Перейти к основному содержанию

Главная      Неправильные правила

Неправильные правила

Госдума не знает, надо ли увеличивать дорожные штрафы

ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ НАМЕРЕНЫ ОСТАНОВИТЬ "ВОЙНУ НА ДОРОГАХ" С ПОМОЩЬЮ ПОВЫШЕННЫХ ШТРАФОВ.

Насколько меры, предложенные "единороссами" Владимиром Плигиным, Александром Москальцом и Александром Харитоновым поправками в Кодекс об административных правонарушениях, окажутся эффективными в борьбе за безопасность на российских дорогах, обсуждали вчера на Охотном Ряду участники парламентских слушаний.

Судя по статистике, на которую ссылались и начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, и другие выступающие, ситуация действительно тревожная. Председатель Комитета по госстроительству и конституционному законодательству Владимир Плигин определил ее как "война на дорогах", "война беспощадная, война против всех, уносящая ежегодно около 34 000 наших соотечественников". "Масштаб бедствия позволяет говорить сегодня о том, что ДТП создают серьезную угрозу национальной безопасности РФ", - констатировал Плигин.

Во многом, по его словам, виноваты водители, которые "сознательно" не выполняют правила дорожного движения. "Нарушения приобрели демонстративный массовый характер", - заметил Плигин и привел совсем свежий пример - за одну только ночь в Москве задержаны 104 водителя в состоянии алкогольного опьянения.

Но немало нарушений остаются не выявленными, нарушители ненаказанными. Хотя Плигин, конечно, понимает, что неправильное поведение водителя нередко объясняется постоянной нервозностью, вызванной низким качеством дорог, плохой организацией движения, чувством незащищенности от произвола.

Понять это можно, но терпеть дальше нельзя. Поэтому "единороссы" и решились на "потенциально непопулярные", как признал Плигин, поправки в административный кодекс, ужесточающие ответственность за нарушения правил дорожного движения, - "вызвали огонь на себя".

Впрочем, многие участники парламентских слушаний догадывались, откуда идет инициатива. Начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, познакомив участников парламентских слушаний с вопиющими фактами - в год на российских дорогах совершается около сорока миллионов правонарушений, - привел в пример зарубежье: как хорошо там действует балльная система, как высоки штрафы, как просто уличить нарушителей по видеозаписям. Смысл был ясен - вот бы такое и у нас. Однако лидер Движения автомобилистов России депутат Виктор Похмелкин убежден, что "у нас" так не получится. Поскольку порядок на дорогах зависит не только от поведения водителей, но и от порядка в государстве. Похмелкин согласился, что штрафы действительно можно увеличить: "насколько - вопрос спорный". Но он считает, что наказание должно быть справедливо и неотвратимо для всех - и для рядовых участников движения, и для тех, кто защищен мигалками и спецномерами. Похмелкин против необоснованного расширения полномочий работников ГИБДД, которые смогут проводить освидетельствование водителей на алкоголь на месте. Он категорически возражает против "видеонадзора", который может разрушить презумпцию невиновности для водителей, - наказан будет владелец автомобиля, зафиксированного камерой, а не тот, кто управлял им с нарушением правил. Неправильным и нелогичным и с точки зрения безопасности дорожного движения, и с точки зрения коррупции Похмелкин назвал возвращение инспекторам ГИБДД права брать штраф с нарушителей на месте, а не через банк. Слишком большой соблазн. Владимир Плигин согласился с тем, что только повышением административных штрафов порядок на дорогах не навести. "Необходимо обеспечить прорыв в борьбе с коррупцией, произволом и беззаконием на дорогах". "Предоставив органам внутренних дел столь серьезный инструмент, как новые административные штрафы, - заявил Плигин, - законодатель имеет полное право строго спросить с них, как именно применяются меры взыскания, какой эффект достигается. И больше не будут приниматься в качестве оправдания высокой аварийности и смертности на дорогах ссылки на несовершенство закона".