ЕДУ КАК ХОЧУ
Оказывается, в Правилах дорожного движения нашей страны "зебра" официально существует с 1961 года. Официально - есть, в реальности же создается впечатление, что она нарисована бесцветными красками, невидимыми для водителей. Каждый пеший горожанин не раз в буквальном смысле отвоевывал маленький кусочек дороги, называемый нерегулируемым пешеходным переходом.
За девять месяцев этого года саранские сотрудники ГИБДД оштрафовали 449 водителей, не пропустивших пешехода на "зебре".
Вроде бы и немного, можно даже подумать, что у нас очень дисциплинированные автолюбители. Но так ли это на самом деле? Решив проверить, газета "Время" организовала маленький рейд по центральным улицам Саранска.
ПУСТЬ БЕГУТ ПЕШЕХОДЫ
Переход-"зебра" на Рабочей. По одну сторону - 39-я школа, по другую - детский сад N1. Несмотря на то, что у перехода постоянно стоит куча детей, мамы с младенцами, преодолеть полосы достаточно проблематично. Я всегда считала, что детей водители пропускают охотнее. 20 минут наблюдений развеяли этот миф в пух и прах. Поток автомобилей практически никогда не иссякает. Бедные детишки мокнут под дождем, ожидая "доброго дяденьку-водителя". Перебегать дорогу начинают, когда замечают в плотном потоке слабое звено - дряхлую иномарку, отечественный автомобиль или девушку за рулем. А вот перед роскошными машинами, джипами и грузовиками юные пешеходы пасуют. Хоть и дети, а понимают что к чему.
Перекресток Льва Толстого и Коммунистической. Мчатся машины. Впереди пешеходный переход. Кучка людей пытается перейти дорогу. Водители автомобилей, которым приходится резко нажимать на тормоза, начинают сигналить и недоумевать, зачем пешеходам вообще понадобилось выходить на "зебру". Впрочем, большинство пешеходов выдрессировано водителями, как собаки Павлова: видят машину - и сами пропускают ее, боятся. А что инспекторы ГАИ - ГИБДД? А ничего. Стоят двое (!) боком и о чем-то рассказывают друг другу. Смеются. Видимо, анекдоты травят. В общем, всем видом делают вид, что так и должно быть, что никаких нарушений нет.
Перекресток Льва Толстого и Полежаева, около Центрального рынка. Народу в этом месте много всегда. В течение десяти минут почти в состоянии аффекта наблюдаю следующую картину: абсолютно все виды транспорта, начиная от "Жигулей" и заканчивая автобусами "Икарусами" , пропускают и стар и млад. Чем объяснить этот феномен, не знаю. Вроде и сотрудника ГИБДД рядом нет. Чудо! Иначе и не скажешь.
"Зебра" на Володарского и Коммунистической. Еще раз убеждаюсь истине изречения о том, что пешеходы бывают двух видов: шустрые и мертвые. Мертвых, слава Богу, увидеть не довелось, но все было близко к этому. Складывается такое ощущение, что водитель, когда видит, что пешеход переходит перед ним дорогу, нажимает на педаль газа. Не пропускают вообще, хоть кидайся под колеса, как Анна Каренина. Только один водила "отважился" по своей инициативе притормозить перед белыми полосками. Надо было видеть восторженное лицо женщины с коляской, намеревавшейся перейти дорогу. Она прямо-таки онемела от неожиданности. Сразу видно, что раньше ее никогда не пропускали.
И такие примеры сплошь и рядом. Оживленное движение, машины идут сплошным потоком, и мало кто притормозит при приближении к переходу - все куда-то спешат. В моей голове крутится одна мысль: эх, если бы здесь стояли инспекторы, сколько штрафов можно было собрать...
КСТАТИ, О ШТРАФАХ...
В Польше водитель, не пропустивший пешехода на переходе, лишится 90 долларов. А эстонского водителя за аналогичное нарушение оштрафуют на 250 долларов. В Финляндии минимальный штраф за нарушение правил дорожного движения составляет 115 евро. В России, согласно Кодексу об административных правонарушениях водителя, не притормозившего перед "зеброй" , могут оштрафовать на 50 рублей. 50 рублей за человеческую жизнь... Не маловато ли? Поэтому и не пропускают.
СИТУАЦИЮ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ
Перво-наперво, нужно сделать так, чтобы инспекторы ГАИ - ГБДД следили за выполнением правил дорожного движения и штрафовали тех, кто не пропускает пешеходов на "зебре". В Управлении ГИБДД нам сообщили, что каждый день на дороги выходят 54 сотрудника. Мало это или много? Мало, скажут наши читатели, и будут в некоторой степени правы. Достаточно, сказали в Управлении, на всех перекрестках инспектора не поставишь, их просто столько нет в наличии. А может, все-таки поставить для профилактики? На день, два, три, десять, месяц. Мы уверены, водители привыкнут пропускать пешеходов.
Напоследок хочу дать личный совет всем пешеходам. Не тормозите на переходах, а, наоборот, показывайте уверенность в своих намерениях перейти дорогу - и Вас ВСЕГДА пропустят. За день своеобразного рейда я пришла к следующему выводу: тех пешеходов, которые, подходя к зебре, не дают водителю сомневаться, что сразу пойдут переходить, и переходят, машины пропускают наверняка. Не надо "танцевать" на дороге, кидаться из стороны в сторону, не зная - то ли переходить, то ли нет. Конечно, боязно тягаться с железным конем, но все же заставьте его уважать себя.
Заместитель начальника Управления ГИБДД Сергей Гагарин: "То, что водители до сих пор не научились пропускать пешехода, - следствие низкой культуры наших жителей, которую они переносят и на дорогу. Но надо признаться, что есть изменения в положительную сторону, пять-шесть лет назад водители вообще не пропускали пешехода. Что делаем мы? Также сотрудники ГИБДД стоят на пешеходных переходах, надзирают за водителями. Конечно, не всегда наши сотрудники уделяют этому должное внимание, тем не менее, плоды наша работа приносит, Надеемся, постепенно, с годами мы придем к тому, что имеется в Пензе, Нижнем Новгороде и Ульяновске".