МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
По новым правилам пройти техосмотр будет почти невозможно
Обещания главы правительства Михаила Фрадкова отсрочить введение новых Правил дорожного движения пока остаются словами. А между тем уже 1 марта вступают в силу поправки к ГОСТу Р 51709-2001. Тому самому, которым руководствуются организаторы техосмотра. Ни с "неправильным" цветом передних габаритов и задних поворотников, ни в "неправильной" резине весной на дорогу выехать не удастся.
Обновленный ГОСТ предписывает автомобилистам "моргать" задними поворотниками исключительно желтого цвета, светить только белыми фарами и габаритными огнями, велит оснастить авто дополнительным стоп-сигналом и одним задним противотуманным фонарем. И одновременно запрещает установку всякого нештатного осветительного оборудования -прожекторов, стробоскопической иллюминации и прочего баловства. Задумывалось все, как полагает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржарегто, во благо автовладельцам. На самом деле любители дешевых изысков изрядно досаждают остальным водителям, обвешивая свои машины раздражающей глаз цветомузыкой, устанавливая неестественно фиолетовые фары ближнего света и тонируя сверх меры задние огни. Против кустарного тюнинга, говорят, и был направлен новый ГОСТ.
Но, поскольку отечественных технических регламентов для техосмотра до сих пор нет, разработчики взяли за основу европейские стандарты, которым "американцы", некоторые "японцы" и даже отдельные "европейцы", сделанные для США, не соответствуют. То есть кататься на такой машине, если новые ПДЦ придержат, еще год будет можно. А вот официальным образом пройти ТО нельзя.
Вопрос в том, насколько просто и дешево эту проблему можно решить. Среди экспертов единодушия нет. Учредитель компании "Автотехклуб" Федор Усов полагает, что европейский аналог задним огням на американскую или японскую машину подобрать в России не составит труда. И стоить все удовольствие будет не дороже 300-400 долларов. А руководитель базы подготовки спортивных внедорожников Дмитрий Кондрашов уверяет, что не для всякого "американца" существует оптика европейского образца. Однако и в этом случае выход есть: найти "Кулибина", чтобы вырезал из поворотника красное стекло и аккуратно вклеил желтое. А обойдется затея гораздо дешевле. По той же схеме можно решить и проблему желтых передних габаритов.
Установка дополнительного стопсигнала и противотуманного фонаря тоже не сверхзадача. Сами блоки (китайского производства, дешевые) в избытке представлены на нашем рынке. А подсоединить их к автомобильной проводке смогут в любом автосервисе. Гораздо хуже все может получиться у тех, кто сменил обыкновенные галогенные фары на модный и дорогой ксенон. Даже если свет белый. По новому ГОСТу ксенону полагается "автоматический корректор фар". Эта штука сама регулирует направление светового пучка в зависимости от рельефа местности. Такими оснащаются сегодня новые автомобили, у которых ксеноновое освещение входит в базовую комплектацию. Но, как заявили "Родной газете" представители нескольких компаний, занятых автомобильной оптикой, "при замене галогенных фар на ксеноновые светом будет управлять лишь штатный электрический корректор". Можно лишь надеяться, что инспектора удастся уговорить. Или обмануть.
Единственное, пожалуй, предписание ГОСТа, не вызывающее возражений, - в погоне за Европой наши автомобилисты должны теперь обувать в шипованную резину все четыре колеса. Или вообще ездить без шипов. Ошипованный наполовину автомобиль по определению более склонен к сюрпризам на зимней дороге, особенно на крутых поворотах. И заметной экономии от этого никогда не было. То есть дважды получался самообман - и в смысле безопасности, и в смысле денег. Но себя-то к чему обманывать?
А самый, наверное, бесполезный пункт нового стандарта - об обязательности каталитического нейтрализатора. Если катализатор не работает или удален, пишут авторы документа, техталон такому автомобилю не положен. Комментируя пассаж, эксперты замечают: если катализатор не работает, автомобиль не поедет. И талон ему действительно не нужен. Когда же устройство удалено аккуратно (то есть вынута лишь начинка, а корпус на месте), то ни один досмотрщик не догадается, что нейтрализатора нет, если выброс вредных веществ из трубы не выше нормы. Но тут надо помнить, что нормы наши установлены с ориентиром на отечественные машины, с большим запасом против иномарок. Так что в любом случае надо стоять на том, что катализатор в машине есть.
А в целом, говорят наблюдатели, для многих автовладельцев новый
ГОСТ сделает подготовку к официальному техосмотру еще более хлопотной, а саму процедуру - еще более нервной и непредсказуемой. Упрощение же жизни, как всегда, будет стоить денег.
Самое же неприятное в том, что все хлопоты, которые обеспечила российским автовладельцам власть, исключительно пустые. Новые стандарты вряд ли ощутимо повлияют на уровень безопасности движения. Все-таки ДТП в России происходят главным образом не из-за красных поворотников. И не потому, что горят лишь два, а не три стоп-сигнала. Аварии в большинстве случаются совсем по другим причинам: по вине неквалифицированных водителей, из-за перегруженности дорог и их некондиционного состояния. Даже сами высокопоставленные представители ГИБДД признали, что треть прошлогодних ДТП - на совести коммунальных и дорожных служб.
Эти задачи и нужно решать в первую очередь. Но по плохим дорогам и в пробках мы, наверное, будем ездить всегда. Потому что и с тем и с другим трудно справиться. Зато изобрести необременительную для себя забаву, с очередным поражением в правах автовладельца, легко. Тем более когда знаешь, что наш человек ко всему плохому привыкает быстро. А к хорошему не приучен.
***
[Графические материалы:
Цены на детали и аксессуары, требующие замены при прохождении ТО по новому ГОСТу Наименование
Кол-во штук Цена за 1 шт. (руб.)
Материалы доступны в бумажной версии.]
***
СПРАВКА
БЫСТРО ЕЗДИТЬ -ДОЛГО СИДЕТЬ
Группа парламентариев внесла в Госдуму поправки к Кодексу административных правонарушений, ужесточающие наказание водителей за нарушения ПДД. В частности, за езду по тротуарам депутаты предлагают взимать 1000 рублей или лишать права управления на 1 год. Перестроение при интенсивном движении будет стоить 500-1000 рублей, а выезд на встречную полосу - 2-2, 5 тысячи. После трех нарушений, если в сумме они потянут на 10 баллов, законодатели предлагают отбирать права на 2 года или сажать нарушителя на 15 суток.