РУЛЕВОЕ КОЛЕСО В ЗАКОНЕ
С 1 марта будут приняты новые стандарты техосмотра машин. Однако кто их видел? Но ведь такого рода документы не должны приниматься келейно и появляться внезапно. И еще: их следует сначала обсудить, прежде всего среди автомобилистов. А получилось так же, как с изменениями Правил дорожного движения, которыми наше Правительство всех изумило.
Под самый Новый год Правительство преподнесло всем автолюбителям подарок - в Правила дорожного движения были внесены некоторые изменения. Ознакомившись с ними, россияне ахнули от неожиданности. Не остались в стороне и парламентарии. Для прояснения ситуации 18 января на пленарном заседании палаты депутаты принимают обращение к премьеру Михаилу Фрадкову, где предлагают отложить применение ряда нововведений.
Наша газета подробно освещала все эти события. 25 января были опубликованы обращение Государственной Думы к премьер-министру и статья "Офонаревшие". Под давлением общественности и понимая свои ошибки. Правительство отложило введение некоторых изменений в ПДД.
Что надо сделать, чтобы подобных "ляпов" впредь со стороны исполнительной власти не появлялось? Об этом разговор с депутатом Государственной Думы Виктором ПОХМЕЛКИНЫМ.
- Виктор Валерьевич, в чем видите необходимость нового порядка утверждения Правил дорожного движения?
- Этот порядок в полной мере соответствует Конституции РФ. Согласно ей ограничение прав граждан возможно только федеральным законом при определенных условиях. А в Правилах дорожного движения, конечно же, есть ограничения и обременительные обязанности. Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой и процедура его принятия более прозрачная и открытая для общественного обсуждения. Правительство только что утвердило изменения в Правила дорожного движения, но об этом практически никто не знал. Хотя были затронуты интересы миллионов людей. Также как неизвестно, кто инициировал данные изменения. А хотелось бы знать пофамильно. Законопроект же, внесенный в Думу, всегда имеет авторство. Вокруг него так или иначе развиваются споры, дебаты, дискуссии. Есть процедуры первого, второго и третьего чтения. Затем документ представляется в Совет Федерации и на подпись Президенту. То есть все это гарантирует общество от поспешных и закрытых решений.
- Будет ли поддержан данный законопроект в Думе?
- Не вижу ни одного аргумента "против". Когда говорят, что надо оперативно вносить изменения в Правила дорожного движения, то я хочу напомнить, что с 1993 года такие изменения вносились только четыре раза. А в Кодекс об административных правонарушениях с 2001 года уже 12 раз вносились поправки. То есть законодательство подчас меняется оперативнее, чем подзаконные акты.
- Какие изменения, на ваш взгляд, сейчас должны быть внесены в Правила дорожного движения?
- Я не считаю, что в них надо что-то сейчас же менять. Правила дорожного движения - документ достаточно консервативный, и его надо менять крайне осторожно. Проблема в другом. Надо, чтобы все документы, которые регулируют и Правила дорожного движения, и правила доступа автомобиля к эксплуатации, и их регистрацию - все, что имеет отношение к безопасности дорожного движения, - регламентировались федеральным законом. На мой взгляд, это мог бы быть даже кодекс безопасности дорожного движения, который бы детально регулировал отношения всех участников дорожного движения и государства. Это крайне важный вопрос.Повторюсь, техосмотр, регистрация автомобилей - это все затрагивает права и интересы миллионов людей. А федерального закона на эту тему нет.
- Как бороться с тем, что некоторые чиновники с привилегиями могут сегодня избегать наказаний за нарушения Правил дорожного движения?
- Я неоднократно предлагал меры для борьбы с этим. В частности законопроект о запрете чиновниками и депутатами использовать спецномера и спецсигналы. А .разрешить их только для машин оперативных служб. После этого следить, чтобы все были равны перед законом. Это вопрос политической воли. Законопроект об отмене спецномеров и спецсигналов, который я предлагал, был отклонен из-за отрицательного заключения Президента и Правительства. О чем здесь говорить? Президент сконцентрировал в своих руках все рычаги власти. Поэтому будет у него политическая воля, чтобы навести здесь порядок, то он будет наведен. Нет - все останется по-прежнему.
- Коснется ли новый законопроект о ПДД страхования автогражданской ответственности?
- Нет, это регулируется отдельным законом. А в базовый закон об ОСАГО надо вносить весьма существенные коррективы, но это уже другая тема.
- Вы планируете продолжать бороться: за изменения в этот закон?
- Конечно. Есть поправки, всем понятно, что надо делать. Но это опять же вопрос политической воли, вопрос думского большинства и Правительства, которое сегодня блокирует назревшие изменения. Тем не менее буду использовать свое право законодательной инициативы.
- Как считаете, пойдет ли Правительство на изменения в закон об обязательном автостраховании?
- В том, что волнует больше всего автомобилистов, - нет. А людей волнуют достаточно высокие страховые тарифы и наведение порядка в страховых выплатах, чтобы они носили исчерпывающий характер и осуществлялись вовремя. В этой части ничего не предлагается. Правительство на стороне страховщиков. И действует в их интересах. Это очевидно.
- С 1 марта должны вступить в силу новые стандарты техосмотра автомобильного транспорта. Как вы к ним относитесь?
- Я пока еще не видел воочию эти ГОСТы. Не успел посмотреть. И не готов окончательно комментировать. В любом случае такого рода документы не должны приниматься келейно и обнародоваться внезапно. Прежде чем принимать такие достаточно серьезные изменения, они должны проходить широкую экспертизу, обсуждение. В том числе среди автомобилистов. А пока даже я, депутат Государственной Думы, еще этого документа не видел. Вновь такая же ситуация, как с принятыми изменениями Правил дорожного движения.