ПАРКОВКА "ГДЕ ХОЧУ": ГАИШНИКИ БЕССИЛЬНЫ?
Автомобилям приходится не только ездить, но и где-то стоять - пока их владельцы работают, развлекаются, отовариваются и едят. Похоже, эта очевидная мысль на наших глазах превратилась в большую проблему.
Осенью прошлого года "Вечерка" подняла на своих страницах тему несанкционированных стоянок, обратив внимание заинтересованных лиц на тот факт, что автовладельцы оставляют машины прямо на тротуарах у входов в офисы, магазины, учреждения и кафе. А также на газонах, детских и спортивных площадках. Пафос той заметки, вышедшей под заголовком "Кто на тротуаре хозяин?", был целиком направлен против недисциплинированных водителей, из-за которых страдают недовольные пешеходы. Вновь обращаемся к этой теме, так как ничего не изменилось.
Самым проблемным в этом отношении считается, прежде всего, Ленинский проспект: от площади Октября до Советов, в районе Технического университета и Старого базара (на пересечении с улицей Ползунова). Стоят авто на тротуарах на проспекте Строителей, Социалистическом - от улицы Мерзликина до Партизанской. Та же картина на некоторых участках Красноармейского. Например, около "Майского", где машины под шумок вообще присвоили себе пешеходную зону. И площадь перед универсамом напоминает лермонтовскую картину "смешались в кучу кони, люди".
Нарушения правил парковки приобрели в последнее время массовый характер. За два месяца на дорогах Барнаула 50147 водителей нарушили правила дорожного движения, из них 1369 (много это или мало?) привлечены за то, что оставили машину в неположенном месте. Очевидно, что это лишь крохотная часть автовладельцев, бросающих авто, где захочется. А именно, те из них, которых застукали на месте преступления. Остальные, нарушив правила пар ковки, а именно пункт 12-2ПДД, остаются для сотрудников ГИБДД неуязвимыми. На деле это выглядит так: сотрудник ГИБДД составляет протокол, выписывает квитанцию, по которой штраф оплачивается в Сбербанке, и вручает ее водителю. Если его нет, а так чаще всего и происходит, сотрудник постоит-постоит - и дальше пойдет.
И сам факт штрафа, если удастся-таки вручить квитанцию водителю, и тем более его размер (всего-то 50 рублей) делу наведения порядка на улицах и дорогах, как видно, помогают мало. Заплатив в кассу полтинник, обладатель "девятки", и тем более "лексуса", забудет об этом на следующий же день. И впредь вряд ли будет объезжать облюбованное место. "В том виде, в котором она существует сейчас, эта мера недейственна", - говорит начальник УГИБДД ОВД Барнаула Петр Богомолов. В условиях сегодняшнего дефицита парковочных мест и перегруженности автомагистралей, по мнению начальника, гораздо эффективнее работала бы эвакуация оставленных транспортных средств, препятствующих движению машин или пешеходов. Так борются с нерадивыми парковщиками, например, в Москве. Главный "плюс" такой меры - можно обойтись без водителя, так как для составления протокола достаточно присутствия двух понятых. Затем эвакуатор забирает автомобиль и транспортирует его на стоянку. Копию протокола направляют в органы внутренних дел, где совершено административное правонарушение, и там уже работают с водителем. Хочет он снова "встать на колеса", пусть добирается на своих двоих до стоянки и забирает машину. Только сначала оплатит штраф и расходы, связанные с транспортировкой и охраной авто, выливающиеся в кругленькую сумму.
"Даже если размер штрафа существенно вырастет, как нам обещают в Госдуме, - продолжает Петр Богомолов, - ситуация не исправится, пока не будут созданы условия для правильных парковок - это обратная сторона проблемы. Ведь не все водители заезжают на тротуары и газоны, потому что недисциплинированные - зачастую им просто негде оставить транспорт".
Словом, та же проблема глазами водителя - не просто неудобство, а прямо-таки насущный вопрос. Да, обустройство парковочного "кармана" является непременным условием открытия любого учреждения. Но ситуацию крошечные "карманы" не спасают.
Причина дефицита мест для парковок очевидна: количество транспорта растет постоянно, причем гораздо быстрее, чем расширяются наши дороги и меняется планировка. Сегодня в Барнауле зарегистрировано свыше 150 тысяч автомотосредств, плюс к ним около 10000 передвигающегося по городу транзитного транспорта. Как сказал председатель комитета по архитектуре и развитию города Александр Макшанцев, с 1985 года, когда был принят план генеральной застройки, количество транспорта увеличилось в четыре-шесть раз. В то время как дороги расширены только на отрезках Ленинского и Комсомольского проспектов.
Кстати, администрация города собирается ужесточить требования к предпринимателям, которые открывают офисы и магазины на Ленинском проспекте. Как сказал заместитель председателя комитета по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи Александр Дементьев, парковочный "карман" должен прилагаться к ним в любом случае и должен обязательно строиться либо со стороны проспекта, а если места для него нет - то во дворе.
Прямого способа воздействовать на нарушителей правил парковки, каким представляется эвакуация, пока нет. Подобные меры обеспечения безопасности дорожного движения характеризуются как дополнительные и находятся в ведении органов местного самоуправления. Местная ГИБДД, по словам Петра Богомолова, собирается выйти с предложением к властям города и края принять соответствующий нормативный документ. (Интересно, где гаишники были раньше - не вышли с такой инициативой много лет назад? Проблема-то старая).
Получается, пока - в обозримом будущем - тротуары так и будут оставаться загроможденными, а нарушители-водители безнаказанными?