Перейти к основному содержанию

Главная      С точностью до сантиметра

С точностью до сантиметра

На вчерашнем конкурсе водители городских автобусов демонстрировали фигуры высшего пилотажа

Каждый день добираясь на работу автобусом, вряд ли кто-то из нас задумывается, насколько тяжелая и нервная работа у водителя. Если автомобилист может порой полихачить на дороге (пока не видит инспектор ГИБДД), то для шофера автобуса это непозволительная роскошь. Ведь он несет ответственность не только за свою многотонную махину, но и за всех перевозимых пассажиров. Вчера корреспондент "ВП" побывал на конкурсе на лучшего водителя Петербурга и даже посидел за рулем учебного автобуса.

Конкурс проходит уже в десятый раз. В этом году он совпал с 80-летним юбилеем старейшей петербургской транспортной компании - ГУП "Пассажиравтотранс". Кроме водителей "Пассажиравтотранса", были представители и из других автобусных парков - ЗАО "Третий парк", ОАО "Такси-2". Попробовать свои силы на импровизированном автодроме приехали из Ленинградской, Московской областей, из самой столицы. Чтобы попасть на 2-й - общегородской - этап соревнований, каждый участник прошел предварительный отбор в своих автобусных парках и тщательный медосмотр.

- Чтобы победить, водитель должен пройти различные элементы фигурного вождения за ограниченное время, набрав наименьшее количество штрафных баллов, - рассказал председатель оргкомитета соревнований Сергей Маевский. - Победитель получит памятный кубок и денежный приз. Но для профессионала важно не столько награждение, сколько признание того, что он - лучший. Проводимый конкурс как раз призван выявить лучших из лучших среди тех, кто каждый день перевозит горожан в довольно тяжелых условиях.

В плотном транспортном потоке мегаполиса водитель должен с точностью до сантиметра "чувствовать" габариты огромной машины, четко и быстро реагировать на малейшее изменение дорожной ситуации. И разумеется, досконально знать правила дорожного движения. Всем этим премудростям будущих шоферов обучают на учебном комбинате при ГУП "Пассажиравтотранс". По словам его начальника Бориса Петрова, квалифицированного водителя можно подготовить за 4 месяца, после 240 часов практики на городских маршрутах.

- Раньше, до 90-х годов, профессия водителя автобуса считалась престижной, - говорит Борис Петров. - Порой простой водитель зарабатывал больше директора предприятия. Сейчас на многих маршрутах не хватает шоферов, несмотря на сравнительно высокую оплату труда - 15 - 17 тысяч рублей. Работа очень уж напряженная, не все выдерживают...

Большинство элементов фигурного вождения требовали от водителей почти филигранного мастерства. К примеру, такой элемент, как "подъезд к остановке". Даже опытные водители с многолетним стажем не всегда могут правильно выполнить этот маневр. Между тем он очень важен - ведь от того, насколько правильно он выполнен, зависит удобство посадки и выхода из автобуса.

Алексей Шаманин - один из участников водительских соревнований. На петербургских маршрутах работает уже четвертый год. Говорит, что участвовать в конкурсе решил из чистого любопытства. "Увидел на доске объявлений, захотелось проверить свои силы", - рассказал он корреспонденту "Вечёрки".

- А как сама работа? Часто приходится нервничать?

- Когда как, - пожал плечами Алексей. - Зависит от обстановки на дороге и поведения пассажиров. Бывает, пристают, хамят, особенно подвыпившие...

Насколько нелегка профессия водителя автобуса, смог лично убедиться автор этих строк, когда сел за руль учебного автобуса.

- Плавно выжимай сцепление, не дави сильно на газ, - уверенно командует инструктор Владимир Евтодиев. - Так, левей, левей... Теперь выкручивай руль вправо, вписывайся вон в те "ворота"...

"Воротами" служили две стойки, расстояние между которыми едва превышало ширину автобуса. К счастью, в них удалось вписаться с первого раза. И даже проехать пару кругов, ни разу не задев стоявшие "на приколе" автобусы. За этот беспримерный подвиг нашему корреспонденту вручили квалификационный аттестат, в котором подтверждалось, что его владелец "получил навыки управления автобусом".

Так что если, не дай бог, придется искать другую работу - пересядем за баранку автобуса.

P. S. Когда верстался номер, стали известны имена победителей конкурса. В номинации "Лучший водитель автобуса "Икарус-280" стал петербуржец Павел Градобоев. Лучшим водителем автобуса "ЛиАЗ" был признан Андрей Жиряков. В номинации "Лучший молодой водитель" победили петербуржцы Вадим Чичин и Артем Ильин.

***

Ежедневно на петербургские маршруты выходят около 1,5 тысячи социальных автобусов и 3,5 - 4 тысячи маршруток.