ЛУЧШЕ ЕЗДИТЬ ПО ПРАВИЛАМ, ЧЕМ ПОПЕРЕК ПРАВИЛ
Три с лишним миллиона транспортных средств - таков сегодня автопарк столицы. И эта цифра продолжает расти. Каждый год в Москве прибавляется по триста тысяч машин. К тому же столица является крупнейшим транспортным узлом, куда приезжают автомобили со всех регионов России. Увы, постоянно растет и число дорожно-транспортных происшествий. Можно ли сделать движение в городе более безопасным? С какими проблемами чаще всего сталкиваются сотрудники Госавтоинспекции? Что помогает розыску похищенного автотранспорта? Об этом разговор с заместителем начальника Управления ГИБДД ГУВД Москвы полковником милиции Александром БОРИСОВЫМ.
- В 2005 году на дорогах столицы произошло 14018 ДТП, - рассказывает Александр Владимирович. - Годом раньше их зарегистрировано 9170. Ранено в прошлом году 16184 человека, а в 2004-м - 9771... Как видите, цифры значительно отличаются. Объясняется это тем, что с учетом изменений административного законодательства иной стала система регистрации ДТП. Сейчас статистика учитывает каждое, даже самое незначительное, происшествие.
- Вас, думаю, такой рост огорчает?
- Цифры отражают реальную картину без каких-либо оговорок и допусков. А это означает, что мы можем верно распределить силы и предпринять меры по устранению узких мест. Кстати, чтобы понять ситуацию, нужно взглянуть в графу "погибшие в ДТП". Эта позиция всегда была на особом контроле, и по ней можно судить о работе нашей службы в целом. Всего в ДТП за прошлый год погибли 1103 человека, в то время как в 2004 году эта цифра равнялась 1193. Не значительное, но все же снижение...
- Другими словами, Госавтоинспекция работала стабильно. А какие меры предпринимаются для того, чтобы исключить трагедии на дорогах?
- За каждой цифрой - человеческая трагедия, судьба людей. Поэтому все случаи тщательно анализируются, выясняются причины, которые привели к ДТП с тяжкими последствиями. Мы делаем выводы, проводим профилактику.
- И что показывает анализ причин ДТП?
- Чаще всего регистрируется наезд на пешеходов. В прошлом году зарегистрировано 6673 таких случая - 47,6 процента от общего числа ДТП. На втором месте столкновение транспортных средств - 34 процента. Остальные виды происшествий - наезд на препятствие или стоящий транспорт, опрокидывание, наезд на велосипедиста - существенного влияния на ситуацию не оказывают. В подавляющем большинстве случаев виновниками ДТП являлись сами пешеходы: почти половина из них переходила проезжую часть в неположенном месте.
- Скорость - один из самых существенных факторов, влияющих на безопасность участников дорожного движения. Чаще ли стали лихачить, много ли нарушений этого положения правил?
- Обычно превышение скорости составляет порядка 30-40 километров в час. Поясню: там, где разрешено ехать со скоростью 60 километров, люди едут 80-90... И не все понимают, что тяжесть последствий такого поведения на дороге возрастает в геометрической прогрессии.
В 2004 году было 169 тысяч таких нарушителей, из них свыше 11 тысяч водителей превысили скорость на 60 километров. А в прошлом году этот пункт правил нарушили 170 тысяч автомобилистов, за превышение скоростного режима более чем на 60 километров в час лишены прав 14 тысяч водителей.
- Сегодня участники движения практически постоянно находятся в состоянии стресса. Не стоит ли ввести специальную дисциплину при подготовке водителей, где соискатели получали бы элементарные навыки самоконтроля, психологической устойчивости и т.д.?
- Наверное, эти вопросы следует обсудить. Я получал права давно и помню, как нам давали рекомендации поведения в той или иной ситуации: если вас ослепили фарами, если вы попали в серьезную стрессовую ситуацию... Даже затрагивали проблему адаптации после ДТП. Если уж оно произошло, то нужно заставить себя сесть за руль на следующий же день, потому что через неделю будет еще страшнее.
А сейчас ведь новички с первых дней находятся в экстремальных условиях. Отсюда и рецидивы агрессивного поведения. Они единичны, но от этого не менее неприятны. Иногда даже незначительное повреждение машины - пустяковый в правовом отношении инцидент - получает неожиданное продолжение с далеко идущими последствиями: правовыми, нравственными, психологическими.
В таких ситуациях я бы советовал вспоминать простой психологический тренинг: прежде чем совершать что-нибудь сгоряча, сосчитать про себя до десяти... Агрессивная реакция не решает проблему, а лишь создает иллюзию верной модели поведения.
- Кто является самым частым виновником дорожных ЧП?
- Я бы не хотел выделять какую-то категорию водителей. Дескать, берегитесь водителей КамАЗа или военнослужащих за рулем... Конечно, было бы проще, если бы существовал усредненный портрет правонарушителя. И нам легче, и участникам движения. Но это не предсказуемо. Человек может попасть в такие условия случайно. Вдруг у него в тот день разлад в семье? А тут еще накопилась усталость, стресс, что-то ему показалось...
- Ну а опыт вождения? Как этот параметр сказывается на ДТП?
- К сожалению, такая проблема существует. После двух-, трехлетней водительской практики у многих появляется излишняя самоуверенность. Им кажется, что они справятся с любой ситуацией на дорогах. Результат в таких случаях бывает плачевным.
- Есть люди, которые нарушают правила дорожного движения случайно, по невнимательности или из-за создавшихся условий - проскочил поворот, не вписался в разметку... Но штрафуют их так же, как и тех, для кого пренебрежение ПДД стало нормой. Нужен ли здесь индивидуальный поход?
- Во-первых, любое, даже самое незначительное, нарушение правил может повлечь за собой серьезные последствия, в том числе и ДТП. Во-вторых, я считаю, что наказание за нарушение правил, законов и т.п. должно быть неотвратимо. Иначе теряется смысл существования этих самых правил.
Представьте себе, задерживают водителя, у которого семь дней назад было двадцать нарушений, а теперь, через неделю, их уже тридцать. Так что же, ему снова 50 рублей выписывать? У нас есть учетная база административных правонарушений и есть технические возможности, чтобы в режиме реального времени предоставлять такую информацию сотрудникам Госавтоинспекции, занимающимся нарушителями. Пора делать разницу между "рецидивистом", для которого нарушения стали системой и нормой, и водителем, совершившим ошибку. Введение такой градации в настоящий момент обсуждается. В каком виде она вернется другой вопрос. Но если она будет принята, мы получим более серьезные инструменты в борьбе с нарушителями.
- Вопрос, который удобным никак не назовешь, но замолчать который все же было бы неправильно. Сотрудников Госавтоинспекции нередко упрекают в коррупции. Можно сказать, какова зарплата сотрудника ГИБДД?
- Начинающий инспектор получает около 10 тысяч рублей. Учитывая размер прожиточного минимума для нашего города, а также специфику службы - работать приходится в любую погоду и время суток, - зарплата не самая высокая. Но мы находимся не в лучших и не в худших условиях в сравнении с другими работниками бюджетной сферы. Да, выявляются случаи нарушения закона, превышения полномочий без скидок на стаж или особые заслуги. Никаких поблажек нашим сотрудникам мы не даем, безжалостно искореняем коррупцию, расстаемся с теми, кто пришел к нам для того, чтобы использовать служебное положение в личных интересах.
- Сейчас автомобилисты обсуждают новые правила дорожного движения. Особый интерес вызывает предписание перевозить детей до двенадцати лет в специальном кресле.
- За последние два-три года резко вырос травматизм детей-пассажиров. И принятый закон - реакция на эту тенденцию. Анатомические особенности ребенка не позволяют защитить его штатными "взрослыми" приспособлениями. Поэтому необходимо обзаводиться специальными креслами.
- Но сегодня некоторые одиннадцатилетние пассажиры упираются головой в потолок автомобиля...
- Нужно внимательно читать принятые поправки и нововведения. Никто не будет требовать у вас метрику, свидетельство о рождении. Если ребенок достаточно хорошо пристегнут штатным ремнем безопасности - уверяю вас, ни один инспектор придираться не станет.
- Много нестыковок и по вопросам технического оснащения автомобилей. Достаточно вспомнить запрет на красные "поворотники", регламентирование числа стоп-сигналов и количества лампочек, освещающих номерной знак... Не случайно даже премьер-министр обещал отложить на год введение новаций.
- Практически каждое нововведение часто принимается в штыки - такова человеческая природа. И не стоит делать из мухи слона. Правила, законы разрабатываются в интересах общества, для обеспечения безопасности граждан. Новые ПДД введены с учетом изменившейся ситуации на дорогах, аналитических исследований, конкретных российских условий и рекомендаций профессионалов. А критикам я могу ответить: лучше ездить по правилам, чем без правил или, что называется, поперек них.
- Госавтоинспекция не только следит за порядком на дорогах, но и занимается розыском похищенного транспорта. Каковы результаты?
- Проблема для города очень актуальна. В прошлом году в Москве было угнано или похищено свыше 14 тысяч транспортных средств. Несколько меньше, чем годом раньше, но цифра очень большая, а для владельцев - весьма и весьма ощутимая материальная потеря. В прошлом году мы обнаружили из числа разыскиваемых 3683 автомашины, что на 200 больше, чем в 2004 году. Но результат мог быть лучше.
Как показывает практика, успешно раскрывать такие преступления можно по горячим следам, если информация в органы внутренних дел поступает в течение получаса - в том случае, когда машина еще не ушла за пределы столичного региона или не спрятана в отстойнике. Мы обращаем внимание москвичей: если вы заметили подозрительные действия каких-то людей, если кто-то пытается вскрыть чужой автомобиль, немедленно сообщайте по телефону 02 или в местный отдел милиции. Возникают сомнения в правомерности чьих-то действий - позвоните в милицию. Успешно противостоять преступности можно только сообща, при поддержке каждого в отдельности и общества в целом.