Автомобили все залолонили...
На днях коллега высказался: «Машины надо давать только избранным, чиновников вообще на велосипеды пересадить! По улицам ходить невозможно...». В начале двадцать первого века мысль кажется старой, как мир. Жителям больших городов, столь привычным к шуму и выхлопным газам, остается только мечтать о чистом воздухе и велосипедах на улицах... С реалиями приходится мириться: большинство из нас уже давно «на колесах».
А ведь прошло всего-то сто с небольшим лет! В 1896 году на Нижегородской промышленной выставке широкой публике был впервые представлен первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Его разработчики — русские инженеры Е. Яковлев и П. Фрезе. После того как спустя четыре года, в 1900-м, на Русско-Балтийском заводе был выпущен первый серийный автомобиль, стало очевидно: мы вступили на путь автомобилизации. Уже тогда первые автовладельцы кооперировались и создавали объединения. К примеру, в Москве было образовано Московское автомобильное общество, которым руководил князь Н. С. Щербатов. В мае 1903 года торжественно открыли Российское автомобильное общество. Его почетным президентом стал великий князь Михаил Александрович.
Всеобщая автомобилизация породила массу проблем. Нужны были хорошие дороги, необходимо было сделать так, чтобы ездили по этим дорогам с комфортом. В 1909 году в Париже проводилась даже специальная конференция по регулированию уличного движения. Здесь была установлена форма международных водительских удостоверений. На конференции приняли конвенцию о дорожных знаках. Первые знаки в России появились на шоссе Москва — Санкт-Петербург. Их рисунок с той поры практически не изменился и понятен любому автомобилисту.
За политическими и военными перипетиями дальнейших десятилетий автомобиль прочно и незаметно стал частью жизни. Усовершенствовались модели, увеличивалось количество машин... И чем их становилось больше, тем больше росла необходимость объединения автомобилистов. Но объединились формально — по воле Совета министров СССР. В 1973 году появилось Всероссийское добровольное общество автолюбителей. Оно изменило название, но работает и сегодня. Только в Ростовской области членами Всероссийского общества автомобилистов являются 82 тысячи человек!
В Ростове в представительстве областного отделения BOA трудятся несколько десятков энтузиастов. Здесь стремятся сохранить традиции, заложенные за годы работы. Одна из самых замечательных — автопробеги по области и дальше — по России.
На базе Всероссийского общества автомобилистов действуют общественные приемные ГАИ-ГИБДД. Туда может обратиться любой водитель с вопросом, на который уж точно ответят сотрудники госавтоинспекции. А кроме того, представители общества расскажут, как правильно заполнить талон техосмотра, и даже помогут оплатить штраф. Частенько приходится разбираться с жалобами водителей на действия сотрудников ГАИ, но и те тоже, случается, сообщают о провинившихся водителях. Нарушивших правила дорожного движения тут же направляют на учебные курсы и пересдачу основ ПДД.
Действует в обществе и своя юридическая служба. С какими вопросами обращаются туда автомобилисты?
- Выписали штраф за превышение скорости в Волгоградской области, — демонстрирует квиток водитель со стажем П. Дзюба. — А каким образом его заплатить, непонятно. Кто проверяет, уплачены деньги или нет?..
Стекло разбили в машине, когда на отдыхе был. Ребенок камешком кинул. Как быть?..
Надо сказать, что для членов общества возможна скидка при ремонте машины после аварии. Здешнее экспертное бюро производит расчет ущерба при столкновении и оценку имущества при дарении, ряд других услуг для автомобилистов.
Ситуации в дороге бывают разные, но другу-автомобилисту в обществе готовы прийти на помощь.
Ко всему прочему, скажем, что время от времени общество проводит лотереи. Автомобилей в них, правда, пока не выигрывали, а вот мотоциклы — да. Бывали случаи... Может, повезет и вам?
***
фото: