Казаки-разбойники с полосатыми жезлами
Новый автомобильный гост сразу сделал нарушителями сотни тысяч владельцев машин
Вереницы сигналящих машин на улицах, красные или оранжевые ленточки на антеннах или передних бамперах -сегодня только так многомиллионная армия автовладельцев протестует против "усовершенствования" Правил дорожного движения и неустанной заботы ГИБДД о том, чтобы человеку за рулем жизнь не казалась малиной.
Сразу оговорюсь, что мне как водителю с 30-летним стажем творящийся на наших дорогах беспредел тоже не по душе. В прошлом году автокатастрофы унесли жизни почти 40 тысяч человек. В основном из-за того, что не соблюдались элементарные Правила дорожного движения (ПДД). Поэтому ужесточать меры против отпетых лихачей и любителей покататься "под мухой" обязательно надо. Но пока создается впечатление, что блюстители порядка на дороге борются не столько со злостными нарушителями ПДД, сколько со всеми автовладельцами скопом. Причем продолжается эта игра в казаки-разбойники, где в роли первых выступает ГИБДД, а водителям приходится прятаться как разбойникам уже довольно продолжительное время.
В апреле 2004 года МВД выпустило приказ N 187 "О правилах задержания и запрещения эксплуатации транспортных средств", до. сих пор вызывающий нервную дрожь у автовладельцев. Если бы инспектора ГАИ строго следовали всем пунктам, то уже вскоре половина автопарка страны оказалась на штрафных стоянках или без номеров. В перечне нарушений, которые карались запретом на эксплуатацию, были и такие: не работает стояночный тормоз, неисправны стеклоочиститель или звуковой сигнал, вышла из строя система обогрева и обдува стекол, сломаны замки дверей или механизм регулировки положения сиденья. Снять номера могли и за грязные фары, за оторванные брызговики и даже за болтающиеся в салоне амулеты, если они, по мнению инспектора, мешали обзору.
В апреле 2005 года бывший начальник ГИБДД РФ, а ныне член Совета Федерации Владимир Федоров предложил возродить практику инструментальных проверок технического состояния автомобилей прямо на постах дорожно-патрульной службы, даже если водитель уже получил талон техосмотра. При выявлении в ходе этих проверок неисправностей номера также снимались бы, а автомобиль отправлялся на повторный техосмотр. В этих условиях даже самый добросовестный водитель каждый день рисковал остаться без машины. Как любят повторять в нашей милиции, придраться можно и к столбу.
С 1 марта 2006 года автомобилисты получили очередной "подарок". Отложив под давлением общественности и после массовых акций протеста введение новых ПДД, уже прозванных в народе "правилами стояния", власти тем не менее приняли новый автомобильный гост, делающий весьма проблематичным прохождение техосмотра для сотен тысяч автовладельцев. Самый интересный раздел этого документа "Требования к внешним световым приборам". Он практически повторяет положения новых ПДД, как раз и вызывавшие протесты владельцев иномарок: желтые "габариты" и красные поворотники объявлены вне закона. Также запрещен второй фонарь, подсвечивающий номерной знак. Замечу, что почти на всех иномарках и большинстве отечественных машин имеется по два фонаря на номере. Зато стоп-сигналов теперь должно быть три. Из других нововведений особого внимания заслуживают требования перевозить детей до 12 лет только в специальных креслах и покрыть "кенгурятники" эластичным материалом. Где взять кресла, способные вместить подростков, к 12 годам догоняющих ростом отцов, и чем обтянуть хромированные трубы? Эти вопросы инспекторов не волнуют.
Корреспондент "Труда" обратился к вице-председателю движения автомобилистов России Леониду Ольшанскому. Вот как он прокомментировал появление нового госта:
- Все это полное безобразие. Этот гост введен правительством, а такие документы надо обсуждать и принимать в Госдуме. Пора перестать перекладывать ответственность за безопасность дорожного движения исключительно на водителей.