Стойло для "Газелей"
Власти безуспешно пытаются дрессировать "стада" маршруток, ими же и созданные
Самарская маршрутка, "пролетавшая" по улице XXII Партсъезда в конце декабря, протаранила впереди идущий грузовик. Водитель и две пассажирки оказались зажатыми в искореженном салоне, а автобус от сильного удара загорелся. Спас положение проезжавший мимо наряд ДПС - милиционеры сбили пламя и приняли меры к извлечению из автомашины пострадавших. В итоге два пассажира оказались в больнице.
В числе прочих и это ДТП стало причиной массированных проверок "Газелей" и прочей колесной "живности" , которые специалисты сразу же назвали "нелепыми". И это вполне закономерно, ибо стражам порядка не под силу упорядочить то, чего нет. Если власти не создадут в городе нормальную транспортную инфраструктуру, вместо того чтобы "латать дыры" выпущенными на маршруты "стадами" "Газелей" , ситуация не изменится. Тем более, что дороги Самары, претерпевшие незначительные изменения со времен Великой Отечественной, с трудом выдерживают поток автомобилей, ежегодно увеличивающийся на десятки тысяч единиц. Чем кончатся эти гонки "по горизонтали" , неизвестно. Но уже сейчас хроника ДТП напоминает фронтовые сводки...
По данным информационного центра ГИБДД, в 2005 году по вине водителей автобусов, из которых более 90 процентов составляют "Газели" , в области совершено 178 ДТП, в которых погибло 19 человек, еще 203 получили ранения. По сравнению с 2004 годом количество этих ДТП выросло на 58 процентов, а количество раненых - на 47 процентов.
В ходе рейдов ГИБДД у водителей "Газелей" выявлены факты отсутствия талонов прохождения ГТО, несанкционированное изменение конструкций автомашин (в большинстве случаев - добавочные сиденья), движение без лицензионной карточки, путевого листа. Только за этот месяц сотрудники ГИБДД Самары выявили 8 водителей "Газелей" , находящихся в нетрезвом состоянии.
- Водители "Газелей" , зарабатывая кусок хлеба, - рассказывает начальник отдела технического надзора Управления ГИБДД Самарской области Сергей Попов, - отнимают друг у друга клиентов. При этом нарушая все правила дорожного движения: проезжают на красный свет, под запрещающие знаки, нарушают скоростной режим, правила обгона и остановки. Наиболее "денежные" маршруты дублируются без всякой нужды. На остановках очереди "Газелей" , а на дорогах "перегонки" - только бы первым забрать пассажиров. Естественно, постоянно создаются помехи движению, аварийные ситуации.
Начав как альтернативный вид транспорта, "Газели" не только стали полновластными хозяевами города, но в плане безопасности стали серьезно осложнять жизнь своим коллегам - муниципальным транспортникам.
- Существует схема организации дорожного движения, нарушать которую никому не дозволено, а маршрутные такси игнорируют все правила, - возмущен заместитель директора по эксплуатации МП ТТУ Самары Валентин Найбус. - В погоне за деньгами они идут на любые нарушения. Однажды "Газели" не вышли на линии. Так у нас дневная выручка на 300 тысяч рублей выше плана. Речь идет не о конкуренции, а о "рвачестве" , последствия которого опасны и для пассажиров, и для транспорта.
Наряду с крупными коммерческими предприятиями существуют многочисленные "фирмочки" , купившие или взявшие в аренду пару-тройку "Газелей" , получившие лицензию и ушедшие на "вольные хлеба". Если проще, хозяин говорит водителю: "Отстегиваешь" мне за день 800 - 1000 рублей, а остальное твое". Излишне объяснять, что при таком раскладе водитель превращается в настоящего дорожного "пирата" , не соблюдающего никакие общепринятые нормы безопасности.
- В области перевозкой пассажиров по маршрутам занимаются 4500 "Газелей" , - рассказывает заместитель начальника Государственного автодорожного надзора Самарской области Владимир Плахтеев. - В самой Самаре 3100 пассажирских микроавтобусов. Они зарегистрированы в 87 различных частных предприятиях, имеющих разрешение на этот вид деятельности.
Самара, по словам специалистов, стала заложником своей исторической застройки: интенсивное движение, по сути дела, заключено в трех - четырех магистралях, физически не способных пропустить в "нормальном" режиме весь автотранспорт. В час пик пассажиры берут штурмом все виды транспорта. Загвоздка в том, что один автобус по загрузке эквивалентен пяти - шести маршруткам, а "гармошка" - на порядок выше. В свое время город имел порядка 600 автобусов, более 200 из них вышли из строя, а парк не обновили. Его изношенность составляет около 80 процентов.
Изначально "Газели" просто подбирали тех, кто не хотел ждать очередного забитого автобуса или троллейбуса. Но потом, как говорил известный политик, "процесс пошел". И чем он закончится, предположить нетрудно: муниципальный транспорт попросту "сдаст позиции" тому самому "стаду" маршруток, а город лишится цивилизованного общественного транспорта. И тогда шутливая наклейка на "Газелях" "15 минут страха - и вы дома" станет нормой жизни всех жителей Самары.
Единственный выход из этой ситуации - "загнать" всех частников, ночующих во дворах и на стоянках, в привычные гаражи. Где каждое утро их будет встречать врач, проверяющий трезвость, инспектор, контролирующий состояние "телег" , и прочие процедуры. Именно их присутствие позволяет муниципальным предприятиям (несмотря на почти 80 процентов износа техники) совершать в десять раз меньше аварий, чем у маршруток.