Начальник ГИБДД полковник милиции Сергей Мельников отвечает на вопросы костромичей
В начале января нам стали известны цифры, отражающие дорожно-транспортную ситуацию 2005 года в Костроме, области и по России в целом. Увы, минувший год побил все самые печальные рекорды. И в первую очередь это касается Костромы, число дорожно-транспортных происшествий в которой выросло по сравнению с 2004-м почти на 60 процентов! «Отличилась» и область, опередив средний по России показатель на 22,6 процента. Да и последние сводки с костромских улиц, переулков и шоссе навряд ли можно назвать оптимистичными, хотя невиданные морозы резко сократили число транспорта на дорогах - более чем вдвое. Поэтому мы пригласили в редакцию начальника Госавтоинспекции безопасности дорожного движения УВД области полковника милиции Сергея Мельникова, который в течение часа (с 14 до 15) отвечал на вопросы наших озабоченных читателей - водителей и пешеходов.
Звонки следовали практически непрерывно - причем не только из Костромы. Мы поделили их на несколько групп, поскольку нередко вопросы повторялись. Итак, пять или шесть раз спрашивали о нововведении в Правила дорожного движения, столько же - о дурном состоянии дорог в городе и области и о проблемах парковки, четыре раза - о проблеме перехода улиц в заснеженном городе, трижды --о проблеме прохождения техосмотра, дважды - о сдаче экзаменов на право водить автомобиль, столько же - о порядке взимания штрафов за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), об ответственности за аварии на дорогах, их содержании и реконструкции, одни интересовались конкретными авариями под Костромой и Поназыревом, другие - конкретно состоянием светофоров, третьи - расположением так называемых «лежачих полицейских» на пешеходных переходах г. Костромы.
***
Про сиденья для детей
Больше всего интересовались специальными сиденьями для детей до 12 лет. Молодая мама из Костромы пожаловалась, что таковых нет даже в такси. Она неоднократно садилась в машины с двухлетним ребенком, таксисты по этому поводу только ворчали: «Ну куда с таким? Ведь оштрафуют из-за вас!», но после этого везли скрепя сердце.
Леонид из Костромского района посетовал на то, что его старая «Нива» не приспособлена ни под какие там детские сиденья, а дети в семье есть. И, наконец, Галина Константиновна из Караваева нарисовала такую ситуацию: они с мужем нередко берут на дороге попутчиков, особенно земляков. Ну как не подвезти знакомую женщину с малышом? А поскольку у них нет детей, то нет в автомобиле и детского сиденья. Что же теперь делать? Получается, что новые Правила запрещают бескорыстную помощь людям.
Начальник ГИБДД Сергей МЕЛЬНИКОВ: - Про такси. В него следует садиться с маленьким ребенком только на заднее сиденье. Проблему оборудования такси детскими сиденьями мы сейчас интенсивно решаем. Дело в том, что нововведения фактически приняты 31 декабря, после чего начались 10-дневные каникулы. Поэтому наша промышленность попросту не успела среагировать, и в продаже в основном имеются дорогие импортные сиденья. Но я убежден, что образовавшуюся торговую нишу наши товаропроизводители заполнят в считанные недели, и цены на сиденья упадут. Что касается сажать или не сажать попутчиков с детьми... Выбор делайте сами, покупать такое сиденье или не покупать. Нововведение принято, поэтому я бы на вашем месте купил... Пригодится. Насчет старой «Нивы-2121» надо смотреть на месте. Но уверен, что появятся сиденья, которые к ней подойдут. Их, например, можно будет пристегнуть ремнями безопасности.
***
Про ближний свет
Евгений Львович из Костромы поинтересовался, где включать ближний свет по новым Правилам: в городе или за его пределами? А автолюбитель Петров пожаловался, что инспектор ГИБДД отчитал его за включенные в дневное время только габаритные огни...
Начальник ГИБДД Сергей МЕЛЬНИКОВ: Правильно, что отчитал, потому что, по новым Правилам, в дневное время надо включать ближний свет фар и сразу за знаком «Конец населенного пункта». Причем если вы и по городу будете передвигаться «с фарами», то в этом нарушения нет. Привыкайте быстрее. Запад уже давно выпускает машины, где фары автоматически зажигаются вместе с запуском двигателя.
***
Про состояние дорог
Состояние дорог и загруженность проезжей части тревожит почти всех звонивших. Федор Берсенев заметил, что недавние жертвы при пожаре во Владивостокском банке стали следствием неправильной парковки банковских автомобилей: дескать, такое же может повториться и в Костроме. Максим Максимович пожаловался, что в Костроме очень плохие переходы, даже на центральных улицах, и чистят напротив них тротуары плохо - так что перемахнувший через снежную обочину пешеход буквально вываливается под колеса автомобилей. Старейший читатель «KB» Ефим Подоксик поинтересовался состоянием шоссе на Сусанине и Галич, которые он строил 40-45 лет назад.
Начальник ГИБДД Сергей МЕЛЬНИКОВ: - Конечно, 45 лет назад дороги строили совсем иначе. И шоссе до Сусанина, и дорога до Галича за это время постепенно реконструировались, менялись, но определенная их моральная отсталость, конечно, ощущается. Они должны быть и шире, и ровнее, то есть соответствовать нынешней нагрузке... На улицах, где появляются новые офисы, мы тут же требуем от их хозяев организации дополнительных площадей для парковки, чтобы скопление машин не мешало движению других транспортных средств, не производилась парковка на тротуарах, создающая препятствия передвижению пешеходов. Обидно, что до сих пор хозяева новых фирм не закладывают эти наши требования в свои строительные проекты. Экономят. А зря. Например, к «Стометровке» поначалу вел всего один проезд. Все равно мы добились появления второго. А, например, Сбербанк и «Высшая лига» на ул. Ивана Сусанина организовали места парковки изначально. А вообще, летнее 2005 года состояние дорог в Костроме довело нас до того, что мы были вынуждены обратиться за помощью к прокурору области Юрию Пономареву. Сегодня мы высылаем своих инженеров для обследования всех проблемных участков дорог и делаем заключения для городской комиссии.
***
Про очереди
Наиболее острым из вопросов по техосмотру машин оказалась жалоба мантуровского автолюбителя на огромные очереди.
Начальник ГИБДД Сергей МЕЛЬНИКОВ: - Сегодня я принял решение о передаче городу Мантурово передвижной диагностической станции, которая будет работать круглый световой день. Ее установят в самом удобном для водителей месте. Признаюсь, есть проблема с талонами о прохождении технического осмотра на 2009 год для новых автомобилей, которым такой талон дается сразу на три года, то есть как раз до 2009-го. Их печатает только Пермская фабрика Госзнака. У московских почему-то отобрали лицензии...
***
Про автокурсы
Студент КГУ имени Н.А. Некрасова Андрей спросил, где лучше проходить автомобильные курсы, чтобы наверняка получить водительские права, и не изменились ли требования при сдаче экзамена.
Начальник ГИБДД Сергей МЕЛЬНИКОВ: - Я бы рекомендовал общество автолюбителей на улице Козуева, школу РОСТО и учебно-курсовой комбинат на Галичской, 102. Там самый высокий процент сдавших с первого раза. Требования те же: сначала теория - по 20 вопросов в билете, потом вождение на автодроме, затем - уличное вождение.
***
Про ответственность
Ирина Ивановна, гостья из Нижнего, поинтересовалась, отвечает ли кто-нибудь за тяжкие последствия ДТП. Под Поназыревом всего в одной автокатастрофе погибли сразу пятеро и трое - серьезно ранены...
Начальник ГИБДД Сергей МЕЛЬНИКОВ: - Мы привлекаем к ответственности и своих сотрудников, и руководителей предприятий, которые содержат те или иные участки дороги. В 2005 году привлечено 38 должностных лиц. Но вообще хочу сказать, что в Нижнем дороги не лучше наших. А вообще, у наших соседей по ЦФО дела еще хуже: по Ярославской области аварийность составляет 132 процента, по Ивановской - 150 процентов, а по Владимирской
- 170 процентов (!) от среднего показателя по России.
Про «лежачих полицейских»
Осторожная костромичка Соболева озадачила вопросом-пожеланием: а что если на всех переходах в Костроме положить «лежачих полицейских» (искусственные неровности на проезжей части)?
Начальник ГИБДД Сергей МЕЛЬНИКОВ: - Мы и раньше-то использовали этих «полицейских» без всяких ГОСТов. Стандарт появился только в 2006-м. Фактура у «полицейского» должна быть не асфальтовая, а резиновая - с тем чтоб не страдали автомобильные подвески, а водителю такое встряхивание бывает полезно: переход - это святое! Но устанавливать их по всему городу нелепо, как и выставлять инспекторов на каждом перекрестке... Надо людям доверять и поднимать общую культуру вождения
и передвижения по улицам.
***
В заключение «прямой линии» полковник Сергей Мельников заметил, что увеличение зарегистрированной аварийности в Костроме и области говорит еще и о возросшей дотошности сотрудников ГИБДД, которые выявили за 2005 год 141 тысячу нарушений ПДД по области, 76000 - по Костроме, при этом более 2,7 тысячи водителей были лишены прав за управление транспортом в нетрезвом виде. Последний из позвонивших оказался опытным завгаром из д. Гридино Красносельского района. Он передал благодарность начальнику районного ГИБДД Николаю Данилову и его заместителю Наталье Галкиной. Сказал: «Они хоть и молоды, но их требовательность всегда разумна. Комфортно ездится по «их дорогам».