Знаковое явление
Новые дорожные указатели уже полтора месяца лежат не востребованными ни инспекторами ГАИ, ни дорожниками
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ ОБЕЩАЛ, ЧТО С 1 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА НА УЛИЦАХ И ТРАССАХ СТРАНЫ ДОЛЖНЫ ПОЯВИТЬСЯ 24 НОВЫХ ДОРОЖНЫХ ЗНАКА, А ТАКЖЕ 18 РАЗНОВИДНОСТЕЙ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ. ПРОШЛО УЖЕ БОЛЬШЕ МЕСЯЦА, НО ДОРОГИ НОВИНКАМИ АВТОМОБИЛИСТОВ НЕ УДИВЛЯЮТ. БОЛЕЕ того, МНОГИЕ ВОДИТЕЛИ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ О НОВОВВЕДЕНИИ И НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ, КАК ЭТИ ЗНАКИ ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ. ОКАЗЫВАЕТСЯ, что НОВЫЕ ЗНАКИ ПРОСТО НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ У РАБОТНИКОВ ДОРОЖНЫХ СЛУЖБ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИХ ВЫВЕШИВАТЬ.
Кампания по модернизации знаков на российских дорогах официально называется "Приведение существующих знаков в соответствие с международной Конвенцией о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейским соглашением 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы". А неофициально: "Мы хотим в ЕС". Поэтому новые знаки "Искусственная неровность", "Затор", "Контроль", "Радио" и остальная компания все-таки вышли в свет. Зачем явились они в российский дорожный мир, вопрос скорее риторический, чем философский.
Подумать только, зачем нам нужны знаки "Неровная дорога" или "Опасная обочина", если у нас почти все дороги неровные и обочины опасные. Или знак "Пляж/Бассейн". Для нашей страны, где только три месяца в году пригодны для купания, а бассейны в городах можно пересчитать по пальцам, это почти издевка. Изображения "Туалета", "Милиции", а также шагающего человека на фоне красной снежинки и надписи "Зона" даже комментировать не хочется.
А вот новый вариант изображения начала и конца населенных пунктов принимали явно с учетом психологических аспектов восприятия информации. Раньше как было? Попросту выводили белым по синему "Козлятово". Когда это Богом забытое "Козлятово" кончалось, написанное перечеркивали. Теперь все будет иначе. На белом прямоугольнике - черный ряд домов. Тоже, заметим, не слишком жизнеутверждающая картина. Хотя не для красоты ведь. Как говорит наука, своевременная информация об условиях движения позволяет сэкономить в год 10-12 млн. литров бензина на каждый миллион автомобилей. Такая вот топливная математика, о которой давно осведомлены в заинтересованных организациях.
Мельчает человек
Обычные ворота и крашенная в синий цвет проходная. Сразу при входе предприятие "Дорожные знаки", расположившееся в подмосковных Мытищах, устроило исторический стенд - своеобразная мемориальная доска всех своих произведений. Стартует экспозиция с непростого 1937 года. В те времена знаки сколачивали из деревянных досок. Дальнейшая дорожная эволюция происходила плавно. Доски меняли на фанеру, фанеру на железо, железо на алюминий, алюминий на оцинкованное железо и так далее. "Кирпич", стрелки, цифры с тех пор особо не изменились, а вот образ человека на знаке выдержал не одну редакцию. Например, раньше пешехода изображали почтительно, в шляпе, цельнопрорисованного, под ногами у него частая "зебра". Теперь человека составляют по частям: лысая голова и правая нога оторваны от туловища, "зебра" всего из трех полосок. Короче, мельчает с годами человек, а с ним и "зебра".
Уже под Новый год на предприятии лежала пилотная партия новых знаков. Целых двести штук. Но их никто не заказывает. Не пользуются они популярностью.
Покупкой, монтажом и обслуживанием знаков занимаются специальные организации: дорожно-ремонтно-строительные управления и дорожно-эксплутационные предприятия. Именно они решают, какой знак будет висеть на вверенной им территории. Алюминиевый или из оцинкованного железа. Покрытый краской или пленкой, и если пленкой, то с каким классом яркости - с недорогим инженерным или с ценным высокоинтенсивным. Есть еще так называемый алмазный, но он вообще как трюфеля для гурманов - супердорогой. Поэтому "алмазные" знаки едут на спецтрассы или участки с большим процентом аварийности. Чтобы увидеть в действии светоотражающие способности сразу большого количества таких знаков, достаточно в сумерках совершить автомобильную прогулку по Рублево-Успенскому шоссе. Как же там все светится!
Самый дорогой по цене знак из всех массовых - это красный восьмиугольник "Стоп" (стоит от 900 до 2 тыс. рублей, в зависимости от размера). Далее по степени уменьшения стоимости следуют: квадрат, круг, треугольник. Горизонтальные прямоугольники знаков дополнительной информации, а также знаки сервиса, знаки "Однопутка", направления поворота и информационные щиты в рейтинг не вошли. Хотя можно сказать, что наиболее затратными для дороги являются импульсные стрелки, мигающие в ночи и в которые, несмотря на исправную работу светодиодов, все равно часто врезаются.
Память по миллиону
Странно, что никто не удосужился посчитать, сколько всего в столице постоянных дорожных знаков, не беря в ум знаки временные. В самом западном городе страны Калининграде подобный учет провели. Сумма всех дорожных знаков оказалась достаточно скромной, равной одной тысячи. Много лет назад, в период существования Минавтодора, потребность страны в знаках обозначалась миллионом штук в год.
Сейчас же, несмотря на то, что новые стандарты на дорожные ограждения, знаки, светофоры, разметку и правила их применения уже действуют, ажиотажа на предприятии, выпускающего большую часть из вышеперечисленного, нет. Также нет в ГИБДД никаких просветительских плакатов на эту тему. Получается, что автомобильная часть населения находится в неведении, но вроде как обязана знать о новых знаках все. А неавтолюбителям до этого вообще нет дела. Их возит автобус, остановки для которого тоже, кстати, делают там же, где дорожные знаки.
Зато типографии вовсю печатают новые правила дорожного движения. Здесь горячая пора. Знаков на дорогах еще нет, а в правилах они уже есть. Но посмотреть на них настоящих пока нельзя. Поэтому тем, кто честно сдает экзамены на права, можно пожелать удачи, а тем, у кого права давно есть, посоветовать устроить самостоятельный ликбез, т.е. пойти и купить книжку.