Перейти к основному содержанию

Главная      Знаковое явление

Знаковое явление

Место, где спрятаны новые дорожные знаки

Информация о введении новых дорожных знаков прозвучала еще в прошлом году. Как обещал Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, 24 новых дорожных знака, а также 18 разновидностей уже существующих должны были появиться с 1 января 2006 года.

Прошло уже больше месяца, но дороги новинками автомобилистов не удивляют. Мало того, многие из них даже не знают о придумке и, тем более, не представляют, как эти знаки должны выглядеть (а среди них есть и запрещающие). Мы же выяснили, что именно и каким способом нарисовано на новых знаках, где их делают и кому выгодно расширение их перечня.

Шагающий человек

Все это мудрено называется "Приведение существующих знаков в соответствие с международной Конвенцией о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейским соглашением 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы". А немудрено: "Мы хотим в ЕС". Поэтому знаки "Искусственная неровность", "Затор", "Контроль", "Радио" и остальная компания все-таки вышли в свет. Зачем явились они в дорожный мир, вопрос скорее риторический, чем философский.

Подумать только, знаки "Неровная дорога" или

"Опасная обочина"! Если у нас почти все дороги неровные и обочины опасные, нам теперь этими знаками все дороги завесить надо. Или знак "Пляж/Бассейн". Для нашей страны, где есть только три месяца в году, пригодных для купания, и в бассейнах которой периодически рушатся крыши, это почти издевка. Да еще странная голова, нарисованная над волнами. Она не круглая, но с носом, причем нос слишком мелкий, какой-то китайский... Знаки "Туалет", "Милиция", а также знак, на котором шагающий человек, красная снежинка и надпись "Зона", даже комментировать не хочется.

А вот новый вариант знаков, обозначающих начало и конец населенных пунктов, принимали явно с учетом психологических аспектов восприятия информации. Раньше как? Делали просто. Выводили белым по синему "Козлятово". Когда "Козлятово" кончалось, написанное перечеркивали. Теперь все будет иначе. На белом прямоугольнике - черный ряд домов. Тоже, я бы сказала, не слишком жизнеутверждающая картина. Хотя не для красоты ведь. Как говорит наука, своевременная информация об условиях движения позволяет сэкономить в год 10 - 12 миллионов литров бензина на каждый миллион автомобилей. Такая занимательная математика, о которой все давно осведомлены в заинтересованных организациях.

Мельчает человек

Обычные ворота и крашенная в синий цвет проходная.

Сразу при входе предприятие "Дорожные знаки" устроило исторический стенд - своеобразную мемориальную доску всех отечественных дорожных знаков. Стартует экспозиция с непростого 1937 года. В те времена знаки сколачивали из деревянных досок, которые позже, видимо, пустили на производство ящиков для апельсинов.

Дальнейшая эволюция дорожного знака происходила плавно. Доски меняли на фанеру, фанеру - на железо, железо - на алюминий, алюминий - на оцинкованное железо и т.д. "Кирпич", стрелки, цифры с тех пор особо не изменились, а вот вид человека на знаке выдержал не одну редакцию. Например, раньше пешехода изображали почтительно, в шляпе, цельнопрорисованного, под ногами у него частая "зебра". Теперь человека составляют по частям: лысая голова и правая нога оторваны от туловища, "зебра" всего из трех полосок. Короче, мельчает с годами человек, а с ним и "зебра". Семьдесят лет будет в следующем году, как "Дорожные знаки" делают знаки, но ни разу они не придумывали знаки сами - все ГОСТ.

Уже под Новый год лежала на заводе пилотная партия новых знаков. Двести штук на нужды страждущих. Но их никто не заказывал. Теперь, потихоньку, новые знаки начинают покупать, но путаница остается. Люди вроде просят один знак, а им объясняют, что он теперь изменился. И люди понимают, что над ними шутят, потому что новых знаков они нигде не видели и слышать о них не слышали. Тогда этим людям показывают беленькую книжечку под названием ГОСТ, и они согласно кивают. Люди верят ГОСТам.

Не надо думать, что это за знаками приезжает неосведомленная ГИБДД. Инспекция к знакам имеет не прямое, родственное, отношение, она только контролирует их наличие на дорогах и определяет им место. Покупкой, монтажом и обслуживанием занимаются специальные дорожные организации. Именно они решают, какой знак будет висеть на вверенной им территории. Алюминиевый или из оцинкованного железа. Покрытый краской или пленкой, и если пленкой, то с каким классом яркости - с недорогим инженерным или с ценным высокоинтенсивным. Есть еще так называемый "алмазный", но он вообще, как трюфели для гурманов, супердорогой. Поэтому "алмазные" знаки едут на спецтрассы или участки с большим процентом аварийности. Чтобы увидеть в действии светоотражающие способности сразу большого количества таких знаков, достаточно в сумерках совершить автомобильную прогулку по Рублево-Успенскому шоссе. Как же светится!

Воруют...

Приехал на днях мужик из Калуги заказывать сразу много знаков. Ходил, приглядывался, выбирал. "Это что? - говорит. - Алюминий? Не надо мне. У меня его наутро сопрут, вместе со столбами выкопают. Мне что попроще". Воруют... Даже обычные знаки. В народе установили, что круглые знаки идеально подходят на бочки для полива огорода, а фанерные - для изготовления домиков для кошек. Пока воров поймать не удавалось.

Самый дорогой по цене знак из всех массовых - это знак "Стоп": квадрат с обрезанными углами (900 - 2000 рублей в зависимости от размера). Далее по степени уменьшения стоимости следуют: квадрат, круг, треугольник. Горизонтальные прямоугольники знаков дополнительной информации, а также знаки сервиса, знаки "Однопутка", направления поворота и информационные щиты в рейтинг не вошли. Хотя можно сказать, что наиболее затратными для дороги являются импульсные стрелки, мигающие в ночи, и в которые, несмотря на исправную работу светодиодов, все равно часто врезаются.

Вырезается информационная часть знака из пленки специальным прибором. Ручки, ножки, огуречик - получился человечек. Шелкограф Оля с восьми до половины пятого клеит, иногда красит знаки на станке. В этот момент правила дорожного движения - в ее тонких пальчиках. Процесс привычный. Чем деталей больше, тем клеить сложнее. Можно, например, что-то забыть - будет брак. Его заметят и исправят, а вот поцарапанную поверхность знака реанимировать почти невозможно. Впрочем, как и намеренно готовый знак испортить - отодрать цифру, фигуру или стрелку. Пленка, которую наклеивают на железную основу, можно считать, схватывается намертво, хотя срок службы современных знаков больше десяти лет не длится.

Память по Минавтодору

Странно, что никто не удосужился подсчитать, сколько в столице всего постоянных дорожных знаков, не беря в ум знаки временные. В самом западном городе страны Калининграде подобный учет провели. Сумма всех дорожных знаков оказалась достаточно скромной, равной одной тысяче. Много лет назад, в период существования Минавтодора, потребность страны в знаках обозначалась миллионом штук в год. "Дорожные знаки" тогда делали 150 000. Сегодня коллектив в сто человек способен за смену выдать дорогам 300 - 700 знаков, но посчитать, сколько их в какие регионы идет, невозможно.

Несмотря на то что новые стандарты на дорожные ограждения, дорожные знаки, светофоры, разметку и правила их применения уже действуют, ажиотажа на предприятии, выпускающем большую часть из вышеперечисленного, нет. Также нет в ГИБДД никаких просветительских плакатов на эту тему. Получается, что автомобильная часть населения находится в неведении, но вроде как обязана знать о новых знаках все. А гражданам-неавтолюбителям до этого вообще нет дела. Их возит автобус, остановки для которого, тоже, кстати, делают там же, где дорожные знаки. Зато типографии вовсю печатают новые правила дорожного движения. Здесь горячая пора. Знаков на дорогах еще нет, а в правилах они уже есть. Но посмотреть на настоящие пока нельзя. Поэтому тем, кто честно сдает экзамены на права, можно пожелать удачи, а тем, у кого права давно, посоветовать устроить самостоятельный ликбез, т.е. пойти и купить книжку. Книга - она ведь лучший друг и подарок, даже если в ней вместо прозы дорожные знаки.