Перейти к основному содержанию

Главная      Дорожная карта по-русски

Дорожная карта по-русски

Депутаты Госдумы готовы предложить водителям 15 суток административного ареста

КАРТ-БЛАНШ

Ряд депутатов фракции "Единая Россия" предложили ужесточить ответственность водителей за нарушение Правил дорожного движения. Соответствующие поправки в КОАП внесены в Госдуму депутатами Владимиром Плигиным, Александром Москальцом и Александром Харитоновым.

Этот новый законопроект, в частности, предлагает восстановить балльную систему подсчета правонарушений. Все бы ничего, но за 10 штрафных баллов по совокупности нарушений можно будет не только лишиться прав на два года, но и получить "административные" 15 суток.

Разработчики говорят, что при утверждении балльной системы пользовались старым вариантом, чуть ли не советских лет. Как было раньше -мало кто помнит. Меня, разумеется, сейчас больше волнует будущее и прежде всего - свое собственное.

Агентство ПРАЙМ-ТАСС приводит наиболее тяжелые, на взгляд авторов проекта, нарушения и причитающиеся за них баллы. Максимальное количество - восемь - дадут за управление автомобилем в нетрезвом виде без прав. Но, к примеру, четыре балла можно будет схлопотать за использование "крякалок" и прочих специальных звуковых сигналов, установленных без разрешения, или за превышение скорости более 60 км в час (напомню, что в Москве на третьем кольце разрешенная скорость - 60 км в час). Четыре балла - за невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке. А это значит: милиционер тихо свистнул, ты не услышал - четыре балла твои. Считай, пять-шесть суток уже в наличии.

Три балла дадут за одну только установку специальных световых или звуковых сигналов (за исключением, правда, охранной сигнализации; но как охранную станут отличать от специальной, нигде не сказано), за "лишние" 40 километров в час, за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика.

Депутат Владимир Плигин говорит, что данный законопроект, без сомнения, вызовет большой общественный резонанс. Думается, он прав.

Что на это сказать? Первое. Чем жестче у нас в России наказание, тем, как известно, дороже становится от этого самого наказания откупиться при личном контакте с сотрудником ГИБДД. А станет ли лучше на дорогах - еще вилами по воде писано. Так что первые итоги ужесточения сомнению не подлежат. И кто первым выиграет -понятно.

Второе. Авторы то ли совсем не учитывают нашу российскую действительность, то ли, наоборот, в расчете на нее и придумали свои ужесточения. Одно дело - арест где-нибудь в Швеции или в Дании и совсем иное - у нас. Как сказал один мой знакомый бизнесмен: не хочется на себе испытать 37-й год, даже в облегченном варианте. То же можно заметить и про 15 суток. На себе - не хочется. А где спать? А как там с туалетом? А - страшно представить - все то же самое да не по месту жительства? Можно ведь нафантазировать и такое. Даже в комедийном жанре, у Гайдая, выглядит все это неаппетитно.

Можно сказать: не хочешь сидеть - соблюдай правила. Но ведь так скажет только тот, кто совсем уж не знаком с нашей российской практикой.

Представим себе - какой-нибудь неугодный активист собирается ненужной агитацией заняться, а некоммерческая его организация с британскими спецслужбами связаться не успела.Сел за руль - дальнейшее зависит от искусства регулировщика. Первые четыре балла - за неуслышанный свист, вторые четыре - за неувиденную отмашку жезла, оставшиеся два легко добрать по мелочам. А если аппаратик милицейский покажет остаточный алкоголь, то даже и свистеть не надо, поскольку первые восемь баллов у означенного злостного нарушителя уже есть. Все то же самое -при отсутствии необходимости выпустить гражданина за рубеж на какой-нибудь никому здесь не нужный симпозиум по правам человека. Да что там?! Сколько новых и пока еще нерешенных проблем можно будет решить всего-то - с новыми правилами дорожного движения! Осталось только засучить рукава и - приступить к голосованию. Законодательная инициатива исходит ведь от депутатов-единороссов, а предлагаемые ими законопроекты имеют склонность пролетать от первого чтения к президентской подписи с курьерской скоростью. Две недели, случается, и дело в шляпе. Ну, а для кого-то уже не в шляпе, а в робе.

Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "Независимой газеты".