Перейти к основному содержанию

Главная      Кресельный бум

Кресельный бум

Автокресло - не просто товар: его выбирают не как табуретку. Оно призвано спасти жизнь ребенку, если вдруг произойдет несчастье.

Свалившиеся как ком снега на не отошедшие от праздника головы большинства отечественных автолюбителей поправки в Правила дорожного движения практически лишили их дара речи. С 1 января, например, водителям запретили сажать детей в машины, не засунув их в специальные удерживающие устройства и не пристегнув там по полной программе.

Еще 30 декабря была директива всем постам ГИБДД, чтобы не открывали в январе охоту на нарушителей, оправдываются в московской службе ГИБДД. Но директива-то директивой, а в Интернете на автофорумах десятки историй тех, кому в праздничные дни пришлось раскошелиться за не пристегнутого сзади ребенка. А потому всеобщее народное мнение таково: либо эти поправки есть не что иное, как очередная уловка гаишников пополнить свой бюджет, либо лоббирование интересов тех, кто производит или тащит сюда из-за рубежа эти автокресла. Но как бы там ни было, пол-России после боя курантов судорожно решало философский для страны вопрос: что же предпочесть - давать на лапу гаишникам каждый раз по стольнику или, потратив 300 баксов, все-таки купить чаду автокресло?

В середине января введение новых правил в жизнь было приостановлено на год. Россия-матушка вздохнула с облегчением.

- Интерес к автокреслам за одну неделю после отмены нововведения упал сразу раза в три-четыре, - признался продавец в специализирующемся на них киоске.

Мы в 2003 году подписали европейский стандарт требований к качеству автокресел. Кто-нибудь об этом слышал?

- Ну что вы шум поднимаете?- пошли в атаку на меня в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД, куда я позвонила за разъяснением, как было принято решение обязать всех иметь автокресла.

Пристегивать всех, в том числе детей, оказывается, требовали еще правила 1980 года. Но в них вкралось противоречие: статья 22. 8 обязывала пристегивать детей до 12 лет только на переднем сиденье. А про заднее написать забыли, как запамятовали тогда регламентировать, сколько вообще детей можно сзади перевозить...

- А вы что, против безопасности своего ребенка в машине? - бросили меня в нокаут.

Ажиотаж, который творился вокруг автокресел в начале года, сопоставим лишь с тем, что творилось во время дефолта с продуктами. Сотни очумевших от свалившейся напасти мамаш атаковали магазины детских товаров и терзали продавцов, какое кресло предпочесть. Понятное дело, продавцы советовали первое, что стояло у них на витрине. Автокресла разлетались вмиг, на них велась запись.

- Хочу ознакомиться со сравнительным анализом креш-тестов на те модели, что есть в продаже, - подхожу уже к третьему, а потом и четвертому продавцу этого товара.

Но продавцы меня не понимают! Мне показывают на кресле значок "европейский стандарт" , мне протягивают рекламный буклет самого производителя о надежности детских сидений.

- Нет, хочу увидеть сравнительный анализ и заключение независимой экспертизы, - упорствую я. - Хочу видеть заключение ортопедов на кресла и, кстати, читать про это на русском языке.

Стоит ли объяснять, что ничего этого у них нет! А между тем автокресла - не просто товар: их выбирают не как табуретку.Автокресло призвано спасти жизнь ребенку, если вдруг произойдет несчастье. И выбор автокресла - целая наука: совпадать должны не только параметры кресла с весом ребенка. Не все кресла устанавливаются во все машины, у них разные ортопедические характеристики, вплоть до не рекомендованных к использованию на длительные поездки. У них разные оценочные баллы креш-тестов: среди продающихся сегодня на рынке марок автокресел достаточно большое количество тех, что получили во время испытания "О" - всего лишь "удовлетворительно" , это нижняя шкала обеспечения безопасности. Практически ни один покупатель автокресел не знает точно, как их покупать, что сравнивать, кому доверять. Кресло-переноску для самых маленьких надо крепить обязательно против хода движения автомобиля, зато своими глазами видела, как это кресло было установлено по ходу. Держу пари, даже понятие "креш-тест" знакомо единицам, лишь у кого есть доступ в Интернет. Мало того, в Службе безопасности дорожного движения мне не смогли порекомендовать, какое кресло предпочесть, мол, они характеристиками их не интересовались. А где же простым смертным-то об этом узнать?

А между тем самое плохонькое креслице стоит 200 долларов. А если детишек двое? Трое?

- Качество полностью соответствует цене. Дешевые автокресла покупать нельзя! - категорически заявляет менеджер интернет-магазина автокресел. - В их основе дешевый пластик, при авариях он раскалывается. Были случаи смертельных ранений детей именно самими креслами.

Россия не Америка и даже не Европа. Те проблемы, которые встали сегодня перед российскими родителями, им и не снились. Думаете, там может прийти в голову таскать тяжеленные автосиденья за собой, каждый раз когда покидаешь машину? А у нас воровство автокресел чуть ли не самый доходный бизнес у воришек.

Или их стоимость? У нас - больше среднемесячной зарплаты по стране, за рубежом - в худшем случае лишь десятая часть от зарплаты! А что делать тем, у кого в семье трое малолетних детей, если сзади помещается не больше двух детских кресел? Ставить вперед - тогда где поедут родители? За границей все просто как дважды два: отважился на трех детей - меняешь машину на большую.

Если ребенка в садик отвозит мама, а забирает дедушка на другой машине - нужно два авто-кресла? А если, не имея машины, кого-то изредка подвозят на дачу друзья? Или нужно забрать ребенка из роддома? А разве мало ситуаций, когда приходится ловить попутку? Согласно новым правилам женщину с ребенком подвезти сможет лишь тот, у кого в багажнике прячется автокресло! А если срочно надо в медпункт? Да сотни ситуаций, которые европейцам даже не придут в голову.

Ни одно российское предприятие не выпускает сегодня автокресла! И никто никогда с этой идеей к ним даже не обращался!

- Ну и что, что не выпускают, - прокомментировали это в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД, - спрос рождает предложение: пройдет время, и выпустят...

По новым правилам в специальных детских удерживающих устройствах должны сидеть дети до 12 лет. А теперь скажите: как хотя бы семилетку засунуть в такое кресло? Кресло "самой взрослой весовой" категории рассчитано на 36 килограммов. Мой 4-летний оболтус, всего-то 20 килограммов живого веса, в куртке не поместился в четыре из пяти предложенных нам сидений на примерку! А наш сосед, пятиклассник, вообще весит 45 килограммов. О том, что для старшеньких выпускаются бустеры - специальные сиденья без спинок с оттяжкой для ремня, вообще знают единицы. Но, увы, соседский одиннадцатилетка даже на этом бустере будет ехать со скрюченной набок головой - ну не помещается он по-другому в "жигуленок"!

- Скажите, где дано определение, что понимать под специальными детскими удерживающими устройствами? - звоню заместителю начальника нормативно-правового регулирования Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Дмитрию Митрошину. - Вот подушка под попой ребенка может быть устройством? Или скамеечка, чтобы повыше сидел? Что делать, если одиннадцатилетка уже давно выше своей мамы и ему под попу разве что листок бумаги помещается, - тоже подойдет как устройство?

Десятиминутные дебаты вылились в то, что подушку, оказалось, вполне можно признать "специальным удерживающим устройством" , а рослых детей надо просто пристегивать ремнями безопасности без всяких устройств под их попами.

- Ну кто к вам придерется, если ребенок будет грамотно пристегнут? А уж на чем он сидит...

Кто придерется, все прекрасно знают. Скажите, а зачем нам правила, которые можно как угодно трактовать? На одном он-лайн автофоруме есть история, как сотрудник ГИБДД пытался оштрафовать папашу за не пристегнутого сзади пятилетнего малыша. "Ребенку уже 12 лет" , - заявил водитель. И малыш тут же подтвердил, что ему "двиняцять". Ну и как сотрудник ГИБДД может проверить возраст ребенка, если проверка паспорта не входит в его полномочия? Лучше бы снабдили постовых мерной линейкой, а в законе прописали: всех, кто ростом до 140, возить в спецустройствах. Тут хоть логика бы прослеживалась.

У нас по стране действительно колоссальная цифра гибели детей в ДТП - причем треть из них погибают, будучи пассажирами.

- Соотношение головы и туловища у ребенка не такое, как у взрослого человека: у ребенка очень большая голова - она выполняет роль маховика. Поэтому при лобовом ударе даже на скорости 50 км дети вылетают из машины, пробивая головой лобовое стекло. К тому же при ударе тоненькая шея ребенка не может удержать голову и ломается, - объясняет на пальцах, чем опасна перевозка детей без автокресел, врач "Скорой помощи" Алексей Стешкин.

- При лобовом столкновении на скорости 50 км вес тела увеличивается в 33 раза, даже новорожденный будет весить почти сто килограммов - какая мать удержит его на руках? В результате он вначале ударится головой и ногами о переднее сиденье, а затем его силой в несколько тонн расплющит родитель, если он держал его сзади на руках, - вторят в ГИБДД.

Я разыскала видеосъемки креш-тестов автокресел. Своими глазами видела, как непристегнутые дети (а вернее, манекены) летали по салону машины при различных столкновениях и как их удерживают эти кресла. Теперь знаю, что если мой малыш стоит на коленях, разглядывая улицу в заднее стекло, при не самом сильном ударе он вылетит в ветровое стекло. Знаю, если он сидит посередине, чтобы смотреть вперед, неизбежно ударится о приборную панель и лобовое стекло. Поэтому я - за автокресло! И теперь никогда не повезу карапуза даже в такси без удерживающего устройства. Мне не жалко и тысячи долларов на сиденье ради безопасности ребенка. Но хочу купить автокресло добровольно!

По большому счету обязать всех у нас в стране иметь удерживающее устройство для ребенка в машине равносильно тому, как обязать всех ходить зимой в "кошках" , чтобы, мол, не поскользнуться на льду, - и северян, и южан одновременно. В том варианте, как ПДД вышли сегодня, - это однозначно просто еще одна кормушка для мздоимцев на дорогах. И ссылки на зарубежный опыт смешны: в той же Испании, где автокресла обязательны, разрешено рулить после бутылки вина! Может, и это переймем?

Почему не освободили автокресла от таможенной пошлины хотя бы на год? Почему не крутятся рекламные ролики с креш-тестами и обучающие программы, как эти кресла выбирать? Почему нет госзаказа на производство отечественных автокресел, если голова у власти болит действительно о безопасности детей? Нужен не закон. Нужно, чтобы каждый россиянин сам осознал, что он хочет приобрести это кресло. А не покупал его ради того, чтобы избежать штрафов.

P. S.

Не успели стихнуть "автомобильные страсти" , как Правительство выдвинуло очередную новацию в сфере ПДД, вновь вызвавшую бурную реакцию в обществе. И снова мне придется самой разбираться в последствиях новой реформы и на собственном опыте испытать горькие результаты нововведений...

***

А КАК У НИХ?

В 2000 году вся Западная Европа действительно перешла к обязательному использованию в машинах при перевозке малышей детских удерживающих устройств. Первые требования к перевозке детей появились еще в 1958 году, а автомобильное кресло для них было сконструировано в Швеции в 1963-м. Почти 40 лет Европе потребовалось на то, чтобы осознать их необходимость. В США, например, из роддома даже не выписывают, пока счастливый отец, приехав за ребенком, не предъявит специальное автокресло-люльку с ремнями безопасности и документ, подтверждающий то, что он в полиции прошел инструктаж, как эту автолюльку устанавливать в машине.

Есть только несколько "но". В Западной Европе и США давно налажен выпуск автокресел. У них разработаны стандарты безопасности на эти кресла. У них есть автомобильные организации, которые проводят независимые от производителей креш-тесты (испытания) представленных на рынке автокресел. К тому же любой желающий это автокресло за копейки может взять напрокат. Ими укомплектованы такси. Их предоставляют бесплатно при аренде машины. И, кстати, любой водитель без запинки ответит, что использование детских сидений сокращает на 40-65 процентов вероятность гибели ребенка при аварии.