Один в поле - не воин
Вновь о наболевшем
Фактически за порядком в сфере пассажирского транспорта следит только Госавтоинспекция
Очень трудно говорить однозначно — хорошее это явление или плохое. Я имею в виду маршрутки. С одной стороны — это великое благо, особенно сейчас, когда городской автобус, скажем откровенно, не справляется с пассажиропотоком. Но с другой стороны, практически каждый день в сводках ДТП встречается «водитель... управляя автомашиной «Газель» маршрута N... не справился с управлением и совершил столкновение... » А ведь в «Газелях» ездит не один водитель. За его спиной тринадцать-пятнадцать пассажиров, которые даже от небольшого удара имеют очень большие шансы оказаться на больничной койке — таковы конструктивные особенности этих машин.
Поэтому на прошлой неделе в актовом зале Управления ГИБДД ГУВД Волгоградской области состоялось совещание с владельцами коммерческих маршрутов, на которых работают «дикие парнокопытные». Вел совещание заместитель начальника ГУВД Волгоградской области, начальник милиции общественной безопасности генерал-майор Иван Васильевич Нечаев. На совещание также были приглашены начальник и заместители ОГИБДД УВД Волгограда, все начальники районных подразделений ГИБДД, сотрудники Управления автодорожного надзора (бывшей транспортной инспекции) и начальник транспортного отдела администрации Волгограда. Речь на совещании шла о том, как сделать так, чтобы снизить количество аварий с участием «Газелей».
— Наша встреча крайне необходима, — говорит заместитель начальника ГУВД Волгоградской области генерал-майор Иван Нечаев. — Возможно, ее нужно было провести еще раньше, в начале этого года. Встретиться, переговорить, наметить пути решения проблемы безопасности дорожного движения. За последнее время, особенно с наступлением зимы, ежедневно происходит внушительное количество ДТП, в которых гибнут или страдают люди. Думать о том, что это не важно, может только абсолютно бесчувственный человек.
По городу сейчас вообще проехать невозможно. Вы посмотрите, как ездят эти маршрутки! Словно пытаются кого-то задержать! Сотрудники милиции на срочный вызов так не ездят! А в результате такой езды — ДТП. Не далее как 7 декабря в Кировском районе произошло ДТП с участием маршрутной «Газели». И опять в аварии пострадали пассажиры!
Выступивший с докладом на совещании начальник ОГИБДД УВД Волгограда полковник милиции Владимир Климов рассказал, что на сегодняшний день в Волгограде открыто 199 (!) автобусных маршрутов. По утвержденным паспортам маршрутов работают 79 перевозчиков, из них 31 имеет статус юридического лица, остальные являются индивидуальными предпринимателями. Анализ количества ДТП с 2001 по 2004 годы показал, что в сравнении с 2001 годом наблюдается рост общего числа ДТП в 6,4 раза — с 15 в 2001 году до 93 в 2004 году. Количество погибших увеличилось в 9 раз — с 1 в 2001 - м до 9 в 2004 году. Количество раненых в ДТП с участием автобусов малой вместимости увеличилось более чем в 8 раз — с 14 до 113 человек.
По состоянию на 1 ноября 2005 года водители коммерческих автобусов стали участниками 68 ДТП, в которых 1 человек погиб и 102 получили ранения. По вине водителей маршруток было совершено 41 ДТП, в которых 72 человека получили ранения. Рост количества аварий составил 72 процента, количество пострадавших в ДТП увеличилось на 125 процентов. В погоне за получением максимальной прибыли вопрос безопасности пассажирских перевозок ставится на последнее место. Подтверждением этого является анализ причин ДТП: грубое нарушение Правил дорожного движения, несоответствие скорости движения конкретным дорожным условиям, превышение установленной скорости движения, выезд на полосу встречного движения, неправильный выбор дистанции, несоблюдение очередности проезда перекрестков. По этим причинам было совершено более половины всех ДТП.
По сравнению с 2001 годом количество нарушений ПДД водителями автобусов малой вместимости увеличилось в восемь раз. Соответственно увеличилось и количество аварий. Отсутствие контроля за работой водителя на линии со стороны должностных лиц приводит к совершению ДТП, что является чрезвычайным происшествием для данного вида перевозок. Нередко водители пассажирского транспорта позволяют себе проехать на запрещающий сигнал светофора или сесть за руль маршрутки в состоянии опьянения. Вот характерный пример: водитель одного из 000, осуществляющих пассажирские перевозки, управляя маршруткой в состоянии алкогольного опьянения, следовал по проспекту Ленина, не выдержал боковой интервал и столкнулся с троллейбусом. В результате аварии пострадали пассажиры маршрутки.
Проверки перевозчиков очень часто выявляют нарушения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и других нормативных актов, призванных сделать пассажирские перевозки максимально безопасными. У многих перевозчиков отсутствует своя материально-техническая база, следовательно, ни за состоянием автотранспорта, ни за здоровьем водителей никто не следит. Водители маршруток фактически находятся на самоконтроле, а все требования к безопасности дорожного движения выполняются зачастую лишь на бумаге. Пример — ДТП в Кировском районе. Перевозчик — ООО «Форсаж». Итог этой аварии — семь пострадавших. При разборе ДТП выяснилось, что водитель на маршутке работал без путевого листа...
Отчего так получается? От того, что, во-первых, основной задачей любого водителя маршрутного такси является план, который он каждый день должен отдать хозяину. А во-вторых, чтобы сесть на маршрутку, достаточно лишь открытой категории «Д» в правах. Опыт, стаж значения не имеют. В основном за руль «Газели» садятся люди из ближнего зарубежья, которые не знают ни особенностей движения, ни уличной сети, ни аварийно-опасных участков. Зачастую за рулем маршрутки сидит человек, даже не зарегистрированный в Волгоградской области!
Дословно привести все, о чем шла речь на совещании, просто не позволяет газетная площадь. Скажу только, что основная масса проблем возникает из-за отсутствия взаимодействия между контролирующими органами, и на сегодня сложилась такая ситуация, когда фактически за порядком в сфере пассажирского транспорта следит только Госавтоинспекция. Транспортная же инспекция по большому счету самоустранилась от этой проблемы.
Кстати, об этом говорили и сами перевозчики. Нужна координация действий всех органов, контролирующих пассажирские автомобильные перевозки. Только так в этой сфере можно навести порядок.
***
фото: