ПОРАЖЕНИЕ В ПРАВАХ
Нарушителей ПДД ждет ужесточение финансовой ответственности
Российских автомобилистов ждет неприятный сюрприз. Вчера на рассмотрение Государственной думы были внесены предложения по ужесточению ответственности за нарушение Правил дорожного движения. Если предложения депутатов будут приняты, недисциплинированным водителям придется раскошелиться, а то и вовсе остаться без "прав".
Поправки в Кодекс "Об административных правонарушениях" (КоАПП) внесли депутаты Александр Москалец, Владимир Плигин и Александр Харитонов.
Предложения направлены на повышение безопасности дорожного движения в стране, где каждый год в ДТП гибнет около 40 тысяч человек. Но, как показывает практика, одно только повышение штрафов ситуацию не спасет.
Первое "нововведение" (слово это неслучайно взято в кавычки) - возврат к балльной системе, существовавшей восемь лет назад. Предлагается, например, при совершении трех и более серьезных нарушений, оцениваемых в сумме десятью и более штрафными баллами, лишать водителей права управления транспортным средством на срок до двух лет (или привлекать его к административному аресту на срок до 15 суток). Очевидно, с привлечением к общественно полезному труду. Сложно сказать, что предпочтут нарушители - две недели ночевать в КПЗ и мести улицы, или 104 недели передвигаться по городу пешком. Сурово. Но иначе, по мнению одного из разработчиков законопроекта Владимира Плигина, нельзя. По его словам, ужесточение наказаний вызвано тем, что "огромное количество людей сегодня гибнет на дорогах, и это явление приобрело уже массовый характер".
Предполагается, что "серьезными" будут считаться такие общественно опасные нарушения Правил дорожного движения, как проезд на красный свет, выезд на полосу встречного движения и т. п. Кроме того, весьма солидными - в размере 25 МРОТ (на сегодня 2500 рублей) - штрафами предлагается наказывать тех, кто использует транспортное средство без номерного знака. Предлагается ввести наказание за "перестроения при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев смены полосы для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия". То есть за факты откровенно хулиганского вождения. Наказывать за это будут наложением штрафа в размере 5-10 МРОТ. А штраф в три "минималки" (300 рублей) грозит разговаривающим во время управления автомобилем по мобильному, не используя при этом устройства "хэндс-фри".
Законопроект предусматривает и наказание за нарушение правил перевозки особо опасных грузов (за превышение указанных габаритов груза более чем на 10 см, за отклонение от маршрута) - 20-25 МРОТ, за езду по тротуарам - 10 МРОТ. Предлагается даже ввести наказание "за отказ в осуществлении страховой выплаты либо уклонение от ее осуществления". За это сотрудникам страховых компаний и самим компаниям могут грозить штрафы в размере 40-50 или 400-500 МРОТ соответственно.
А вот предложение повторно ввести блокираторы колес вряд ли вызовет восторг у водителей: еще свежи воспоминания о беспределе парковщиков. "Многие водители бросают свои машины где попало, что, безусловно, затрудняет движение, и проблему надо решать" , - сказал Владимир Плигин. Еще одно небесспорное предложение - отсутствие презумпции невиновности владельца машины: в случае если нарушение ПДД было зафиксировано фото- или видеокамерами, но установить личность водителя не удалось, наказывать собираются того, на кого автомобиль зарегистрирован.
Законопроект не отвечает на многие каверзные вопросы. Например, как наказывать за хаотичное перестроение в огромном городе, где автомобильное движение давно уже напоминает броуновское? И кто должен решать, серьезное ли нарушение совершил водитель, или нет? Депутат Госдумы и председатель Общероссийского общественного движения "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин вообще считает, что предложенный законопроект вызовет новое обострение в противостоянии инспекторов ГАИ и водителей.
- Это очень односторонний документ, - сказал Похмелкин. - В него включены все репрессивные меры в отношении автомобилистов, которые ранее предлагало государство. Только теперь под ними стоят подписи депутатов Государственной думы. Принятие этого закона приведет лишь к тому, что станет больше коррупции, взяточничества и беззакония, существовавшего в стародавние времена. Будут отменены все более-менее либеральные статьи в КоАП. Я считаю, что такой закон, раз уж он, с одной стороны, повышает штрафы и ответственность водителей, с другой должен гарантировать защиту интересов самих водителей. Но, увы: никакого компромисса в переговорах ни с МВД, ни с ГАИ не получается.
Вот, например, предложение наказывать собственника транспортного средства. А сколько у нас автомобилей продано по доверенности - это же никто не запрещал. И многие владельцы машин и знать не знают, кто на их автомобиле сейчас ездит. Представьте себе, что вы получите квитанцию о штрафе за нарушение, которого вы не совершали? Вопрос - кому все это выгодно? И, наконец, введение балльной системы. Если говорить про злостных нарушителей - полностью поддерживаю ее введение! Проехал два-три раза на красный сигнал светофора - и надо лишать прав. Но нельзя давать это мощное право в руки сержанта, который работает на дороге.
Нужна единая компьютерная база данных. Нарушил - информация занесена в компьютер. Повторно нарушил - тут же есть подтверждение о прежних нарушениях и наказание. Это - цивилизованный подход. Но вместо этого снова говорят о введении талонов предупреждений. Я считаю, что и протоколы-то надо отменить: их заполняют по 40-45 минут. Зачем? Нарушил - вот тебе квитанция, иди - плати.
По мнению тех, кто "работает на дороге" , повышение штрафов может стать панацеей. По словам одного из высокопоставленных сотрудников столичного управления ГИБДД, в 90-е годы повышение штрафов существенно подкорректировало ситуацию на дорогах.
- Помнится, в начале 90-х годов подняли штрафы и ввели балльную систему. На месяц или два и скорости снизились, и все пристегнутыми ездили, - сказал собеседник "ВМ". - Да и вы сами, наверное, всегда помнили о том, что за нарушение грозят штрафные баллы. Но потом водители "взвыли" , и наши законодатели все это быстренько отменили.
Подводя предварительные итоги, можем сказать лишь одно: практика многих европейских государств показывает, что повышению безопасности дорожного движения способствует не столько крупный штраф, сколько неотвратимость наказания. Например, после внедрения системы видеоконтроля за нарушителями скоростного режима во Франции число таких нарушений за три месяца сократилось на 30 процентов. Может быть, и нам озаботиться таким решением проблемы? Тем более что программа повышения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы предусматривает внедрение последних технических разработок на дорогах. И не в последнюю очередь именно на это выделено более 52 млрд рублей.
Не так давно французы, тратящие на безопасность дорожного движения колоссальные средства (только частные компании "вкладывают" по 200 млн евро ежегодно), провели исследования в этой области и пришли к неутешительным результатам. Так, в 1990 году смертность по причине ДТП в Европе стояла на девятом месте, а к 2020 году грозит переместиться на третье. И потому главное, на что сейчас в Европе обращают внимание, - уровень безопасности, который обеспечивает сам автомобиль. Нарушение правил и плохие дороги - это второстепенно, считают во Франции. Но автопроизводитель должен сделать все, чтобы защитить хотя бы жизнь, если не здоровье сидящих в автомобиле.
Именно поэтому в России в 2020 году - при плотности дорог в 5, 3 км на тысячу жителей - смертность в ДТП может составить 19 человек на 100 000, а во Франции, при плотности дорог втрое большей - всего 12.
И, кстати, о чем бы подумать депутатам, так это о повышении качества транспортных средств, выпускаемых российскими заводами. Они отвечают в лучшем случае стандартам 80-х годов. Тех самых, откуда взяты и "новые" старые карательные меры.
***
СПРАВКА "ВМ"
СИСТЕМА ШТРАФНЫХ БАЛЛОВ, ПРЕДЛАГАЕМАЯ РАЗРАБОТЧИКАМИ ЗАКОНОПРОЕКТА
8 БАЛЛОВ - управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или без водительского удостоверения.
4 БАЛЛА - нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов, управление автомобилем, на котором без соответствующего разрешения установлены специальные звуковые и световые сигналы, превышение разрешенной скорости на 60 и более км/ч и выезд на встречную полосу.
3 БАЛЛА - проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил эксплуатации автомобиля (несвоевременное прохождение техосмотра, управление неисправным транспортным средством и т. п. ), сокрытие водителя с места аварии, в которой он виновен.