Перейти к основному содержанию

Главная      СМЕРТЬ ПО НЕБРЕЖНОСТИ

СМЕРТЬ ПО НЕБРЕЖНОСТИ

Вынесен приговор по делу о гибели Михаила Евдокимова

В Алтайском крае завершился судебный процесс по делу о гибели губернатора Михаила Евдокимова. Железнодорожник Олег Щербинский - водитель "Тойоты Марине", с которой 7 августа прошлого года столкнулся служебный "Мерседес" главы края, признан виновником этой аварии и приговорен к 4 годам колонии-поселения. Таким образом, миллионам простых российских автомобилистов лишний раз дали понять, что на российских дорогах главенствуют отнюдь не установленные законом правила, а принцип "кто сильнее, тот и прав".

Несмотря на то что процесс, начавшийся 22 ноября прошлого года в Зональном райсуде, проходил в закрытом режиме, оглашение приговора было открытым. Но общественный интерес к делу настолько велик, что маленький зал так и не смог вместить всех желающих. С раннего утра улицы райцентра Зональное усилили нарядами ГИБДД, милицейскими патрулями, а в суде каждого входящего досматривали судебные приставы, облаченные в бронежилеты. Вероятно, власти всеми силами старались не допустить массовой акции в поддержку Олега Щербинского. И это им удалось. По словам одного из организаторов, Виктора Клепикова, ГИБДД помешала пикетчикам подъехать к зданию суда. В итоге немногочисленная группа автолюбителей с плакатами на лобовых стеклах все же собралась метров за 200 от здания. "Олег остался жив - в этом его вина! " - гласил один из плакатов.

Сам Щербинский, окруженный родственниками и товарищами по работе, был мрачен, неразговорчив- и курил одну сигарету за другой, словно предчувствуя печальный исход. Председательствующая Галина Щегловская начала с того, что обратилась к собравшимся с просьбой соблюдать тишину и пригрозила удалять нарушителей из зала. "Приговор долгий, мне нужна рабочая обстановка", - сказала судья, заметно нервничавшая от скопления телекамер и объективов.

Оглашение приговора заняло более трех часов, однако с самого начала было понятно, каким он будет. "Щербинский нарушил правила дорожного движения, создав помеху для движения машины "Мерседес-Бенц S-420", имевшей приоритет на дороге", - сказала судья, оглашая приговор. Картину аварии восстановили по показаниям свидетеля, ехавшего следом за машиной Евдокимова. По его словам, заметив двигавшийся на высокой скорости в попутном направлении "Мерседес" с мигалкой на крыше, он прижался к обочине и пропустил эту машину. Свидетель сообщил, что машина ехала по середине дороге и разделительная сплошная линия при этом "была между колес".

На 318-м километре федеральной трассы Ташанта - Бийск - Барнаул - Новосибирск Олег Щербинский попытался повернуть налево, к селу Плешково. Завидев его, губернаторский водитель притормозил и пошел на обгон слева. Но избежать столкновения не удалось: задев "Тойоту", "Мерседес" вылетел в кювет, где сначала ударился о земляную насыпь, а потом - в березу. Погибли сам губернатор, водитель и охранник. Супруга Михаила Евдокимова получила тяжелейшие травмы и лишь недавно была выписана из больницы.

Показания Олега Щербинского о том, что перед поворотом он убедился в безопасности своего маневра, суд признал полностью несостоятельными. "Это опровергается совокупностью доказательств, исследованных в рамках дела", - отметила судья, сославшись, в частности, на выводы следственного эксперимента, проведенного на месте аварии. Было установлено, что машина Евдокимова вне зависимости от скорости (кстати, точную цифру в суде так и не установили, но ранее называлось 200 км/ч) находилась в зоне видимости водителя "Тойоты". "Щербинский допустил преступную небрежность", - заключила судья. При этом она подчеркнула, что обвиняемый "располагал технической возможностью избежать аварии путем торможения и не создавать помехи для движения" имевшему приоритетна дороге автомобилю губернатора. Шофер Евдокимова Иван Зуев, согласно вердикту суда, "выполнял неотложное служебное задание - вез губернатора на запланированное общественное мероприятие" (70-летие космонавта Германа Титова), поэтому имел право превысить установленный на этой трассе скоростной режим.

После оглашения приговора Олег Щербинский был взят под стражу в зале суда. Представители прокуратуры остались весьма довольны, а адвокаты осужденного планируют обжаловать приговор в вышестоящем суде. По мнению одного из защитников Сергея Шмакова, "решение незаконно, поскольку дело рассматривалось односторонне, а действия водителя Евдокимова совершенно не исследовались".

Действительно, в этом деле вопросов по-прежнему больше, чем ответов. К примеру, суд "не заметил", что на момент аварии разрешение на мигалку, установленную в "Мерседесе" Евдокимова, было давно просрочено. Судом также не была дана правовая оценка публичному заявлению замгенпрокурора РФ Симученкова, касающемуся вины обоих водителей. В конце концов, в ПДД ясно сказано, что автомобили со спецсигналами могут воспользоваться своим приоритетом, лишь убедившись, что им действительно уступают дорогу. Но вряд ли шофер Зуев, идя на смертельно опасный вираж, даже попытался в этом убедиться - ведь именно так, как правило, поступают водители VIР-автомобилей.