СОБРАНИЕ РАЗНОЧТЕНИЙ
С 1 ЯНВАРЯ В РОССИИ ИЗМЕНИЛОСЬ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ПУНКТОВ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. РЯДОВОЕ, В ОБЩЕМ, СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ ОБЫЧНО ПРОХОДИТ БЕЗ АЖИОТАЖА, НА ЭТОТ РАЗ ВЫЗВАЛО ОЧЕНЬ БУРНУЮ РЕАКЦИЮ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ: ЕЩЕ БЫ - ИНСПЕКТОРЫ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ШТРАФА, НО И ДЛЯ ОТСТРАНЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОЙ. ЧТО ТЕПЕРЬ ЗНАЧИТ "ЕЗДА ПО ПРАВИЛАМ", ВЫЯСНЯЛ КОРРЕСПОНДЕНТ "ИП" ВАСИЛИЙ РЕЗНИЧЕНКО.
Изменения в Правилах дорожного движения, как это часто бывает с новыми российскими инициативами, задуманы с целью приблизить нашу страну к общемировым стандартам. Для начала эти самые стандарты потребовали введения дополнительно 24 дорожных знаков. Например, в Европе никого не удивляют обозначения зон приема различных видов мобильной связи. Теперь их можно будет встретить и у нас. Не обошлось и без экзотики: например, обозначение "бассейн или пляж" окажется бесполезным для большей части российской территории. Другой знак - "затор" - должен уберечь от увязания в глухой пробке, а выносить его на дорогу по мере надобности должны будут сами милиционеры. Правда, особой оперативности от гаишников, которые довольно редко выводят полезную информацию даже на электронные табло, установленные на МКАД, ожидать трудно, но знак есть. Впрочем, знаки - это то, что вызывает наименьшее количество вопросов. С остальным не успели разобраться до конца даже сами сотрудники ГИБДД.
Светить везде
В числе нововведений - требование к водителям ездить за городом с включенными фарами в любое время суток. Исследования показывают, что эта мера способна снизить аварийность на 25 %, а в России, особенно неизбалованной ярким солнечным светом, ввести это требование давно было пора, поэтому штраф за нарушение 50 руб. вовсе не выглядит драконовским. В новой редакции правил к списку документов, предъявляемых сотруднику автоинспекции по первому требованию, добавился талон государственного технического осмотра (раньше регламентировалось лишь его расположение в правом нижнем углу лобового стекла). По словам руководителя отдела административной практики ДОБДД РФ Владимира Кузина, сделано это было для того, чтобы предоставить милиционерам дополнительные полномочия по проверке достоверности документа. Однако ответственность за его отсутствие по-прежнему не указана в Кодексе об административных правонарушениях. Это значит, что инспектор, самое большее, может обвинить водителя, что тот вообще не прошел техосмотр. Будет составлен протокол, а с автомобиля снимут номерные знаки. Если талон просто лежал дома, его необходимо привезти в административную группу районного отдела ДОБДД - тогда, если верить Владимиру Кузину, делопроизводство по протоколу будет прекращено.
Детская неожиданность
В корне изменилось отношение автоинспекции к перевозке детей. Раньше им запрещалось ездить на переднем сиденье до достижения 12-летнего возраста, а на заднем (впрочем, как и другим пассажирам) предписывалось пристегиваться ремнем, если тот предусмотрен конструкцией автомобиля. В новые правила ввели понятие "специальные детские удерживающие устройства", под которыми следует понимать детские автокресла (подробнее о них - на стр. 50). Причем возраст пассажиров, именуемых детьми, остался прежним, а запрет на езду спереди (при наличии "удерживающего устройства") исчез. Раньше сажать детей рядом с водителем запрещалось при любых обстоятельствах. Кстати, искать в магазине спецкресло для 11-летнего крепыша практически бесполезно. Надеяться, видимо, приходится на оговорку, которая допускает использование "иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства". "Главное в этом пункте правил - обеспечить безопасность детей, - рассказал ИП Владимир Кузин. - Необходимо, чтобы ремни, которыми оборудован автомобиль, использовались правильно. Само по себе отсутствие кресла не является поводом оштрафовать водителя, если ребенок надежно пристегнут. Для того чтобы добиться прилегания ремня не только в области поясницы, но и в районе грудной клетки, можно подложить под ребенка, например, обычную подушку". Понятно, что дискутировать об этом на дороге придется не с юридически подкованным милицейским начальником, а с рядовым инспектором, для которого ключевым словом в новой редакции правил будет "запрещается". Однако внимательное изучение соответствующего пункта ПДД дает водителю шанс победить в споре на посту, в районном отделе ГИБДД или, в самом худшем случае, в зале суда. Естественно, при условии, что чадо действительно было пристегнуто ремнем безопасности. Теоретически водитель может избежать ответственности даже при перевозке новорожденного, опутав его кое-как штатным ремнем и подложив побольше подушек. Доказать, что ремень где-то прилегал неправильно, будет крайне трудно, потому что, за исключением весьма обтекаемых формулировок данного пункта ПДД, никаких указаний на этот счет в России не существует. Но если водитель вообще не позаботился о безопасности маленького пассажира, его оштрафуют на 50 руб. Правда, известно, что гаишники не штрафуют за ремень даже водителей - или делают это в исключительных случаях.
Поворотник запрещен
Наибольший резонанс в водительской среде вызвал прямой запрет на эксплуатацию автомобилей с "неправильным" цветом оптики (см. справку на стр. 35). К ним в первую очередь относятся модели, произведенные для американского рынка (их общее количество в России приближается к 3 млн), а также старые отечественные машины, выпущенные до принятия ГОСТ 8769-75 (на первых "копейках" были оранжевые подфарники). Согласно стандарту, "цвет передних габаритных фонарей должен быть белый, задних - красный. Цвет передних и задних указателей поворота, а также боковых повторителей указателей поворота должен быть оранжевый". Пройти техосмотр с такой иллюминацией официально и раньше было нельзя, поэтому автолюбители решали проблему путем покупки заветного талона (то есть нарушения закона). Махнув рукой на "оборотней в погонах", правительство переложило ответственность на автовладельцев. Завидев желтые подфарники, инспектор с полным на то правом остановит автомобиль и будет действовать в соответствии с одной из двух частей статьи 12. 5 Кодекса об административных правонарушениях. Часть 1 позволяет ограничиться штрафом в 50 руб. или предупреждением, тогда как часть 3 грозит постановкой машины на штрафстоянку и лишением прав на срок от шести месяцев до одного года (по решению суда). Дело в том, что нестандартные огни подпадают под оба пункта статьи, и на дороге эту нехитрую дилемму решать будет инспектор, а дальше, как говорят, суд разберется. Руководство ГИБДД дает водителям "некондиционных" автомобилей нехитрый совет - изменить оптику. Проще сказать, чем сделать: большое количество "неправильных" автомобилей поставляются только на американский рынок, и европейский вариант оптики для них не производится. Достать блок-фару с желтым задним поворотником, например, на Cadillac Escalade просто невозможно. Эту информацию ИП подтвердили в автосалоне "Автоконцепт", специализирующемся на продаже как новых, так и подержанных автомобилей в североамериканском исполнении. Менеджер автосалона, ответивший на звонок, сначала посоветовал заменить блок-фару на аналог от Chevrolet Tahoe, официально поставляемого на рынки Европы, но затем согласился, что эта деталь не подойдет, так что владелец автомобиля ценой более $90 тыс. рискует ездить от одной полосатой палочки до другой. Официальные сервисные центры тоже целиком зависят от производителей, и чудес от них ожидать не приходится.
"Мы, конечно, пойдем навстречу клиенту, который захочет поменять фонари, - уверяет менеджер отдела сервисного отделения компании Major-Auto Андрей Базилев. - Но это возможно только для моделей, поставляемых в том числе и в Европу, - запчасти можно заказать по каталогу. Следует учесть, что проводка в американском и европейском вариантах серьезно различается, поэтому потребуются дополнительные работы, объем которых трудно предсказать. Пока были только единичные заказы на смену фар в связи с несоответствием российскому стандарту. А самовольно вносить изменения в новые автомобили нам не позволяет контракт с американскими компаниями. Наша политика в этом направлении пока обсуждается".
Можно добавить, что комплект европейских задних фонарей, к примеру, на Dodge Caravan стоит более $200, передних - более $400, а все работы по замене, по словам специалиста Major-Auto, обойдутся не менее чем в $400.
Примечательно, что под действие новых правил подпадает и транспорт самой автоинспекции. В Москве, например, на службе в ГИБДД состоят мигающие красным Ford Crown Victoria и Chevrolet Cavalier, причем отделы, которые их используют, никаких директив по смене фонарей или запретов на эксплуатацию машин пока не получали.
Автоинспекция, как и водители, оказалась неготовой к тому, чтобы действовать в соответствии с новыми положениями. Как сообщили ИП в отделе пропаганды ДОБДД РФ, судьба нестандартных милицейских автомобилей пока неизвестна, однако есть надежда, что в скором времени действие поправок приостановят на неопределенный период - чтобы снять напряжение и дать людям возможность придумать выход из положения.
Похожей точки зрения придерживается и Госдума, которая намеревается заставить правительство дать задний ход. Недавно нижняя палата парламента поручила комитету по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с комитетом по безопасности запросить в правительстве информацию о причинах столь поспешного утверждения новых технических требований к автомобилям. Ведь постановление было опубликовано в "Российской газете" всего за четыре дня до Нового года без широкого предварительного обсуждения. Кроме того, народных избранников беспокоит то, что ознакомить людей с их новыми правами и обязанностями по-прежнему никто не спешит. По словам главного автоинспектора страны Виктора Кирьянова, он рекомендовал подчиненным в ближайшее время не применять санкции к нарушителям новых правил и ограничиться предупреждениями. Но, как сообщили ИП в отделе пропаганды ДОБДД РФ, "закон есть, и придется его выполнять". Эту мысль охотнее всего подхватили автоинспекторы: интернет-форумы пестрят сообщениями автовладельцев о первых случаях вымогательства на дорогах столицы на основании новых, прогрессивных правил.
***
ПРАВИЛА ИГРЫ
ИХ НЕ ОБГОНЯТ ЕСТЬ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ ПРАВИЛ И МЕНЕЕ ЗАМЕТНЫЕ. НО ДОВОЛЬНО СЕРЬЕЗНЫЕ. ОСОБЕННО ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ, ИЗМЕНЕНИЯ.
Если раньше в зоне действия знака "Обгон запрещен" можно было обогнать одиночное транспортное средство, движущееся со скоростью менее 30 км/ч, то теперь за тихоходом (например, трактором или повозкой) придется тащиться ровно столько, сколько предписывает знак. Опережение в этом случае будет квалифицировано как нарушение правил и грозит штрафом в 200 руб.
Кроме того, авторы новых правил требуют еще большего уважения к спецстранспорту. До 1 января 2006 года от машин с мигалками нужно было просто шарахаться, уступая им дорогу. Теперь их, равно как и эскортируемые ими колонны, запрещено вдобавок обгонять. За нарушение оштрафуют на 200 руб. Правда, бояться следует не любой машины с мигалкой, а "транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом".
***
В 3 РАЗА СНИЖАЕТ ПРИ АВАРИИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ВЕРОЯТНОСТЬ СМЕРТЕЛЬНОГО ИСХОДА РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ
***
4 ЗНАКА ВОШЛИ В ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМПЛЕКТ, ЗАКРЕПЛЕННЫЙ ПАРИЖСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ В 1909 ГОДУ
***
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
оправданные претензии ЗАПРЕТ
НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО ТИПА ПРОИСТЕКАЕТ ВОВСЕ НЕ ОТ НЕНАВИСТИ К США.
По причинам не только идеологического, но и географического характера товарообмен нашей страны с Европой всегда был интенсивнее, чем с США. В 1974 году СССР подписал Венскую конвенцию о безопасности дорожного движения, где регламентировались особенности автомобильной оптики. Результатом стало принятие отечественного ГОСТ 8769-75. По словам директора межотраслевого Фонда сертификации автомобильного транспорта Бориса Кисуленко, в 1987 году производители из Штатов пытались доказать руководству СССР, что американские стандарты ничем не хуже. На полигоне под Дмитровом была протестирована партия автомобилей из США и Европы. Эксперты и аппаратура доказали, что передние фары американских автомобилей в большей степени слепят водителей. К желтым габаритным огням и красным задним поворотникам, кстати, претензий тогда не возникло. Просто страна окончательно остановилась на европейской схеме, приняв ее целиком. В жизни получилось все наоборот: выдать владельца нестандартной машины в потоке может как раз цвет приборов. Интенсивность и направление света передних фар постовой измерить не в состоянии.
ИТАР-ТАСС