Перейти к основному содержанию

Главная      Сомкнули правые ряды

Сомкнули правые ряды

Репортаж с акции протеста "Нет мигалкам!" - в защиту Олега Щербинского

Екатерина ИВАНОВА, наш спец. корр. : "Автомобильное сообщество становится серьезной социальной силой"

Всероссийская акция протеста "Нет мигалкам!" в защиту Олега Щербинского собрала десятки тысяч участников по всей России. Автомобилисты Барнаула, Владивостока, Воронежа, Екатеринбурга, Калининграда, Кемерова, Краснодара, Красноярска, Магадана, Москвы, Мурманска, Нерюнгри, Нижнего Новгорода, Новороссийска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Чебоксар, Челябинска, Южно-Сахалинска и Якутска выразили свой гражданский протест, выехав на улицы своих городов.

"Несправедливый приговор, вынесенный алтайскому железнодорожнику Олегу Щербинскому, стал прямым вызовом всем автомобилистам России. Признав Олега виновным в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, суд тем самым признал за чиновниками право грубо нарушать Правила дорожного движения" , - говорится в заявлении народного движения автомобилистов "Свобода выбора" , организовавшего акцию.

Самым массовым протест оказался в столице. По разным оценкам, в колонне, которая практически блокировала движение на некоторых улицах Москвы, было до полутора тысяч автомобилей. Среди протестующих находился и наш корреспондент.

Сбор был назначен на воскресный полдень. Лидер "Свободы выбора" Вячеслав Лысаков накануне сообщил, что с двенадцати до часу участники будут собираться на Крылатской улице, а потом колонна двинется в сторону Воробьевых гор.

В половине первого на Крылатской улице была пробка. В воскресенье. По направлению к центру ползли автомобили с включенной аварийкой, обклеенные плакатами, с оранжевыми и черными ленточками на антеннах. Назначенного времени старта колонны не удалось дождаться - слишком много людей приехали поддержать осужденного Олега Щербинского. По официальным данным ГУВД Москвы, в акции приняли участие "450 единиц транспорта" , но только в хвосте колонны было не меньше трехсот автомобилей.

Многие еще только пристраивались к колонне в конце Крылатской улицы, а "голову" уже встречали сотрудники ДПС на Рублевском шоссе. На амбразуру были брошены не только автомобили патрульной службы, но даже и снегоуборочные машины.

- Мы едем в правом ряду по Рублевке, вдруг перед колонной встает грузовик, - рассказывает Александр, участник акции. - Я хочу его объехать, в этот момент от обочины отъезжает милицейская "девятка" и в мегафон мне кричат: "Водитель синей автомашины "Фольксваген" , принять вправо и остановиться!". А мало ли синих "Фольксвагенов" на Рублевке! Я быстро уехал, но колонну все-таки умудрились разбить.

Как рассказал другой участник акции протеста, Евгений, на некоторых участках дороги сотрудники ГИБДД боролись с автолюбителями совсем уже топорно:

- Милицейская машина вклинивается в колонну, а потом останавливается и включает аварийку. И все. А за обгон машины со включенным спецсигналом по новым правилам - вплоть до лишения прав.

Еще один автомобилист рассказал "Новой" , что гаишники для блокирования колонны специально включали красный светофор на повороте с Аминъевки на Мичуринский. В ГИБДД города эту ситуацию нам прокомментировали так:

- Такие действия сотрудника ДПС были вызваны объективной необходимостью. В зависимости от дорожной ситуации сотрудники ГИБДД могут переводить светофоры на ручное управление.

Официальные лица из ГИБДД комментируют воскресную акцию протеста весьма сухо. Причем дело вовсе не в указаниях свыше: "Задачи препятствовать колонне не было". Скорее всего, официальные лица просто оказались между двух огней - государством и собственной позицией.

- Честно говоря, я поддерживаю Щербинского, - признался капитан милиции, старший инспектор 2-го отдела 2-го отделения ДПС на спецтрассе, пока выписывал штраф сотруднику "Новой".

Наш коллега "попался" стражам дороги в начале Рублевского шоссе вместе с еще несколькими машинами. Кроме него, инспекторы придрались к другому участнику акции - Алексею, который в знак протеста прикрепил к своей "Тойоте"... ведро. Ведро символизировало мигалку, причем аллегория удалась: милиционеры придрались именно к тому, что конструкция на крыше автомобиля была слишком похожа на спецсигнал. Правда, формально Алексея остановили всего лишь ради проверки документов.

- Я спросил: а почему вне стационарного поста? На это мне ответили, что у них есть ориентировка на похожую машину. И все, не придерешься.

Еще до того, как на Смотровую площадку приехали первые участники акции, на Воробьевых горах обосновались сотрудники милиции, которые перекрыли парковку и не пускали даже отдыхающих, которые приехали на лыжный чемпионат. В помощь ГИБДД были пригнаны два автобуса с ОМОНом.

Участники акции подъезжали "порциями". Единую колонну все-таки разбили - кого-то отсекли на Рублевке, кого-то на Мосфильмовской улице. Торжественного финиша не получилось, но некоторые делали "почетные круги" по площадке. К одной такой мини-колонне совершенно неожиданно присоединился свадебный лимузин - случайно оказавшись среди участников акции, он тоже включил аварийку и медленно прополз перед телекамерами.

Хвост колонны подтянулся на Смотровую площадку лишь к половине третьего. Примерно в это же время несколько сержантов милиции, вооружившись мегафонами, взобрались на парапет и объявляли: "Всем разойтись, митинг окончен!". В сторонке стоял полковник в защитной форме, которого тут же стали атаковать участники акции:

- Какой митинг, вы о чем?

- Сержант ошибся, - констатировал полковник и ретировался.

По большому счету ошибку сержанта можно оценивать как провокацию. Так же, как и весьма забавный диалог бойцов ОМОНа с членами клуба экстремальных авторазвлечений URTeam. Уличные гонщики, всем клубом приехавшие поддержать Олега Щербинского, разместившись на парковке, общались с другими участниками акции. Двое мужчин в форме без каких-либо опознавательных знаков, кроме нашивок ОМОНа, подошли к кружку:

- Ребят, пивка не хотите?

Гонщики напомнили бойцу, что распитие пива на улице запрещено законом. Тогда омоновцы предложили ребятам из URTeam "попить пива в машинах" и вообще "исчезнуть с площадки".

- А что, нельзя стоять и общаться? - уточнил организатор клуба Роман.

- Ну, - сменили тактику бойцы, - мы же тоже домой хотим, а из-за вас начальство нас не отпускает.

Посчитать точное количество штрафов, которые заработали участники акции, невозможно. В основном людей привлекали за мелкие нарушения - кто-то забыл пристегнуть ремень, кто-то поворачивал не из того ряда из-за того, что проехать не давали сотрудники ГИБДД, кто-то случайно обогнал патрульную машину. Многие оштрафованные считают, что их наказали незаконно. Как нам сообщили в ГИБДД Москвы, "если протокол был составлен с нарушением закона, то люди могут это обжаловать, и в таком случае сотрудник, допустивший это, будет обязательно наказан". Будет ли кто-то обжаловать протоколы, составленные во время акции, покажет время. Узнать об этом можно на официальном интернет-сайте "Свободы выбора" www. 19may. ru. Кстати, после акции протеста посещаемость странички выросла в несколько раз. Желающих узнать об акции "Нет мигалкам" в два раза больше, чем посетителей самого известного в России сайта знакомств, и, по некоторым данным, даже на страничку президента Путина в начале недели приходило меньше граждан, чем на сайт "Свободы выбора".

***

Лозунги Всероссийской акции протеста "Нет мигалкам!"

"Я водитель второго сорта!"

"Сегодня Щербинский, завтра ты!"

"Власть! Извинись перед Олегом!"

"Приговор Олегу - это приговор всем нам!"

"Мигалку - спасателям, а не убийцам!"

"А вам не жмет ваше правосудие?"

"Попал под мигалку - суши сухари"

"Щербинский - это мы"

"Я не хочу быть следующим!"

"Чиновник! Торопишься? Дуй бай метро!!!"

"Иванова - в тюрьму, Щербинского - домой!"

"Мнение президента - еще не закон!"

"Президент сказал: виновен! Суд ответил: сделаем!"

"Евдокимов был бы против!"

"Поставил мигалку - посадил человека!"

"Чиновник, сними мигалку, стань ближе к народу!"

***

ГОЛОС ВЕРТИКАЛИ

На следующий день после Всероссийской акции в поддержку Олега Щербинского с заявлением выступил спикер Совета Федерации. Сергей МИРОНОВ согласился с необходимостью четко прописать правила выдачи и, главное, пользования спецсигналами: "Я поддерживаю акцию в поддержку Олега Щербинского и обратился в прокуратуру с тем, чтобы это дело было рассмотрено в порядке прокурорского надзора. На сегодняшний день четкие правила, касающиеся передвижения спецмашин, отсутствуют. В России не должно быть граждан, которым просто не повезло, и они оказались в ненужном месте в ненужное время".

***

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вячеслав ЛЫСАКОВ, лидер народного движения автомобилистов "Свобода выбора":

- Властной элите стало дозволено все - безнаказанно давить прохожих, как в случае с сыном министра Иванова; ездить по дорогам, нарушая любые правила и подвергая смертельной опасности пешеходов и водителей. Что мы можем сделать в этой ситуации?

Автомобильное сообщество становится серьезной социальной силой, эффективной формой гражданского протеста, да мы и сами знаем свой потенциал. Наш гражданский, человеческий долг - донести до ВСЕЙ вертикали власти наше возмущение и нетерпимость нынешним положением вещей.

Владимир ВОЛОШИН, участник акции:

- Я получил большой заряд бодрости и оптимизма, когда увидел тысячи людей. Людей, публично выразивших свое отношение к происходящему в нашей стране бардаку. Людей, которым небезразличны беды ближних. Людей, которые хотят, чтобы в России удобно и комфортно жилось всем, а не только кучке зажравшихся нуворишей и чиновников.

Александр, участник акции:

- Знаете, и такая вот мысль в голову пришла: как бы там ни сложилась судьба господина Щербинского, он уже знает, что он - не один и что он, равно как и любой другой гражданин, - не отдельно стоящий винтик, которого может то ли по ошибке, то ли по чьему-то злому умыслу, не поперхнувшись, проглотить огромная государственная машина.

Роман, организатор клуба экстремальных авторазвлечений URTeam:

- Мы приехали поддержать Олега всей командой. Нам проще собраться, мы держимся вместе - и поэтому мы заметнее.

Дело Щербинского касается всех, а уличные гонщики страдают от несправедливого закона чаще других. Например, не далее как вчера сотрудники ДПС перегородили нам въезд на площадку одной из школ экстремального вождения, аренду которой мы оплатили заранее, и требовали с нас 5000 рублей "на лапу" , чтобы пропустить на совершенно законный дрифт.