ЗАПРЕТ НА КРАСНЫЙ ЦВЕТ
В "деле о поворотниках" наметился новый поворот
Депутаты Государственной думы не согласились с решением правительства внести изменения в Правила дорожного движения. По мнению большинства парламентариев, это было сделано слишком поспешно и без должного обсуждения. А потому правительству предложено отменить постановление за номером 767 от 14 декабря прошлого года в части, касающейся сроков вступления его в силу.
Напомним, что изменения начали действовать с 1 января 2006 года. Некоторые положения новых правил, особенно запрет на красный цвет поворотников, вызвали у автолюбителей и правозащитников искреннее недоумение. Решение правительства объявить "вне закона" красные фонари напрямую коснулось владельцев практически всех американских и многих японских автомобилей, а их число, по некоторым данным, составляет примерно 12% автопарка страны. Ситуация усугубляется еще и тем, что неправильный цвет фар чиновники отнесли к числу грубейших нарушений Правил дорожного движения, за которое простым штрафом уже не отделаться. Сотрудники ГИБДД имеют право отправлять автомобиль, не соответствующий ГОСТу, на штрафстоянку, а его владельца лишать водительских прав на срок до одного года. Именно эти драконовские меры и вызвали бурю возмущения, и неудивительно, поскольку замена фар обойдется многим в приличную сумму - до четырех тысяч долларов.
Между тем введение новых стандартов на световую технику вряд ли можно объяснить исключительно желанием властей подпортить жизнь любителям американских "тачек". Не секрет, что визуально красный цвет фонарей ассоциируется со стоп-сигналами. Когда включаются красные стоп-сигналы и поворотники одновременно, идущим сзади водителям трудно сразу сориентироваться в дорожной обстановке. Это признают даже критики правительственных нововведений.
- Специально на днях проверял, насколько красный цвет поворотников мешает нормальному движению, - делится своими впечатлениями москвич Дмитрий Н. - Я ехал сзади какого-то "линкольна". Он начал притормаживать, включились "стопы". Я, естественно, тоже нажал на тормоза. А через несколько секунд "линкольн" включил правый поворотник. Но я понял, что "американец" задумал уйти в соседний ряд, только когда корпус "линкольна" стал визуально смещаться вправо. А все потому, что и поворотники, и стоп-сигналы у него одинакового цвета - не сразу и разберешь, что именно у него зажглось. Можно себе представить, какой дискомфорт испытал водитель машины, ехавшей в соседнем ряду, когда прямо у него перед носом внезапно нарисовался зад дорогой иномарки.
Вообще остается только удивляться, почему американцы не придают значения цвету фонарей. Зато в Европе к этому относятся со всей серьезностью. А поскольку Россия географически все-таки ближе к Европе, то подгонять свои стандарты целесообразнее к европейским нормам. Что и было сделано соответствующим постановлением правительства.
Даже непримиримый критик любых правительственных новаций в сфере автотранспорта Виктор Похмелкин вынужден признать, что на 85% новые правила "разумны и нацелены на обеспечение безопасности".
- Другое дело, что любые новшества, особенно такие, как Правила дорожного движения, должны вводиться и обсуждаться заблаговременно, - говорит депутат Похмелкин. - Можно было бы ввести эти изменения не с 1 января, а, скажем, с 1 марта, заранее опубликовать новые правила в СМИ, провести разъяснительную работу. И тогда люди все правильно бы поняли, не было бы такого ажиотажа, как сейчас. Ведь большинство автолюбителей возмущены не столько самими новациями, сколько тем обстоятельством, что новые правила им разъясняют уже на трассе работники ГИБДД. Вот и получается, что введение новых правил, сколь разумны они ни были, выгодно лишь сотрудникам ГИБДД, которые обязательно используют их для улучшения своего личного благосостояния.
Сами блюстители дорожного порядка в корне не согласны с такой постановкой вопроса и полагают, что нововведения должны коренным образом улучшить ситуацию на дорогах. К числу полезных новшеств относятся детские сиденья, круглосуточное движение вне населенных пунктов с включенным ближним светом фар, а также замена красных поворотников на желтые. Однако понимая, что эти новации были введены внезапно для большинства автолюбителей, высокие милицейские чины заверили, что привлекать нарушителей к административной ответственности пока не намерены. Начальник столичной ГИБДД генерал-майор милиции Сергей Казанцев, например, заявил, что штрафовать водителей не будут до тех пор, пока автомобилисты не "втянутся в новые правила". И даже предложил метод борьбы с теми инспекторами, которые станут проявлять излишнее служебное рвение.
- Если на вас вопреки указаниям руководства ГИБДД наложили штраф, - советует Казанцев, - следует записать номер нагрудного знака инспектора ДПС и немедленно обратиться с заявлением в Управление ГИБДД либо в Управление собственной безопасности МВД РФ. Поверьте: по каждому такому факту будет проведено объективное расследование, а виновных накажут.
А в управлении ГИБДД Московской области нам сообщили, что иномарки с красными огнями смогут проходить ежегодный техосмотр без каких-либо проблем. Правда, на какой период рассчитана такая "льгота", пока неясно. Во всяком случае представители областной автоинспекции на вопрос о сроках отделались туманными фразами о "нескольких месяцах".
Словом, как ни крути, а менять красные фонари на желтые российским водителям, видимо, все-таки придется. Остается только надеяться, что в магазинах к тому времени появится нужное количество желтых лампочек. Пока же на эти детали автомобильного экстерьера повсеместно наблюдается жуткий дефицит - вероятно, в связи с резко возросшим спросом.