Перейти к основному содержанию

Главная      БЕЗНАКАЗАННОСТЬ НАДО ИСКОРЕНЯТЬ

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ НАДО ИСКОРЕНЯТЬ

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Республики Карелия

Впервые за всю новейшую историю Президент России в своем Послании Федеральному Собранию сказал о безопасности на дорогах как о национальной проблеме. И правда, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий страна теряет почти 35 тысяч граждан, О том, что должны сделать государство и общество, чтобы на дорогах погибало как можно меньше людей, размышляет представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Республики Карелия, бывший руководитель ГАИ и ГИБДД Владимир Федоров.

- Владимир Александрович, вы как никто другой знаете все о безопасности на дорогах: 33 года службы в милиции, из которых вы 12 возглавляли ГАИ - ГИБДД. Что все-таки надо делать?

- Вы знаете, на самом деле я счастлив, что наконец-то дожил до того времени, когда глава государства сказал о безопасности на дорогах как о социальной проблеме государственного масштаба. Однако все мы понимаем, что и преступность, и аварийность - явления социальные. Кто-то сравнивает потери на дорогах с Афганистаном. А я бы сказал, что ежедневные потери от ДТП сравнимы с погибшей подводной лодкой "Курск", то есть больше ста человек. Причем гибнут люди, которые еще должны жить не только ради себя, но и ради государства Российского, гибнет цвет нации, молодежь.

Конечно, я отдаю себе отчет в том, что страна все еще находится в сложной экономической и политической ситуации, когда нельзя принимать непопулярные меры. Слишком много реформ легло на плечи народа, поэтому не может быть и речи о тотальном повышении штрафов за нарушение правил дорожного движения.Надо искать меры, которые бы были поняты и приняты нашим населением.

- Разве такое возможно?

- Возможно, и многое зависит от правильно выстроенной пропаганды. Ну, например, применение ремней безопасности. В нашей стране не принято ими пользоваться. Хотя из ста случаев ДТП с погибшими в восьмидесяти ремень бы спас от смерти. Так давайте по этому виду нарушений штраф поднимем. Ведь уговорами в данном случае никого не убедишь. Причем когда наши граждане на автомобилях переезжают через границу, то в Европе они безоговорочно пристегиваются ремнями, потому что понимают: за эти нарушения заплатят сотни евро. Кстати, в 1997 году Государственная Дума ввела эту норму в закон, однако вскоре своим же решением ее и отменила. А зря, ведь тогда все мгновенно пристегнулись. Я даже помню, какие разговоры тогда ходили: "Вот, Федоров радуется, что ГАИ себе теперь карманы набивает..." Но простите, раз инспектору заплатишь штраф, другой, а на третий, может быть, решишь, что проще пристегнуться. А взятку кто в основном дает? Нарушитель... Казалось бы, простая мера, но она должна быть осознана и поддержана народом.

Второе. Сегодня по нашему Административному кодексу можно сколько угодно раз совершать нарушения. И хоть в первый, хоть в двадцать первый раз - ответственность всегда одинакова. А во всех странах, если ты в течение какого-то периода совершаешь повторное нарушение, то это учитывается - и в конечном итоге можно вообще остаться без прав. Как это будет выглядеть, надо продумать: то ли это будет балльная система, или (как в советское время) три дырки в талоне предупреждений. Но повышенную ответственность за повторные нарушения надо вводить. В свое время в ГИБДД мы анализировали крупные аварии с большим количеством погибших. Как правило, их совершали водители, кто в течение года набирал 27, 30 нарушений. Потому уверен, безнаказанность надо искоренять. Думаю, что и автомобильное сообщество, и граждане также должны поддержать это решение.

Кстати, некоторые ведомства, готовя законопроекты, например Минэкономразвития, вводят в законодательство понятие "за грубое нарушение" (то есть повторное) и увеличивают уровень штрафов. Почему же не ввести эту норму для нарушителей правил дорожного движения?

- Вы говорите о мерах, которые должны поддержать сознательные водители, и это справедливо. Но ведь и государство в свою очередь тоже должно заниматься обеспечением безопасности на дорогах.

- Согласен, потому что бесплатной безопасности не бывает. Правительство во исполнение Послания Президента приняло решение о создании Национальной программы безопасности на дорогах. Понятно, что на вложение больших финансовых ресурсов рассчитывать не приходится, но даже малые деньги могут дать достаточный эффект. Сегодня наши дороги практически не оснащены оповестительными знаками о медицинской помощи. А доказано, что большинство смертей происходит на месте ДТП, и если человека сумели (или успели) довести до больницы, то чаще всего он остается жив. Поэтому необходимо срочно вернуть на наши дороги, как это было в советское время, дорожно-оповестительные знаки о медицинских учреждениях. Мало того, практически все, кто ездит на автомобиле, имеют мобильные телефоны, но зачастую на трассах люди не знают, куда звонить, так как никакой информации вдоль дорог нет. Дороги должны в обязательном порядке быть оснащены необходимым исчерпывающим информационным материалом.

Следующий очень важный момент. Необходимо как можно быстрее по-настоящему учить инспекторский состав дорожно-патрульной службы оказанию первой помощи. Есть программы обучения наших инспекторов, но, например, в районных центрах их практически никто не учит, так как это обучение возложено на медслужбу МВД, которая в свою очередь организовала такое обучение только в областных центрах. Вопрос, конечно же, упирается в финансирование и грамотную организацию. Везде есть службы скорой помощи, службы МЧС, вот на их базе и с привлечением их специалистов можно организовать медподготовку инспекторов ДПС. Более того, я считаю, что без навыков оказания первой помощи инспекторов вообще нельзя выпускать на дежурство. Кроме того, в каждой милицейской машине должна быть аптечка с расширенным перечнем медикаментов. .. А вообще-то сейчас у нас нет элементарных покрывал, которыми нужно накрыть раненого в ДТП. А ведь существуют все современные аксессуары для таких случаев, как правило, двусторонние, которые при переохлаждении обогревают, а при жаре - охлаждают. Кстати, все, о чем я говорю, не требует каких-то огромных финансовых вложении.

- Согласитесь, Владимир Александрович, безопасность на дорогах прямо пропорциональна их качеству, а о последнем еще классик говорил два столетия назад...

- Совершенно справедливо. Статистика показывает, что только наличие разметки на дороге сокращает количество ДТП на 15-20 процентов. Это можно сделать? Можно. Поэтому те, кто будет готовить Национальную программу по безопасности движения на дорогах, обязательно должны учесть все эти вопросы.

- А вы будете принимать в этом участие, вам ведь сам бог велел?

- Нет, к сожалению, я в эту группу не вхожу. Но хочу подчеркнуть, что такую программу надо делать с умом, чтобы люди увидели результат. А потом, шаг за шагом, переходить к более существенным мерам. Но самое главное, во всем необходимо закладывать обязательное финансирование, чтобы не получилось в очередной раз, что планов - громадье, а результатов - ноль.

И последнее, хотя, наверное, с этого надо было начинать. Сегодня у нас, к сожалению, нет государственной политики в этой сфере. Кстати, ни одна страна в мире не повышала уровень безопасности движения без применения непопулярных мер. Возьмите Францию: введение жесткой политики на дорогах на треть сократило аварийность и число погибших в течение одного года. А Президент Ширак именно за наведение порядка на дорогах признан там человеком года, несмотря на то, что решения принимались непопулярные.

У нас есть Закон "О безопасности дорожного движения" от 1995 года, правда, устарел немного. И туда давно уже пора внести корректировки. Впрочем, этот закон расписывает, что Министерство транспорта должно делать одно, здравоохранения - другое, МВД - третье. Была создана правительственная комиссия, которая довольна активно работала, и ее решения были обязательны к исполнению всеми министерствами и ведомствами. В регионах по образу и подобию были созданы такие же комиссии... Сейчас, после реструктуризации Правительства, эта комиссия исчезла. Я дважды обращался к Председателю Правительства, в результате вопросы обеспечения безопасности возложили на МВД. Более того, мое бывшее ведомство переименовано в департамент обеспечения безопасности дорожного движения.

И теперь я спрашиваю своих коллег, министра внутренних дел и моего преемника: как же вы собираетесь обеспечивать безопасность дорожного движения, если у министра транспорта нет денег на дорожное строительство? Каким будет влияние со стороны милицейских органов на качество дорог? Выходит, что никаким. А как можно повлиять на Минздрав, который уже десять лет разрабатывает закон об оказании первой медицинской помощи на дорогах?.. Получается, ответственность просто передали в милицейские руки, а государевой политика пока не просматривается. Но ведь и аварийность на дорогах, и преступность - это социальные явления, и чисто милицейским кулаком ее не ликвидировать.

И, наверное, самое последнее. Свое слово должны сказать и страховщики. Ведь во всем мире экономическим стимулом безаварийной жизни на дорогах является обязательное страхование гражданской ответственности и хорошо продуманные бонусы за безаварийную езду.

***

СПРАВКА "ПГ"

ФЕДОРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ родился в 1946 году.

Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт и Академию МВД СССР. Возглавлял ГАИ МВД РСФСР, ГАИ МВД РФ, ГИБДД МВД РФ. В 2002 году избран представителем Законодательного собрания Республики Карелия в Совете Федерации, Член Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности, заместитель председателя Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.