Перейти к основному содержанию

Главная      Дороги, которые ведут... в суд

Дороги, которые ведут... в суд

Дороги, которые ведут... в суд, или Несколько полезных советов попавшим в аварию

Гюбому водителю, попадавшему в ДТП, наверняка доводилось читать потом в протоколе об административном правонарушении достаточно загадочную запись: "Водитель имярек не справился с управлением, в результате чего... (далее по тексту: совершил наезд на препятствие, опрокидывание в кювет, выезд на полосу встречного движения, где... и т. д. и т. п.)". При этом в протоколе не отражается почему, собственно, не справился, по чьей вине, и как-то так само собой получается, что крайними здесь назначаются водители. В 97 случаях из 100 они легко попадаются на эту удочку, тем более что пункт 10.1 Правил дорожного движения обязывает их вести транспортное средство с учетом дорожных и метеорологических условий. И лишь оставшиеся три процента "сильно умных" задаются вопросами: что значит "с учетом дорожных условий"? И должен ли кто-нибудь отвечать по закону, если эти дорожные условия не соответствуют требованиям федерального закона "О безопасности дорожного движения"? Отвечаем - должен!

Слава Богу, мы уже научились подавать в суд на жилищные службы, если на нашу машину с крыши дома свалилась сосулька. Но оказались не готовы делать то же самое в отношении дорожников, когда проезжая часть стала одной большой, угрожающей нашей жизни сосулькой. Или когда вслед за пришедшей на смену зимы весне, подобно подснежникам, на асфальте начинают выступать из-под снега выбоины и колдобины, которые дорожники не пожелали вовремя залатать. Да еще если при этом положение усугубила дорожная разметка, имеющая обыкновение сходить зимой практически на нет из-за недолговечности основной массы используемых для нее материалов, зимней шипованной автомобильной "обуви", а также применяемых вместе с песком противогололедных реагентов,

Не меньшую, чем дорожные службы, ответственность за тот бардак, что творится на наших дорогах во всякое время года, несет и ГИБДД Ибо государство наделило дорожную милицию не только правом "отстреливать" нарушителей на дорогах, но и обязало ее контролировать состояние этих самых дорог, обеспечивать по ним безопасное движение и даже принимать неотложные меры к устранению причин, создающих угрозу безопасности движения. Такую обязанность во исполнение все того же закона "О безопасности дорожного движения" МВД приказами N 410 и 297 возложило сразу на две службы - дорожного надзора и патрульную. А последний из них так и вовсе каждого дэпээсника сделал ответственным за все, что творится на дороге, - при обнаружении проблем, создающих угрозу безопасности движения, они обязаны тотчас же сообщать об этом дежурному по ГИБДД, а до устранения помех принимать меры по обеспечению безопасности и предупреждения водителей о грозящей им опасности.

Однако, несмотря на то что всяк сидящий за рулем надежно защищен от дорожных катаклизмов законом, милицейскими инструкциями и ГОСТом, на деле он оказывается неимоверно уязвим. И в действительности еще никто не видел главного инженера конторы по уборке за решеткой только за то, что он вовремя не почистил от снега проспект, оказав тем самым помощь пассажирам и водителю "Жигулей" в досрочной отправке в рай. Или инспектора ДПС, сделавшего то же самое, не поставив ограждение перед открытым люком или выбоиной, параметры которой превышали предельно допустимые в соответствии с ГОСТ-50597-93 (шестьдесят сантиметров по длине, пятнадцать - по ширине и пять - по глубине).

Между тем статья 24 уже упомянутого закона наделила граждан России правом обжаловать бездействие должностных лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Так- стоили сидеть, уныло сложа руки? Если, на ваш взгляд, ДТП случилось по вине дорожных служб и ГИБДД, в протоколе об административном правонарушении строчите пулеметной очередью: "ПДД не нарушал. Состояние дороги не соответствовало ГОСТу. Временные знаки ограничения максимальной скорости и минимальной дистанции, а также знак "скользкая..." или "неровная дорога" отсутствовали. Ходатайствую о проверке коэффициента сцепления дорожного покрытия на месте ДТП и прошу составить акт состояния дорожного покрытия". Проследите, чтобы при составлении схемы ДТП инспектор не "забыл" указать, что на месте аварии наличествует лед, снежный накат или выбоины. Если же он "упрется рогом", то, подписывая схему, отметьте в протоколе попутно и сам факт отказа инспектора выполнить ваше требование.

Увы, "рогом" он, скорее всего, "упрется". Поскольку в этом случае ему придется возложить ответственность- за ДТП или на самого себя, или на городские власти, в ведении которых и находятся дорожные службы Но милицейская власть городской глаз не выклюет, и только совсем уж безголовый инспектор может подать своему начальству рапорт "ДТП произошло вследствие ненадлежащего исполнения мною служебных обязанностей". Ибо возмещать участникам аварии причиненный их автомобилям ущерб должны будут, разумеется, те, кто недосмотрел, недоделал, недомыслил. Поэтому лишь в крайне редких случаях, если только не разбился насмерть какой-нибудь государственный чин, сотрудники ДПС составляют акт о состоянии проезжей части.

***

Советы непостороннего

Так что, показывает опыт, в большинстве случаев водителю, попавшему в ДТП по нерадивости дорожных служб, надеяться приходится только на собственную настойчивость и подкованность в юридическом плане. Для повышения которой и позволим себе дать всем, кто может попасть в аварию по вине дорожных служб, ряд полезных советов:

- считайте счастьем, если вы не просто наехали на столб, а встретились с себе подобным - в обоюдных интересах предложите ему письменно подтвердить, что состояние дороги действительно не позволяло избежать столкновения;

- если таковых не окажется, то обязательно постарайтесь найти свидетелей и записать их данные (фамилии, адреса, телефоны);

- требуйте от ГИБДД составления протокола в присутствии свидетелей, при этом старательно обращая их внимание как на дефекты дорожного покрытия, так и на отсутствие знаков (особенно временных), предупреждающих об опасности. Копия протокола должна быть вам предоставлена;

- по возможности зафиксируйте дорожную обстановку и место аварии на фото или видео - снимать надо так, чтобы можно было установить место происшествия: должны быть видны здания, таблички с адресами и прочие элементы ландшафта. После чего в своих объяснениях на отдельном бланке сразу же потребуйте привлечь к ответственности дорожно-эксплуатационную службу (отвечающую за опасный участок дороги), которая не сумела обеспечить соблюдение ГОСТов дорожного покрытия;

- независимо от наличия видимых травм в течение 24 часов после аварии обратитесь в травматологический пункт. Не исключена возможность скрытых травм и сотрясения мозга. Кроме того, результат аварии - сильнейший стресс. Ни в коем случае не отказывайтесь от больничного листа: продолжительностью свыше трех недель, он является основанием для возбуждения уголовного дела против виновников аварии;

- экономьте время, ведь для подачи иска, судебного разбирательства и рассмотрения кассационных жалоб существуют ограниченные законом сроки. Но ни в коем случае не экономьте на адвокате и консультациях юристов - в добавок к вышеперечисленным они дадут вам и еще немало полезных советов, а все суммы, затраченные на юридическую помощь, войдут в общую сумму иска.