Перейти к основному содержанию

Главная      ПЕРЕЕЗД - СЛОВО С ДВОЙНЫМ СМЫСЛОМ

ПЕРЕЕЗД - СЛОВО С ДВОЙНЫМ СМЫСЛОМ

Железнодорожные переезды, бесспорно, являются одними из самых опасных объектов на стальных магистралях. Только в прошлом году из-за столкновений автотранспорта с поездами на переездах погибли 64 человека, 186 получили травмы.

Только цифры

Начальник департамента безопасности движения и экологии ОАО "РЖД" Петр Шанайца заявил корреспонденту "Гудка" , что обеспечение безопасности на переездах, безусловно, является огромной проблемой. Однако возлагать вину за эту ситуацию только на железнодорожников бессмысленно. 98 процентов аварий происходит по вине водителей, которые пытаются любой ценой проскочить перед поездом.

А поезд, как известно из старого анекдота, "проходит переезд за 20 секунд вне зависимости от того, с какой стороны шлагбаума находится ваш автомобиль".

По данным Петра Шанайцы, в прошлом году по вине водителей автомобилей выведено из строя оборудование 120 переездов, полностью уничтожено около 200 автомобилей, повреждено свыше 90 локомотивов. Общее количество задержек в движении поездов из-за этого составило 130 часов. Особую тревогу вызывают 75 случаев столкновения автотранспорта с пассажирскими поездами, при которых была поставлена под угрозу жизнь многих тысяч человек.

За год было зарегистрировано более 37 тысяч случаев нарушения правил проезда через переезды, причем в подавляющем большинстве по вине водителей. ОАО "РЖД" видит в этом серьезную проблему. Уже закрыто для движения автотранспорта более 1000 и оснащено автосигнализацией 150 переездов. Перевыполнен план этого года по оборудованию переездов шлагбаумами и резинокордовыми настилами.

Главный специалист технологического отдела по текущему содержанию пути департамента пути и сооружений ОАО "РЖД" Андрей Вепринцев рассказал "Гудку" , что на сети железных дорог эксплуатируется свыше 13 тысяч железнодорожных переездов, из которых только около 3 тысяч обслуживаются дежурными. В среднем по сети на каждые 9 километров пути приходится один переезд, что значительно осложняет безопасность движения поездов. Учитывая тревожную статистику дорожно-транспортных происшествий, железнодорожники ежегодно разрабатывают и выполняют противоаварийные мероприятия на переездах, ведут капитальный ремонт, внедряют приборы, повышающие уровень безопасности.

Только их содержание обходится компании в 5 миллиардов рублей в год. Кроме того, 3, 5 миллиарда рублей каждый год направляется на строительство новых путепроводов и оборудование техническими средствами железнодорожных переездов, ремонт подъездов к переездам. Стоимость оборудования одного переезда составляет от 960 тысяч рублей до 1 миллиона с лишним. ОАО "РЖД" в прошлом году направило на оборудование переездов устройствами заграждения более 100 миллионов рублей и около 50 миллионов - на оборудование их устройствами автоматической светофорной сигнализации. В 2006 году компания намерена направить на эти цели аналогичную сумму.

ГИБДД умывает руки

Оборудование переездов новыми средствами защиты и сигнализации

- дело, безусловно, хорошее и необходимое. Но пока автомобилисты не осознают, что шлагбаум

- это не легко преодолимое препятствие на пути, а устройство, прямое и единственное назначение которого - уберечь автомобили и людей от столкновения с железнодорожным составом, эффект от вложенных в охрану переездов средств будет минимальным. И статистика неоспоримо подтверждает этот факт.

Казалось бы, правоохранительные органы должны применять к нарушителям самые суровые меры, но из всех нарушений, зарегистрированных дежурными по переездам за 2005 год, данные о которых были направлены в ГИБДД, меры приняты только по 20 - 25 процентам случаев. Каждое из зарегистрированных нарушений вполне могло иметь трагические последствия.

Сотрудникам ГИБДД обеспечивать безопасное движение на железнодорожных переездах действительно непросто. Суды достаточно лояльно относятся к нарушителям Правил дорожного движения. Нарушение правил движения через железнодорожные пути грозит водителю административным штрафом в пять минимальных размеров оплаты труда или - в самых редких случаях - лишением прав на срок от трех до шести месяцев. И все.

Поэтому объезд шлагбаума превратился для водителей в привычку. Только благодаря личному мужеству и мастерству машинистов удается избегать многочисленных жертв и предотвращать сотни аварий.

Инспектор картонный и настоящий

Есть и оригинальные предложения по решению проблемы переездов. Начальник Сосногорского отделения Северной железной дороги Николай Дейнега, к примеру, предложил для профилактики аварийности снабдить переезды муляжами видеокамер и автомашин ГИБДД. По его словам, картонные видеокамеры и инспекторы делают водителей более дисциплинированными.

И только сейчас в рамках общероссийских профилактических мероприятий МВД стартовала акция, направленная на повышение безопасности движения автотранспорта, пересекающего железнодорожные переезды. Как рассказали "Гудку" в пресс-службе центрального аппарата ГИБДД МВД РФ, инспекторы в составе срочно созданных комиссий проверят безопасность "бесхозных" и нерегулируемых переездов. Их хозяева понесут административную ответственность в случае обнаружения нарушений. Достанется и водителям, нарушающим правила.

К проведению этой акции руководство МВД, и оно не отрицает этого, подстегнули как раз январские события в Краснодарском крае, когда по вине водителя "Газели" погиб 21 человек. То есть по-прежнему работает принцип жареного петуха. Существенно помогло бы в решении проблемы переездов возобновление работы по созданию специальной межведомственной комиссии при Минтрансе РФ. Но дело пока не двигается.

Варианты есть.Решения нет

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что полностью предотвратить столкновения железнодорожного и автомобильного транспорта можно только в случае, если исключить возможность пересечения на одном уровне рельсов и автодороги. Этого можно достичь путем строительства путепроводов. Однако здесь встает вопрос о финансировании.

Возведение подобных сооружений требует вложения колоссальных ресурсов. В этом вопросе железнодорожники с трудом находят общий язык с администрациями городов и областей: К примеру, на Северной дороге на период до 2010 года разработана программа строительства 21 подобного объекта за счет средств магистрали и денег, выделяемых из бюджетов субъектов РФ. Хорошая программа, но в ее реализации возникают большие сомнения, так как сложности с финансированием возникли уже на начальном этапе.

В качестве примера можно привести многолетний проект строительства двух путепроводов в Вологодской области: в самой Вологде и близ города Шексна. Больше 10 лет местные власти не могут определиться с долей своих финансов, вкладываемых в этот проект. Северная дорога уже предлагала своими силами построить эти путепроводы, но вологодский губернатор Вячеслав

Позгалев вновь пообещал подождать, пока в область придут федеральные деньги под проект. Только в конце прошлого года работы в Шексне кое-как начались. Путепровод длиной 1, 5 километра и стоимостью 300 миллионов рублей обещают построить за 2 года. А пока машины на переездах, где уже давно могли бы быть эти путепроводы, стоят в многочасовых пробках. Некоторые водители не выдерживают и выезжают, игнорируя шлагбаумы.

Мало того, руководители российских городов, районов и других администраций, пользуясь тем, что железнодорожники часто входили в трудное финансовое положение муниципальных образований и исключительно собственными силами обслуживали железнодорожные переезды, давным-давно махнули рукой на содержание подъездов к ним. Ситуация усугубляется еще и тем, что в регионах существуют просто бесхозные дороги, принадлежавшие развалившимся колхозам, совхозам и фермам. Спросить за безопасность существующих на этих "тропах" переездов можно лишь у дедов с бабками, живущих во вросших в землю лачугах близ железной дороги.

Но и с этой ситуацией ОАО "РЖД" пытается справляться самостоятельно. В частности, начальник Свердловской железной дороги Шевкет Шайдуллин еще 2 года назад провел встречи с руководителями администраций пяти субъектов РФ, на которых располагаются отделения дороги. На этих совещаниях были отработаны системные меры по обеспечению безопасности на переездах, а также разработан ряд нормативных актов, учитывающих региональные особенности. В каждом регионе в то же время были созданы межведомственные комиссии, которые стали заниматься обеспечением безопасности движения. Весь этот комплекс мер позволил значительно сократить число нарушений на железнодорожных переездах. Пример Свердловской понемногу перенимают другие дороги.

Как отметил в завершение Петр Шанайца, очевидно, что в одиночку проблему железнодорожникам решить не под силу. Предстоит объединить усилия и ГИБДД, и местных администраций, и дорожных служб, и железных дорог. Причем объединение это должно произойти на федеральном уровне.