Пробка в законе создала аварию в головах
Поправки в правила дорожного движения (ПДД), внесенные постановлением правительства № 767 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.93 № 1090», способны крепко ударить по кошельку большинства автовладельцев в России. Кроме того, выполнить в реальной жизни некоторые из новых требований, откровенно говоря, невозможно. Автолюбительское сообщество, в которое входят и сами депутаты Госдумы, попросило премьера Фрадкова приостановить действие ряда нововведений в ПДД. По центральным каналам телевидения действительно прошло обращение главы Белого дома по поводу приостановления некоторых пунктов измененных ПДД. - На деле нововведения действуют. И ни о какой отмене их в ближайшее время речи быть не может – так прокомментировал ситуацию Сергей Мельников, начальник областного управления ГИБДД.
***
Комфорт - любой ценой
Любые изменения в правилах дорожного движения, принятые на федеральном уровне, имеют для жителей Костромы и области огромное значение: с каждым месяцем в городе становится на 10-15 автовладельцев больше. По данным службы автострахования, за последние несколько лет число автовладельцев в Костроме и области увеличилось в разы. И это трудно не заметить. Кто пробовал проехать по Советской днем, не говоря уже про часы пик, мог наблюдать непривычные для нашего города столпотворения машин, а также общественного транспорта на светофорах и перекрестках. В особенности при повороте на мост через Волгу. И при повороте из-под моста на улицу Нижняя Дебря. В центре города аналогичная история. Пробки нередко возникают и на самом мосту через Волгу, и на проспекте Мира, на улице Князева и Юрия Смирнова - по дороге в популярный супермаркет.
Таксисты давно уже пользуются всевозможными объездными путями через дворы или по набережной, правда, таких «умников» с каждым днем становится все больше, поэтому заторы возникают повсюду. Несмотря на это, желание купить иномарку, хотя бы б/у, у большинства наших земляков, потенциальных автолюбителей, не убавляется. Почему именно иномарку?
Во-первых, многие модели наших отечественных авто постепенно снимают с производства. То есть, случись что, детали брать будет неоткуда. А всевозможные навороченные и не очень модели иноземных машин, наоборот, все активнее вливаются в российский рынок.
Во-вторых, удобство. В наших автомобилях нет всей той полезной начинки, которой иностранцы пользуются уже целую вечность: автоматических стеклоподъемников, гидроусилителя руля, подушек безопасности и других не менее нужных функций. Они встречаются разве что у последней модели «Нивы», но она по цене не уступает иномаркам, а некоторые даже превосходит. (Надо сказать, самые удобные иномарки - машины на «полном автомате», но они очень дорогие.)
Ну и, в-третьих, скорость, позволяющая преодолеть расстояние, скажем, от Костромы до Москвы за 3-4 часа! А не за 6-7, если ехать на нашей модели. Вдобавок ко всему иномарка - это престижно. Их названия звучат так красиво и манко, прямо ласкают слух. Вот и идут люди на все, чтобы заполучить себе иноземного железного коня. Берут в кредит, продают лишнюю жилплощадь, меняют на земельный участок. А поддержать отечественного производителя, оказавшегося в полном пролете в последние годы, некому. Даже депутаты ГД, пересевшие было на отечественные «Волги», и те ездили на них недолго. Все по тем же причинам.
***
«Цветомузыка» за свой счет
Постановление, вступившее в силу с 1 января нынешнего года, включало такие нововведения, от которых у владельцев и отечественных авто, и иностранных волосы на голове зашевелились. И это понятно. Ведь согласно вновь отредактированному пункту 3.6. ПДД автовладельцам, имеющим габаритные огни одного цвета, придется отдавать их в сервис для замены цветов на другие. Указатели поворота должны быть желтыми, передние габаритные огни и указатель заднего хода должны быть белыми, задние габаритные огни и указатель торможения - красными, фары заднего и ближнего света - белыми, противотуманные фары - белыми или желтыми. Вот такая цветомузыка ценой в несколько тысяч долларов.
Что же до истории евростандарта, приблизиться к которому нацелены новые ПДД, то запретные нормы на габаритные огни стали действовать только для новых машин. У нас же переоборудовать свой автомобиль обязывают всех. Кроме того, наверное, глупо было бы предполагать, что все автовладельцы, которых в стране миллионы, в срок с 27 декабря (именно тогда вышло постановление) до 1 января смогут проделать все необходимые операции с габаритными огнями.
Понятно, что такая ситуация вызвала недовольство граждан. Между тем первые штрафы уже выписаны и оплачены.
***
«Прокрустово» кресло
Не меньшее негодование автолюбителей вызвано пунктом 22.9 новых ПДД. Согласно требованию, перевозка детей до 12-летнего возраста в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, отныне «должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка». За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 100 рублей. Такой пункт был введен неспроста. По статистике дорожных происшествий, при авариях маленькие дети нередко выскальзывают из-под ремней безопасности и гибнут вдвое чаще, чем взрослые. Такие устройства полностью соответствуют международным стандартам.
Но где гарантия того, что пристегнутый ребенок останется цел при столкновении, не имея никакой возможности маневра? И не станет ли это нововведение причиной еще большей детской смертности? Мы же не в Европе и не в Америке живем. И ездят у нас иначе, и права получают порой за деньги, не имея соответствующего правам навыка вождения.
Да и покупка устройства представляется весьма проблематичной - наша промышленность еще не готова к столь массовому выпуску кресел. Попробуйте купить сегодня такое сиденье в Костроме - вы его не найдете. В магазинах и салонах, где это можно было сделать, напуганные предстоящими штрафами автовладельцы смели все за считанные дни. Стало быть, за неимением лучшего водителям придется экстренно покупать сиденья у челноков, почуявших запах легких денег и привыкших дорого перепродавать некачественный товар, купленный где-то по дешевке. Но это ведь не свитер, не носки, а средство, призванное сохранить жизнь ребенку! К тому же, по правилам, на детское сиденье необходимо иметь сертификат. Но нигде не прописано, что водитель должен иметь его при себе. И что делать тем родителям, у кого дети акселераты? Ну не влезет ребенок в это кресло. Тогда что? Плати сотню и проезжай?
- Постановления издают не для того, чтобы их обсуждать или комментировать, - заметил Сергей Мельников, - их надо выполнять. Влезет ребенок в кресло или нет, это уже не проблема ГИБДД. Наше дело - соблюдать закон. А в законе по этому поводу сказано, что кресло должно быть соответствующим весу и росту ребенка. Детские сиденья - обязательное требование новых ПДД, и его никто не отменял. Пока автолюбителей не штрафуют за отсутствие спецсиденья для ребенка, но это не значит, что действие закона приостановлено. Просто водителям дается время на покупку удерживающих устройств. В скором времени, - заверил Сергей Владимирович, - начнем штрафовать всех нарушителей. Штраф -100 рублей. - У нас дети продолжают страдать в авариях, - посетовал он. Только в январе во время городских ДТП получили ранения пятеро детей. Если бы они были пристегнуты, этого могло не произойти. Что до габаритных огней, то особенно трудно придется владельцам американских и японских марок машин. Им нужно будет менять машину или изловчиться и переоборудовать ее.
Однако, по мнению Андрея Мягкого, сотрудника популярного в городе автосервиса, на некоторых марках авто произвести замену габаритных огней просто невозможно. Да, владельцам нужно будет продавать машины. Вопрос - кто их купит?
К счастью, остальная часть нововведений в ПДД «бесплатная». К примеру, требование включать ближний свет при движении вне населенных пунктов даже в светлое время суток. По оценкам экспертов, оно позволит сократить число ДТП, так как автомобиль становится лучше виден на трассе.
Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. Поэтому автовладельцам придется раскошелиться и подладиться под новые требования ПДД. А у торговцев появилась настоящая золотая жила -детские удерживающие устройства. Сегодня они нарасхват.