Спецлюди на спецмашинах
По данным за прошлый год, которые «ЮР» удалось получить в Департаменте обеспечения безопасности на дорогах МВД России, автомобили с особыми государственными регистрационными знаками совершили 4973 нарушения правил дорожного движения и поучаствовали в 420 ДТП. «Посильный» вклад внесли и южнороссийские чиновники. Самыми известными стали аварии с участием машины сопровождения губернатора Волгоградской области Николая Максюты и ДТП, в котором пострадал премьер-министр Чеченской Республики Сергей Абрамов. Если и существует более полная официальная статистика, в которой фигурируют «спецмашины» и водители «спецлюдей» — она находится за семью печатями. Сколько нарушений правил дорожного движения остались в недоступных для прессы милицейских сводках, остается только догадываться. И делать собственные выводы.
***
Государево лицо едет
Дорожные привилегии — явление современной истории. Конечно, в советские времена автовладельцы гонялись за «зеркальными» номерами, вроде 2442, и за престижными сериями «МОК», «МОС», «МОЛ». Но никаких законодательно утвержденных привилегий такие номера водителям не давали. Особые номера для номенклатуры ввел бывший глава ГИБДД Владимир Федоров. Будучи в Америке, он обратил внимание на номерные знаки с надписью government (англ, «правительство»). И решил ввести это у нас в стране, дабы каждый участник дорожного движения знал — едет «государево лицо», чиновник или депутат, и не более того!
К особым знакам отличия на дорогах России относятся: спецномера (цифры и серии номеров Совета Федерации, Администрации Президента РФ, Госдумы, Правительства России, Верховного и Конституционного суда), номера с «триколорами», номера с круглыми цифрами (100,001,999 и другие), спецталоны, запрещающие проверку автомобиля (на лобовом стекле) и мигалки, сирены, громкоговорящие устройства. К таким машинам как у участников дорожного движения, так и у доблестных представителей ГИБДД отношение особое.
В 2002 году бывший тогда министром внутренних дел Борис Грызлов своим решением оставил право на «беспрепятственный» проезд только за автомобилями первых лиц государства, которым положена государственная охрана (ФСО). Все остальные автомобили потеряли (по крайней мере, на бумаге) свою неприкосновенность и особый статус. За исключением одного «но»: инспекторы ДПС не могут оформлять на водителей «флаговых» номеров протоколы, а должны вместо этого составлять рапорты и отправлять их в Главное управление ГИБДД России.
***
Цветомузыка
Мигалки — частый спутник «флаговых» номеров — положены автомобилям двух категорий. Это «скорая помощь», пожарные, милиция, военная автоинспекция, аварийно-спасательные службы. Однако это правило имеет исключения: вполне законные «маяки» могут появляться на автомобилях оперативных сотрудников милиции, которые в остальное время ничем не выделяются из общей массы.
Ко второй категории относится служебный транспорт высших должностных лиц государства и президентской администрации. В их число входят члены правительства и заместители министров; Генеральный прокурор РФ и его заместители; председатель Банка России; судьи Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов; председатели Счетной палаты и Центризбиркома; руководители фракций и депутатских групп Госдумы; руководители исполнительной и законодательной власти регионов; «первые лица» ряда силовых и «специальных» ведомств. Разрешено ездить с мигалкой президенту Российской академии наук, председателям правления ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» и президенту ОАО «Российские железные дороги».
***
С водительским удостоверением человек открывает для себя новые горизонты. Но не всегда стандарты поведения на дороге умещаются в брошюру под названием «Правила дорожного движения» — бывает, что жизнь и ПДД не согласуются между собой. Чтобы не утруждать себя изучением догм ГИБДД, «ЮР» предлагает вниманию водителей новое толкование дорожных знаков, отвечающее требованиям времени.
***
«Движение вверх». Разрешается движение по карьерной лестнице
«Правый поворот». Движение направо разрешается при наличии партбилета «СПС» или «Яблоко»
«Движение во всех направлениях». Разрешается движение в любом выбранном, направлении
«Стоимость проезда в условных единицах»
«Красный обгон». Если вы не член КПРФ, движение разрешено только по правой полосе
«Черный РР». Впереди работают грязные политтехнологи
«Выброс адреналина». Не мечите бисер перед инспекторами ГИБДД
Курс рубля по отношению к доллару»
«Схема объезда препятствия»
«Движение по встречной полосе». Если того требуют государственные дела
«Платные услуги». За наличный расчет
«Дача главы региона»
«Разводка на деньги»
***
Комментарий
Феодальное неприкасаемое стадо
Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», организатор акции «Нет—мигалкам!» в защиту Олега Щербинского:
— У ВИП-машин есть право преимущественного проезда, но они забывают о том, что совершать этот проезд они должны только убедившись, что их пропускают. На трагическом примере погибшего губернатора Алтайского края Евдокимова могу сказать, что Олег Щербинский (водитель второй машины — «ЮР») не нарушал ПДД. Он начал маневр на пустой дороге, включив поворотник, а в это время на огромной скорости из-за пригорка выскочил «мерседес» губернатора. Вот у того было полно нарушений — скорость под 200 км/ч, сирена не включена, разрешение на «маячок» три года как закончилось, люди не пристегнуты. И к тому же Зуев (водитель Евдокимова — «ЮР») растерялся и совершил неправильный маневр. В результате — три трупа. Куда он так мчался?Спешил на день рождения Германа Титова...
По-моему, нужно всех чиновников пересадить на транспорт без знаков отличия, а мигалки и сирены оставить машинам «Скорой помощи», пожарным и милиции. Как в нормальных цивилизованных странах. То, что творится у нас
— это феодальное стадо с привилегиями и неприкасаемостью. А водители таких машин должны проходить специальную подготовку.
***
Досье «ЮР»
Ниже мы приводим информацию из открытых источников лишь о некоторых ДТП с участием высокопоставленных чиновников, которая так или иначе стала достоянием гласности.
Июнь 2001 года. Карачаево-Черкесия. Столкновение машины сопровождения экс-полпреда президента в ЮФО Виктора Казанцева с «МАЗом». Причина ДТП — выезд на встречную полосу водителя «МАЗа», жертвы — два сотрудника ГИБДД.
Апрель 2002 года. Ставропольский край. Столкновение «мерседеса» заместителя полпреда президента в ЮФО Николая Слепцова и машины «москвич», причина ДТП — нарушение правил обгона, жертв нет.
Январь 2003 года. Краснодарский край. Трасса Краснодар-Ейск, «мерседес» помощника полномочного представителя президента России по Краснодарскому краю врезался в прицеп трактора «Кировец». Причина ДТП — нарушение правил обгона и скоростного режима, жертвы — помощник полномочного представителя президента России по Краснодарскому краю Сергей Кучеренко и глава представительства нефтяной компании ЮКОС на Кубани Андрей Петров.
Август 2004 года. Волгоградская область. Машина «соболь» из кортежа губернатора области Николая Максюты совершила наезд на велосипедиста Сергея Кинжигазиева. причина ДТП — нарушение правил дорожного движения, жертвы — Сергей Кинжигазиев.
Ноябрь 2004 года. Республика Калмыкия. Трасса Астрахань-Элиста-Ставрополь, авария по вине водителя спецмашины, причина ДТП — не справился с управлением, жертвы — прокурор Астраханской области Александр Ус.
Ноябрь 2004 года. Ставропольский край. Трасса «Кавказ», автомобиль краевой администрации «дэу кондор» столкнулся с грузовиком «ЗИЛ», причина ДТП — превышение скорости и выезд «дэу» на встречную полосу, жертвы — председатель кисловодского отделения комитета по землеустройству администрации Ставропольского края Зоя Зимовед. Сотрудник этого же комитета Артем Тамразов и водитель Андрей Кулага.
Ноябрь 2005 года, Подмосковье. Бронированный автомобиль «мерседес» премьер-министра Чеченской Республики Сергея Абрамова столкнулся с грузовиком, причина ДТП — нарушение правил пересечения перекрестка, жертв нет. Сергей Абрамов серьезно пострадал, но остался жив.
Декабрь 2005 года. Кабардино-Балкария. Федеральная трасса «Кавказ», автомобиль премьера Северной Осетии Александра Меркулова на повороте врезался в дерево, причина ДТП — водитель не справился с управлением, жертвы — охранник Игорь Прожелов.
Федеральная трасса «Кавказ». На автомобиле «вольво» мэр города Лермонтов Сергей Трофименко (ставропольский край) столкнулся с машиной марки «Жигули», причина ДТП — выезд на встречную полосу, жертвы — Сергей Трофименко.
Федеральная трасса «Кавказ». «Мерседес», за рулем которого находился вице-спикер чеченского парламента Султан Зелимханов, столкнулся с ВАЗ-21099. В эти машины, которые после столкновения перегородили трассу, въехал на своей легковушке автоинспектор Сульян Давлетгириев. причины ДТП — нарушение скоростного режима, жертвы — Сульян Давлетгериев, вице-спикер Султан Зелимханов.
Автодорога «Черкесск-Домбай». Микроавтобус «форд гэлэкси» под управлением председателя комитета Госдумы Ставропольского края по социальной политике Виктора Лозового столкнулся с «семеркой», причина ДТП — выезд на встречную полосу, жертвы — водитель «семерки».
Январь 2006 года. Ставропольский край. Служебный «мерседес» главы краевого ГУВД Вячеслава Матвеева столкнулся с военным грузовиком, причина ДТП — нарушение правил пересечения перекрестка, жертвы — Вячеслав Матвеев, его сын и водитель Валерий Умрихин.
***
фото: