Автобус следует со всеми... незаконными остановками
Пассажиры, которые поутру добираются из Южного микрорайона до центра Хабаровска, садятся в первый попавшийся автобус. Успеть бы вовремя на работу. Однако с некоторых пор случается, что посреди дороги автобус останавливается, водитель просит пассажиров покинуть салон, находя для этого благовидный предлог, а то и вовсе без объяснения причин.
Деньги за проезд, понятно, никто не возвращает. Но порой время дороже денег. Впрочем, претензии предъявлять некому. Водителя народное возмущение мало интересует. Оказывается, коллеги его предупредили по рации, что на линии проверка. А вот она-то водителю и совсем ни к чему. Дело в том, что маршрут N333с - незаконный.
Почти три года назад, когда была сдана развязка на улице Ленинградской, управление транспорта Хабаровска разработало новый маршрут N56, который соединял Южный микрорайон с центральными улицами города. Тут и появилось предприятие ООО "Клир" , которое предложило аналогичную идею. Им объяснили, что документы с подобным маршрутом уже на подписи у мэра. Если муниципальных автобусов не будет хватать, маршрут выставят на конкурс коммерческих перевозчиков. Через два дня в Хабаровске появился маршрут N333с. У предпринимателя не оказалось ни паспорта маршрута, ни описания остановок, ни расписания движения. Маршрут же составлен так, что он осуществляется с грубейшим нарушением правил дорожного движения. Так, первое время автобус поворачивал на улицу Синельникова на запрещающий знак. На улице Муравьева-Амурского от остановки в районе кафе "Арго" автобус резко поворачивает на улицу Дзержинского, пересекая две полосы параллельного движения, и останавливается на углу. Но там нет кармана для остановки. Исключение сделали только автобусу маршрута N107, и то потому, что он останавливался там всегда.
В принципе, перевозчик может предложить новый маршрут, но он должен представить его на рассмотрение специально созданной мэром города комиссии, приложив технико-экономическое обоснование, схему, расписание движения автобусов. Директор "Клира" В. Якимов, оказывается, согласовал маршрут в ГИБДД и даже в управлении дорог и внешнего благоустройства Хабаровска, чего, собственно, вовсе и не требуется. И хотя его предупредили, что документ с двумя подписями недействителен, он продолжал настаивать, что паспорт маршрута у него есть.
Прежде предприятие "Клир" занималось перевозками пассажиров в центре Хабаровска и даже участвовало в конкурсе коммерческих перевозчиков в 2002 году, но ничего не выиграло. Не добрал Якимов баллов, многочисленные нарушения правил перевозки по условиям конкурса резко снизили шансы претендента получить маршрут.
Предприниматель В. Якимов, очевидно, обиделся и решил, что если ему не дают возможности работать на законных основаниях, он будет это делать так, как считает возможным. Более того, "Клир" выставил машины на маршруте N91 сообщением "Железнодорожный вокзал - улица Муравьева-Амурского - железнодорожный вокзал". Руководство управления городского транспорта и тут решительно воспротивилось. Зачем дублировать уже существующие маршруты, в частности N1? Предприниматель, по сути, собирает деньги, причитающиеся муниципальному предприятию ХПАТП N1, которое обслуживает центр города.
Частные автобусы выходят на линию, естественно, без всякого расписания, что называется, собирая у него под носом пассажиров. Понятно, водители муниципальных автобусов нервничают: кому хочется остаться без выручки? Конкуренты, завидев друг друга, начинают настоящие гонки на центральных улицах города. Понятно, чем это чревато.
Почему так безнаказанно чувствуют себя автобусные "пираты" , спрашивают водители и кондукторы муниципального транспорта в коллективном письме, направленном в правительство края, краевую прокуратуру, УВД края, ГИБДД и транспортную инспекцию, которая после смены названия именуется теперь федеральной службой по надзору в сфере транспорта Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора? Именно это ведомство имеет право привлекать к ответственности предпринимателей-нарушителей. Транспортная инспекция выдает лицензии, она же их и отбирает. Через суд, конечно. Но до суда надо еще соблюсти массу формальностей.
Дело в том, что к лицензии выдается еще и лицензионная карточка на каждую транспортную единицу, она должна быть у водителя. Так вот, поймав водителя на незаконном маршруте, его сначала надо предупредить - а вдруг человек знать не знает, ведать не ведает, в какую скверную ситуацию попал? Если его остановили во второй раз на неузаконенном маршруте, следует составить протокол, в третий раз - тоже протокол. И тут уже выстраивается система нарушений, которая карается приостановкой лицензии владельца предприятия на полгода. Можно лишить предпринимателя за грубое нарушение. Но что считать такой грубостью, федеральное правительство не уточнило, сотрудники же транспортной инспекции теряются в догадках, естественно, не рискуя импровизировать на эту тему. Получается, статья есть, но она не применяется, ибо о степени вызывающей грубости других каждый судит в меру собственной воспитанности.
"Клир" не очень испугался, когда его первый раз оштрафовали на 500 рублей за отсутствие паспорта маршрута. Точнее, за невыполнение предписания, согласно которому следовало или паспорт оформить, или немедленно прекратить работу. Якимов полгода судился с инспекцией, в конце концов проиграл. Автобусы маршрута
N333с продолжали курсировать по городу. Тогда у него приостановили лицензию на месяц. И опять Якимов пошел в суд, и вновь окончательное решение было не в его пользу. Свое право ездить где он хочет, он отчаянно защищал сам.
В конце концов, Якимова лишили лицензии. Потом начались штрафы. Один раз его наказали на 30000 рублей, второй раз - на 41000. Но автобусы на маршруте N 333с по-прежнему возили пассажиров.
- То есть как? - не поняла я.
- Да очень просто, - объяснил мне начальник отдела автотранспортного надзора транспортной инспекции Юрий Яковлев. - Свои автобусы предприниматель передал в аренду тому, у кого есть лицензия.
Сначала это был предприниматель А. Жолобов. И опять все пошло по порядку - водителя поймать, предупредить, составить протокол, еще один, направить представление в суд и приостановить лицензию. Но пока дошло дело до рассмотрения иска, время, на которое выдавалась лицензия, истекло. Третьим стал предприниматель Б. Баковкин. Дело о лишении его лицензии находится в суде. Предполагая, каким будет вердикт, он пишет в транспортную инспекцию заявление с просьбой лицензию аннулировать. Одно дело - добровольное желание предпринимателя уйти на время из бизнеса коммерческих перевозчиков, и совсем другое, если это сделает суд. Но повинная тут явно не прокатит. Суд, и только он, решает участь предпринимателя.
Приостановлены лицензии у С. Серган и Е. Джиудичи, но у него время действия лицензии истекло.
Почему предприниматели, зная о скандале вокруг подпольного маршрута, не боятся рисковать? Порядка восемнадцати автобусов на двух незаконных маршрутах как ходили по городу, так и продолжают ходить. Средь бела дня, у всех на виду.
Машины все те же. И хотя формально они передаются из рук в руки, то есть в аренду, на самом деле принадлежат все тому же "Клиру". Понятно, ему причитается некая ежедневная мзда. Судя по тому, что за последние годы, по словам Юрия Константиновича, парк машин заметно изменился, маршрут N 333с весьма прибыльный.
Система перехвата отработана четко. Пассажиров автобусы начинают подхватывать не в самом Южном микрорайоне, а дальше, на остановках "Вторсырье" , "Первый магазин". Рейсовые автобусы, особенно в час пик, идут переполненные, а тут вдруг появляется абсолютно пустой. Почему не сесть?
Черный список предпринимателей, откровенно нарушающих закон, достаточно солидный. Но с поиском желающих рисковать своей лицензией в Хабаровске, очевидно, все-таки возникают проблемы. И тогда Якимов направился в соседнюю область - Еврейскую автономную. Отыскался предприниматель, житель Биробиджана О. Горбачев, который взял в аренду автобусы "Клира" , и они опять ежедневно... выходят в Хабаровске на хорошо накатанную линию. В начале сентября во время проверки на маршруте N 333с выяснилось, что лицензионные карточки к лицензии на восемь автобусов, принадлежавших до недавних пор С. Серган, оформлены на ИП Горбачева.
Транспортная инспекция расценивает это как откровенный сговор. А как иначе понимать сомнительное братство, если Якимов, привлекая все новых предпринимателей, обещает им защиту и покровительство. И впрямь по доверенности он представляет интересы всех этих предпринимателей в судах.
Процессы же с однотипными исками транспортной инспекции рассматриваются последние три года с завидной регулярностью. Предприниматели перевозят пассажиров без паспорта маршрута, расписания движения, которые утверждаются в установленном порядке. Суды в очередной раз подтверждают обоснованность претензий инспекции, вынося решения преимущественно по одной и той же статье. Судебно-государственный конвейер исправно работает, поставляя иски и выдавая решения, но на улице от того ничего не меняется. Автобусы спокойно курсируют по городу, словно никакой суеты вокруг нет.
Да и так ли уж мы непримиримы со злом? По словам Юрия Яковлева, машины предпринимателей стоят в теплых боксах спецавтохозяйства Хабаровска, а медицинский контроль водители подпольного маршрута проходят в ХПАТП-1, печать врача этого предприятия стоит на их путевых листах. Выходит, своей лояльностью муниципальные перевозчики даже несколько скрашивают суровую жизнь подпольщиков?
А как же те, которые, подзаработав, лишились лицензии? Поди, люди остались без куска хлеба? Ничего подобного! По закону предприниматель может через год обратиться в транспортную инспекцию. И та просто обязана выдать ему новую лицензию. Он опять чист перед законом. Правда, никто из лишенцев пока такой попытки не предпринял. Но что мешает, если таков закон! Словом, спокойное движение по кругу с некоторыми неизбежными остановками, как на кольцевом маршруте.
Нет, ГИБДД периодически ловит нарушителей, записывает номера машин, владельцев лицензий. Поставить автобус на арестплощадку? Пусть только инспектор попробует! Сам потом оплатит коммерческий постой. Постовой может составить протокол, если, скажем, выяснится, что в машине масло течет или сиденья сняты - это чтобы возить не 40 человек, а все 60. Если у водителя нет лицензионной карточки, ему выпишут штраф на 50 рублей. Оплатить их он должен в течение 40 дней. Поймали еще раз, а прежний штраф еще не оплачен, дело передадут мировому судье. И уж тот решит, что делать с нарушителем за непослушание - удвоить штраф или арестовать его на пятнадцать суток. Прецедент был, водителя посадили на шесть суток. Понятно, работа нервная, но получить ее желающих не убавляется.
Случай, когда предприниматель так откровенно работает на неузаконенном маршруте, говорят, единственный во всем Дальневосточном округе. Вообще-то, коммерсанты, которые занимаются автобусными перевозками, предпочитают не ссориться с властью. Якимов ушел в тень, при этом нисколько не скрываясь. Рассказывают, он настолько поднаторел по части знания законов, что не однажды в суде учил транспортную инспекцию, как надо оформлять бумаги, отправляясь с проверкой на дорогу. Выигрывал процессы, ловя уважаемое ведомство на формальных мелочах. И если он со знанием закона так не уязвим, возникает, извините, крамольная мысль. Выходит, в госучреждениях даже своих прав не знают? Или их недостаточно? Ситуация почти как с известным террористом. Так мы его ловим или хотим поймать?