Перейти к основному содержанию

Главная      Лови маршрутку!

Лови маршрутку!

Этот вид транспорта становится небезопасным для горожан

С начала года в Петербурге случилось двадцать серьезных дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых стали водители маршрутных такси. Серьезные аварии - это когда кто-то из пассажиров погиб, а остальные серьезно пострадали. Если же посчитать все аварии за нынешний год, в том числе и те, которые не фиксируются инспекторами ГИБДД, то, по мнению экспертов, число "маршрутных" происшествий на дорогах перевалит за тысячу. В Северной столице, по неофициальным сведениям дорожной инспекции, ежедневно происходит не менее двух столкновений с участием маршруток. И даже согласно статистике, в данном случае явно снижающей остроту проблемы, за последние полгода городские маршрутные такси попали в 571 ДТП.

ПОГОНЯ ЗА РУБЛЕМ

"Тэшки", "кашки", "коммерческие автобусы", "маршрутки"... Как только их сегодня не называют петербуржцы. Маршрутки уже так прочно вписались в нашу повседневную жизнь, что без них представить ее теперь не то что сложно - невозможно.

Социологи утверждают, что маршрутным транспортом сегодня пользуются от 60 до 70 % жителей Северной столицы - те, кто еще не накопили на машину, но уже могут себе позволить в часы пик не давиться в общественном транспорте. Маршрутки (при их нынешней стоимости - от 12 до 15 рублей за поездку) и тем, кто перевозит петербуржцев, выгодны, и тем, кто в них ездит, удобны. По крайней мере, проезд в общественном транспорте имеет гораздо меньше плюсов и немногим отличается по цене.

Юркие же микроавтобусы легко и смело пробираются в такие закоулки, куда не проехать солидному рейсовому автобусу. Если призывно помахать рукой, "тэшка" бесстрашно прилетит к голосующему человеку из любого ряда, подрезав на ходу все встречные легковушки, переехав дорогу троллейбусу, преодолев трамвайные пути и, при необходимости, въехав даже на территорию остановки. То же самое произойдет, когда пассажир захочет выйти "прямо здесь" или "где-нибудь там". Двадцать четыре раза за минувшие полгода маршрутки сбивали людей, высаживая или, наоборот, подбирая пассажиров на остановках. В результате одного из таких наездов погибла 80-летняя старушка, в результате другого - двухлетний малыш. Еще 49 пострадавших попали в больницы. Из-за тех же остановок в неположенных местах за шесть последних месяцев "Газели" совершили по меньшей мере 200 столкновений с другими автомобилями. В погоне за рублем приносятся такие жертвы, как будто он последний или золотой... Дорожная инспекция констатирует: с каждым месяцем маршруток в Петербурге становится больше, как минимум, на 50-60 единиц. Вместе с тем число аварий, которые они совершают, тоже не уменьшается. Цифры здесь красноречивее слов: за шесть месяцев нынешнего года по вине частников случилось уже 20 страшных аварий, за весь прошлый год серьезных "маршрутных" ДТП было 9 (а в целом - 423 аварии с участием маршруток), в 2003 году - только 6 (в общей сложности - 317 ДТП с участием маршруток).

СМЕРТЕЛЬНЫЙ РЕЙС

Самая страшная из тех двадцати аварий, по которым на сегодняшний день уже состоялись судебные процессы, произошла в Московском районе Петербурга. Опасный участок дороги при выезде из города стал роковым сразу для десяти пассажиров маршрутки, следовавшей от станции метро "Звездная" в аэропорт "Пулково".

Столкновение автокрана "МАЗ", принадлежащего Балтийской строительной компании, и маршрутного такси случилось на Московском шоссе около половины девятого вечера. В результате ДТП семь человек, в том числе 10-летний мальчик, погибли на месте, еще один скончался в машине "Скорой помощи", двое умерли позже в 33-й горбольнице. Пятерых пострадавших в тяжелом состоянии доставили в 38-ю больницу, где они провели достаточно долгое время, но все-таки выжили.

Как уже точно установлено, маршрутка при обгоне пересекла две сплошные линии и выскочила на встречную полосу движения. Водитель "МАЗа" попытался уйти от удара, но на скользкой дороге тяжелый кран перевернулся, после чего в него врезалось такси. Со слов очевидцев, "Газель" буквально разорвало пополам. Чтобы вытащить пассажиров и водителя из искореженного автомобиля, спасателям пришлось применять спецтехнику...

Следствие пришло к выводу, что авария возникла по вине погибшего 27-летнего водителя маршрутки. Допущенное им нарушение правил обгона и превышение скорости на опасном неосвещенном участке шоссе привело к трагическому столкновению.

В связи с гибелью непосредственного виновника ДТП ответчиком в суде выступало "ЧП Антошевский", которому принадлежало маршрутное такси, выполнявшее тот смертельный рейс. Суд вынес решение о выплате компенсаций всем семьям, пострадавшим в результате аварии.

Этот вариант еще не самый безутешный, отмечают сотрудники правоохранительных органов. Недавно было ДТП на проспекте Непокоренных: маршрутка, принадлежащая водителю-частнику, столкнулась с "Тойотой". В "Газели" кроме шофера сидели еще трое пассажиров, в иномарке ехал отец с двумя малолетними детьми 4 и 6 лет. Погибли все трое, находившиеся в легковушке, а также хозяин маршрутного такси... Кого тут привлекать к уголовной ответственности?!

"БЕРЕГИСЬ, АВТОМОБИЛИ"!

В подавляющем большинстве случаев, если в дорожном происшествии есть погибшие или пострадавшие, в отношении виновного возбуждается и ведется уголовное преследование. Рано или поздно кто-то ответственный за случившееся, по решению суда, все равно понесет наказание. Но это - слишком слабое утешение при печальном исходе. Вот почему ГИБДД старается всеми доступными ей способами сократить число "маршрутных" аварий.

Два раза в год (обычно весной и осенью) сотрудники дорожно-патрульной службы проводят в Петербурге профилактическую операцию "Маршрутное такси". В ходе ее инспектора ДПС проверяют массу вещей: как водители коммерческих автобусов соблюдают правила дорожного движения, трезвые ли они садятся за руль, не перевозят ли пассажиров больше, чем вмещает маршрутка, имеют ли права соответствующей категории, а организация-перевозчик - лицензию и многое другое.

Впервые в нынешнем году ситуация на дорогах Северной столицы вынудила дорожную инспекцию устроить еще одну летнюю проверку. С 18 по 31 июля в нашем городе прошла внеочередная операция "Маршрутное такси". Специалисты УГИБДД Петербурга и Ленинградской области уже успели подвести предварительные итоги этой работы.

По статистике, отражающей сегодняшнюю ситуацию на дорогах, чаще всего "маршрутные" аварии в нашем городе происходят в Калининском, Московском, Фрунзенском, Приморском, Выборгском и Красносельском районах.

За время операции в Петербурге было проверено 3529 маршрутных такси. Инспектора выявили 1116 нарушений правил дорожного движения (фактически ПДД нарушает каждый третий водитель), из них 144 нарушения - это превышение скорости. Двадцать водителей управляли маршрутками в состоянии алкогольного опьянения. Пятнадцать - имели водительские права другой категории, а двое их не имели вообще. По итогам операции 1060 водителей пришлось привлечь к административной и уголовной ответственности. Взыскания также получили 59 должностных лиц автопредприятий, 23 начальника дорожных и коммунальных хозяйств.

Кроме того, в процессе проверок дорожная милиция зафиксировала 79 фактов перевозки большего количества пассажиров, чем предполагает вместимость автобуса. 109 маршрутных микроавтобусов на момент операции не прошли техосмотр. На линиях работало 475 неисправных машин, а 34 маршрутки после осмотра вообще запретили эксплуатировать.

Одновременно специалисты ДПС изучили свыше двухсот маршрутов коммерческих рейсов. Из них 26 грубо противоречат правилам дорожного движения, эти маршруты решили изменить. А три маршрута по итогам проверки и вовсе пришлось закрыть.

Насколько эффективны эти меры? Вопрос спорный. В отношении конкретных, слегка приструненных нарушителей, может быть, такие меры и действенны. А на общем фоне... В Санкт-Петербургском отделении Российской транспортной инспекции (которая как раз занимается лицензированием пассажирских перевозок) считают, что законы в этой сфере надо ужесточать. Чтобы при необходимости, хотя бы в самых вопиющих случаях, у инспекторов была возможность приостанавливать частным компаниям действие лицензий на пассажирские перевозки, а порой и вовсе лишать их этого права. Если заслужили. Вернее, не заслужили...

***

ЧТО ПРИВОДИТ К ДТП

Как отмечают в ГИБДД, основная масса "маршрутных" аварий в Петербурге происходит по вине водителей. Чаще всего - в 70 % случаев - к ДТП приводит любовь к чрезмерно быстрой езде. Еще порядка 40% ДТП совершаются "маршрутниками" в нетрезвом виде. Около 8% водителей маршруток, попавших в аварии в прошлом году, были уличены в том, что управляли машинами, не имея водительских прав или имея права другой категории. 17 % ДТП связаны с нарушениями правил дорожного движения. В их числе: проезд на запрещающий сигнал светофора, неправильные обгоны и повороты, остановка в неположенном месте, выезд на встречную полосу, пересечение железнодорожного переезда наперегонки со шлагбаумом и пр.