Перейти к основному содержанию

Главная      БАНДИТ НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ

БАНДИТ НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ

Для защиты автомобилистов будет создана дорожная милиция

Со стороны картина выглядела явно нетипично. Представьте освещенную улицу на юго-западе столицы. В дорожном кармане припаркованы две машины, причем одна без номеров. Три крепких парня размахивают руками и агрессивно напирают на одного. Невооруженным глазом видно, что это разборка. Почему же патрульные не остановились?

Ответ на вопрос пришел неожиданно. Дал его, не подозревая о том, первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин. Недавно он сообщил журналистам, что в недрах МВД РФ разработан план создания дорожной милиции. Дело - за его реализацией. Отсюда я сделал успокоительный для себя вывод: если бы в тот злополучный вечер мимо ехали не обычные милиционеры, а дорожные, то они бы непременно остановились и выручили меня из беды. Проезжавшие патрульные в принципе тоже могли тормознуть, но дорога и разборки на ней не их епархия и вмешиваться в конфликты - лишняя головная боль. Если бы свара происходила у киоска, тогда другое дело...

Печально, но факт: защищать автомобилистов в пути сегодня некому. У сотрудников ГИБДД главная задача - обеспечивать нормальное движение, наказывать нарушителей правил дорожного движения, следить за техническим состоянием транспорта и так далее. Задержание дорожных преступников для инспекторов дополнительная нагрузка. И выполняют они эту работу чаще тогда, когда преступление уже совершено или объявлен план-перехват. О профилактике криминала на трассах не может быть и речи. Милиция также стоит в стороне от дорог. У нее своих дел по горло. И патрулировать автомагистрали, тем самым предупреждать преступления, останавливать подозрительные машины, как это делается на Западе, - не их задача. Конечно, милиция и ГИБДД проводят рейды по отлову дорожных пиратов, но эффекта от этого немного.

Между тем криминал на наших дорогах процветает. От него страдают профессиональные водители, автолюбители, дальнобойщики, пассажиры. На многих российских магистралях и проселках впору ставить предупреждающие знаки: "Дорога контролируется бандитами". По статистике только на федеральных трассах, не считая городских улиц, в год совершается до 17 тысяч преступлений. Бандиты грабят грузовые фуры, жгут автомобили, отбирают деньги у водителей и пассажиров, нападают на таксистов, вытаскивают барсетки, сумки из машин, нередко увечат, а то и убивают автомобилистов. Так что мой пример - не самый страшный. Однако и он кое-чему учит. А произошло со мной то, что почти каждый день случается с другими водителями. Надеюсь, разбор моего полета, а вернее, падения пригодится.

Итак, я ехал по столичной улице с трехрядным движением. Вечер, падает снежок, в салоне музыка, машин мало. Перед перекрестком решил перестроиться из левого ряда в средний - правый от меня. Посмотрел в зеркала заднего вида - никого. В третьем ряду маячит метрах в 20 "Ауди". Без номеров. Странно, но мне-то что? Только моя подержанная БМВ-520 зашла двумя колесами на среднюю полосу, как машину качнуло и раздался скрип. Включаю аварийку, выскакиваю. Из "Ауди" ко мне бегут три парня. Я рассматриваю правое заднее крыло своего авто - даже царапин нет. Только черная полоска. Видимо, коснулись молдингами. Это меня обрадовало и в то же время расхолодило: значит, и на зацепившей меня машине тоже не должно быть серьезных повреждений. Пустячный "поцелуй". Только потом я понял, какие ошибки совершил на этом этапе происшествия. Вот они:

1. Огромную "Ауди" без номеров с тремя парнями внутри я должен был заметить - подставлялы явно "вели" меня несколько минут; 2. Увидев, что подозрительная машина идет справа, я просто обязан был повысить бдительность; 3. Забыл, что беречь правый борт своего автомобиля - закон на дороге; 4. Когда из "Ауди" вылезли три лба, надо было срочно садиться в свой автомобиль, закрываться и вести переговоры через щелочку. А еще лучше - срочно позвонить в ГИБДД или по 02. И сделать это самому, поскольку есть бандиты, которые работают "со своими" инспекторами или ряжеными ментами. Если нет телефона, как тогда, стоило попросить любого водителя из проезжающих авто сообщить о столкновении первому инспектору ДПС. К сожалению, ни один из тех шоферов, кто видел "аварию", не сообразил выйти или хотя бы позвонить в милицию. Машина без номеров ни у кого не вызвала подозрения. Конечно, мне самому можно было просто-напросто нажать на сигнал и гудеть, пока кто-то не обратит внимание. Ведь, вероятнее всего, кто-нибудь видел, что произошло на самом деле, но решил не связываться. И зря. Взаимовыручка - великое дело. Подставлялы знают это, и страсть как боятся свидетелей. Потому и нападают на одиноких. Где только гарантия, что вы сами не попадетесь на этот крючок?! Между тем парни разом насели на меня: не заметил помеху справа - виноват. Они предложили вызвать ГИБДД, но сделали это так, что мне сразу стало ясно: вызов инспектора не пойдет мне на пользу. Моя машина стоит в очень неудобном положении - два колеса на одной полосе, два - на другой. "Ауди" же прочно "вцепилась" в среднюю полосу. Получается, что я подрезал их машину. Тогда меня даже не смутила очень существенная деталь: след от колес "пострадавшего" авто круто вел на третью, самую правую полосу. Это значит, она резко сменила курс, чтобы "поцеловать" мою "бэшку" в заднее крыло. Излюбленный прием подставлял. Но все это я понял потом, а сейчас, поскольку авария мелкая, согласился съехать с дороги в довольно темный карман и на месте решить все проблемы. Когда я увидел, что левое переднее крыло и дверца "Ауди" сильно помяты, то схватился за голову. Неужели все это сделал я?! "Пострадавшие" услужливо позвонили якобы мастеру по "жестянке", который согласился привести в порядок их машину. И тут я опять сплоховал: показал парням свои документы, надеясь, оттянуть расплату за помятое крыло до утра. Но они ни в какую: плати и точка! До мордобоя дело не дошло, но после их намека вызвать "группу разбора", мне пришлось звонить друзьям, чтобы собрали и привезли солидную сумму - больше тысячи долларов. Почему я все это сделал, сам не знаю, но ошибки очевидны:

1. Если все-таки вы решили разойтись с миром, то "нейтральную территорию" для разговора после столкновения выбирайте сами. Это должно быть людное место, а не темный карман, закоулок. Можно остановиться у станции метро - лучший вариант; 2. Никогда не предлагайте и тем более не давайте своих документов в руки подставлялам. На их наезд отвечайте угрозами, на крайний случай - криками, чтобы привлечь внимание; 3. Ни за какие коврижки не садитесь к подставлялам в машину и не пускайте их в свою; 4. Не слушайте никаких "мастеров по оценке ущерба", особенно по телефону. Сразу предлагайте сделать официальную оценку, причем в присутствии вашего страхового агента; 5. Если заметили милицейскую машину, моментально бросайтесь ей навстречу и постарайтесь остановить.

Перебирая сейчас в памяти происшедшее, я с особым трепетом и надеждой отнесся к заявлению зам. министра А. Чекалина о намерении создать дорожную милицию. Во многих странах она есть и выполняет очень трудную, но нужную работу. Какое же место отведет МВД новой структуре?

Планируется разбить на участки автомобильные трассы и закрепить их за отделениями дорожной милиции с полным комплектом специалистов, способных быстро не только пресекать преступления, но и предотвращать их. Городские улицы, видимо, тоже разобьют на квадраты, которые будут патрулироваться спецгруппами. В общем, задумка хорошая. Так что автомобилистам остается ждать, когда на трассах появятся щиты с надписью: участок обслуживается таким-то отделением дорожной милиции, экстренную помощь вызывать по телефону...

РИС. АЛЕКСАНДРА АНУФРИЕВА