждому инспектору "кланяться". Зато можете прикрутить "подарочек" и повыпендриваться перед фотокамерой. Но это как-то несерьезно.
***
Номерные знаки были придуманы именно для пополнения государственной казны, а не частных кошельков. Впервые номерные знаки получили вовсе не автомобилисты, а извозчики. Номера для "водителей кобылы" были придуманы не только для удобства регистрации, а, прежде всего, для получения с них в казну обязательного налога на извоз. Чтобы народ по улицам "на халяву" не мотался, местное начальство в крупных городах стало выдавать каждому заплатившему налог извозчику особый номерной жетон. Во избежание лишних конфликтов с полицией его следовало постоянно носить на видном месте, подтверждая легальность своего "гужевого бизнеса". Сегодня же подход к этому вопросу другой...