Перейти к основному содержанию

Главная      Как примирить участников дорожного движения

Как примирить участников дорожного движения

Сделав нашу жизнь комфортной, автомобили стали превращаться в монстров и пожирать своих создателей. Жалобы на многочасовые пробки, ночной шум ревущих моторов, превращение дворов и газонов в автостоянки сыплются во все контролирующие инстанции как из рога изобилия. Ежедневные дорожные аварии уносят сотни жизней, а тысячи наших сограждан, получив в ДТП тяжелые увечья, становятся инвалидами. А еще все больше требуется средств, чтобы защитить четырехколесную собственность от злоумышленников, а также быть докой в правилах дорожного движения, чтобы избежать неприятных встреч с ГАИ. Поэтому вопросов, заданных начальнику ГИБДД края Борису Савицкому, пришедшему в "Красноярский рабочий" на прямую линию, было очень много. Полковника милиции просили угомонить ночных байкеров, "разрулить" пробки, защитить от произвола маршрутных такси, отыскать водителей-виновников, скрывшихся с места ДТП, и разъяснить новинки Кодекса по административным правонарушениям. Но все по порядку.

ЗА ОТСУТСТВИЕ ГОСНОМЕРОВ МОЖНО ЛИШИТЬСЯ "ПРАВ"

- Борис Алексеевич, Сергеев вам позвонил. Слышал, что за езду без регистрационных знаков ужесточилось наказание вплоть до лишения водительского удостоверения. Не слишком ли это суровая кара?

- Вы сами-то обращали внимание на то, сколько сегодня по улицам Красноярска ездит автомобилей без госномеров. Поверьте мне, много. Более того, появились шутники, которые стали использовать "именные" номера. Недавно пришлось разговаривать с владельцем, оставившим автомобиль прямо посредине тротуара. Так вот, на автомобиле вместо регистрационного знака была укреплена табличка с надписью "Вован". А сколько случаев, когда, совершив наезд на человека или столкнувшись с другим автомобилем, автовладелец скрывается с места ДТП. И как посоветуете его искать? Спрашивать очевидцев, вы не видели, куда уехал автомобиль с номером "Вован"? Считаю, что эта мера вынужденная, но она нам нужна.

И потом все чаще преступниками для перевозки взрывчатки, оружия используются автомобили без госномеров или с подложными номерами. Именно этим руководствовались Госдума и президент, принимая этот закон.

- Президент Украины ликвидировал ГАИ, как вы оцениваете этот поступок?

- Меры безопасности дорожного движения применяются с момента появления автомобиля. Проблема пешеход - автомобиль - дорога существовала всегда. Если говорить о дисциплинированных участниках дорожного движения, не превышающих скоростной режим, притормаживающих перед пешеходными дорожками и не садящихся пьяными за руль... В таком случае можно обойтись и без государственной автоинспекции. Но мы живем с вами в Красноярске, где некоторые водители умудряются нарушать правила даже в присутствии инспектора. Думаю, такое "нововведение" , как отмена Госавтоинспекции, внесло бы еще больше хаоса.

Наверное, я вас огорчу, сообщив, что мы сегодня, наоборот, пытаемся ужесточить контроль за участниками дорожного движения, для чего используем современные приборы "Кадр-1 М" , "Поток-Д". Мы ими оснащаем патрульные автомобили, что позволяет фиксировать нарушения правил обгона, маневрирования и превышение скорости в процесе движения. Прибор выдает видеодокумент, на котором отражены фотография машины, ее регистрационный номер, дата, время и скорость. С этим не поспоришь. Что же касается Украины, я не имею права комментировать поступок президента. Отменил, значит, у них все хорошо на дорогах.

- Меня зовут Инна Сергеевна. Скажите, вы имеете право отменить ремонтные работы, из-за которых левобережная сторона превратилась в одну сплошную пробку?

- Асфальтирование и реконструкция дорог в городе осуществляются по плану. Это сезонная работа. Прошу всех участников дорожного движения отнестись к этому с пониманием. Сегодня улицы Ленина, Маркса, Дубровинского и проспект Мира сильно загружены. Постарайтесь без острой нужды не выезжать в центр города на личном транспорте. Ведь одновременно с ремонтом идет замена колодцев, прокладка коммуникационных линий. Это делается на благо горожан. И потом, существующие ямы совсем не способствуют нормальной организации дорожного движения. Вы, Инна Сергеевна, не представляете, сколько нам порой приходится выслушивать нареканий относительно состояния некоторых участков дорог от автовладельцев, угодивших в незакрытые колодцы или яму.

- И все же можно ли что-нибудь придумать, чтобы не торчать в пробке, машины в такую жару просто выходят из строя.

- Мы попросили дорожников проводить ремонтные работы в ночное время, когда улицы менее загружены. И потом, на время проведения работ мы стараемся составить приемлемые схемы объезда, регулируем потоки. Но город и улицы, к сожалению, не резиновые. Пробок мы избежать не сможем и работы приостановить тоже не можем.

- Борис Алексеевич, вы не ответили на вопрос, ГАИ вправе или нет отменить ремонтные работы на дорогах?

- Если они угрожают безопасности дорожного движения, то вправе.

- Меня зовут Иван. Я столкнулся с такой ситуацией. На одной из улиц мы попали в аварию. Звоним в ГАИ, мол, выезжайте, у нас ДТП. Инспектор поинтересовался - жертвы есть? Жертв не было, и мы прождали ГАИ восемь часов. С чем это связано?

- Связано это со страхованием гражданской ответственности. Сегодня даже самое незначительное ДТП является для автовладельцев страховым случаем, и чтобы получить страховое возмещение, дорожную аварию нужно зарегистрировать в ГАИ. Количество оформляемых ДТП увеличилось на 70 процентов. В городе работает 11 экипажей, но они, как показывает реальная практика, не справляются с валом вызовов. Например, только 25 июля в дежурную часть полка ДПС ГИБДД поступило 115 сообщений от участников ДТП. На оформление одного дорожного происшествия затрачивается не менее часа, но бывает и пяти часов недостаточно, чтобы оформить ДТП. Посчитайте сами, сколько времени придется ждать тем, чей звонок поступил, допустим, под номером 100. Надеюсь, вы понимаете, в оформлении отказать мы никому не можем, снять с дорожного надзора все наряды тоже не можем.

- Вы хотите сказать, что из этой ситуации выхода нет?

- Я не хочу так сказать. Выход есть всегда. Если все участники дорожного движения будут соблюдать элементарные правила, количество ДТП уменьшится в разы. К слову, и пробок станет меньше. Очень много дорожных аварий случается из-за невнимательности. Взять хотя бы сотовые телефоны. Водитель управляет автомобилем в плотном потоке машин и принимает звонок. Как вы полагаете, возможно одновременно разговаривать и соблюдать дистанцию, скоростной режим, переключать передачи... У нас есть такие факты, когда впереди идущий автомобиль резко тормозил, а водитель следующей за ним машины не успевал отреагировать, он в это время как раз решал, с его слов, свои проблемы по сотовому телефону. Вот вам и опытный, и трезвый...

- Алла Александровна вам позвонила. Я передвигаюсь по городу в общественном транспорте. Меня интересует, когда же наконец появится полоса для маршрутных автобусов, о которой в последнее время много говорят? На остановках к автобусам не пробиться. Частники плотно забивают не только карманы, но и стоят плотной шеренгой до и после остановки.

- Согласен с вами, Алла Александровна. Крайняя правая полоса дорожного полотна, предназначенная для транспорта, перевозящего пассажиров (автобусов и троллейбусов), сегодня нужна как воздух. На некоторых улицах полоса эта уже размечена, на части улиц нам пока не позволяют это сделать. Ищем варианты для решения данной проблемы. Попробуем сделать такие "коридоры" для маршруток за счет специальных дорожных карманов.

- Меня интересует вопрос, в каких случаях инспектор может снять госномер?

- Инспектор вправе снять госномер, если в автомобиле, который вы эксплуатируете, неисправны тормозная система, рулевое управление или сцепное устройство при транспортировке прицепа, а также если автомобиль не прошел государственный технический осмотр.

- А если я сам снял номера со своего автомобиля и еду, что мне грозит?

- Согласно новому закону, внесшему изменения в КоАП РФ, вы можете быть подвергнуты штрафу в размере 25 МРОТ (2500 рублей) либо лишены водительских прав.

- Борис Алексеевич, я знаю, что в Красноярске работают шесть пунктов РЭО. Не кажется ли вам, что для такого мегаполиса этого недостаточно. Чертовски надоело терять время в очередях.

- Не могу не согласиться с вами. В Красноярске зарегистрировано более 230 000 транспортных средств, и все они время от времени требуют проведения регистрационных действий - постановки и снятия с учета, внесения изменений фамилии владельца, цвета или номерного агрегата автомобиля... Мы знаем эту проблему и решаем ее на уровне главного управления внутренних дел края. Уже увеличена численность службы, о которой вы говорите. Буквально на днях открыли просторный, современный регистрационный пункт на левобережье по улице Маерчака. Сейчас ведем комплектование и обучение принятых специалистов.

Пользуясь аудиторией "Красноярского рабочего" , хочу обратиться ко всем частным и муниципальным структурам, имеющим на правобережье Красноярска свободное помещение, с просьбой предоставить его под пункт РЭО. Это помогло бы снять напряжение среди владельцев транспортных средств этой части города.

КОМУ МЕШАЕТ "ЛЕЖАЧИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ"?

- Валерий Викторович вам позвонил. Мне кажется, что в Красноярске расплодилось огромное число "лежачих полицейских" , установленных где попало и как попало. Едешь, ничего не подозревая, и вдруг, бац, оставляешь подвеску на этом "барьере".

- Как правило, Валерий Викторович, для установки "лежачего полицейского" существуют ГОСТы. Устанавливается это специальное сооружение обычно на дорогах, проходящих мимо школ или дошкольных детских учреждений, иногда во дворах. Установка согласовывается с ГАИ. Если у вас есть факты, нарушающие этот принцип, назовите адреса, и мы проверим правомерность их установки.

Но я бы не сказал, что в Красноярске таких "барьеров" , как вы их назвали, много. Недавно был в Кемерове. Вот там, действительно, "лежачих полицейских" много. Поинтересовался, как обстоят дела с количеством ДТП на этих участках. Оказалось, минимальное, потому что водители волей-неволей снижают скорость, опасаясь за подвеску или поддон своего автомобиля.

- Елена Александровна к вам обращается. Борис Алексеевич, у меня к вам не вопрос, а крик души. Помогите! Наш дом расположен на проспекте Мира, напротив технологической академии. Там во весь квартал протянулась автостоянка. Днем еще терпимо, а ночью сюда съезжаются вполне зрелые люди на автомобилях. В два, а то и в три часа ночи они включают на всю мощь музыку в своих машинах. Это они так развлекаются. Каждую ночь звоним в милицию Центрального района. Не реагируют. Может, вы найдете на автохулиганов управу?

- Елена Александровна, место сбора любителей громкой музыки у фонтана Валентин и Валентина?

- Да. И вторая беда - мотоциклисты, устраивающие ночные гонки прямо по центру города. С таким шумом, видимо, на своих двухколесных машинах они снимают глушители. Как будто реактивные самолеты мимо дома летают.

- Проверим ваш сигнал, постараемся помочь. Вы правы, ночью люди должны иметь возможность отдыхать, а для гонок полно и других мест, расположенных вдали от жилых массивов.

- Послушаешь радио, посмотришь телевизор и страшно становится садиться в маршрутки. Столько аварий с их участием. Вы какие-нибудь меры принимаете для безопасности пассажиров, пользующихся услугами этого вида транспорта?

- Принимаем. Нынче вместе с управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам разработали специальный план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Совместные экипажи, патрулируя улицы, выявляют нарушителей и тут же принимают к ним меры. Стараемся применять неординарные решения. Например, недавно провели акцию "Вежливый водитель". Одному из победителей, Виктору Ювеналиевичу Людневу, я лично вручал благодарственное письмо и часы с нашей символикой. Приехал на конечную остановку его маршрута и выразил благодарность в присутствии пассажиров. Человеку было приятно.

Я хотел бы назвать имена и других водителей, чья работа на маршрутах признана лучшей. Это красноярец Николай Викторович Лазутин. В Канске отмечена работа Александра Николаевича Сауль, Геннадия Ивановича Палкина, Василия Александровича Рубинковича. В Рыбинском районе звание "Вежливый водитель" присвоено Олегу Владимировичу Межову, Владимиру Павловичу Матвееву, Валерию Алексеевичу Нехорошеву. В Манском районе таковыми стали Н. В. Петрашин, С. А. Лазовиков, Большемуртинском - Александр Иванович Запольский, Степан Захарович Воронков, Николай Николаевич Литвинов. В Лесосибирске - Николай Николаевич Гришков, Михаил Афанасьевич Байков, Василий Алексеевич Воронков, Степан Дмитриевич Ковалик, Александр Алексеевич Котенков. В Ермаковском - Николай Васильевич Петкевич. В Дивногорске - Ю. В. Ногтев, В. Я. Балберин, О. В. Булатов и в Норильске - С. Е. Бодров, Н. Ю. Баштаков.

- Борис Алексеевич, к вам обращаются участники ДТП. Мое имя Вера Константиновна Коган. В прошедшее воскресенье, проезжая по улице Шахтеров, мы приостановились перед "зеброй" , пропуская пешеходов. В это время в наш автомобиль въехал автомобиль "Мицубиси" , водитель которого сразу же с места ДТП уехал. Мы записали номер и приметы иномарки, дождались ГАИ, все оформили, но во вторник назначенная инспектором встреча в ГИБДД Советского района не состоялась. Мы переживаем. Время идет, и нарушитель, который скрылся с места ДТП, может продать свой автомобиль и уйти от ответственности. И второе, поскольку виновник ДТП скрылся и его еще не нашли, мы не можем обратиться за страховым возмещением. Помогите нам.

- Вера Константиновна, пострадавшие есть в вашем ДТП?

- Слава богу, нет.

- Будем искать виновника и наказывать его жесточайше, вплоть до суда. Инспектора к розыску водителей, скрывшихся с места ДТП, относятся очень внимательно.

ВЫШЕ ШТРАФЫ - МЕНЬШЕ ЖЕРТВ

- Владимир Александрович вам позвонил. Вы строги к тем, кто за рулем пьет, и это правильно. Но есть люди, которые сомневаются в своей трезвости. Например, на свадьбе гуляли или на даче немного "расслабились" , вроде и проспались, вроде и нет. Скажите, где можно приобрести трубочки для контроля трезвости, чтобы уже уверенно чувствовать себя, если остановит инспектор ГАИ.

- Это вопрос к Минздраву. Трубка "Контроль трезвости" приобреталась нами ранее через медицинские учреждения. Сейчас законодательством запрещено освидетельствование водителя с помощью этих трубок. При необходимости освидетельствуем водителей только в медицинских учреждениях. Если трубки появятся в продаже и водители при помощи их смогут себя сами протестировать, мы будем только приветствовать эту меру профилактики. Но мой вам совет, накануне поездки лучше не употребляйте спиртное, и все будет хорошо.

- Борис Алексеевич, недавно ужесточили наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Как это сказалось на безопасности дорожного движения?

- К сожалению, не настолько, как хотелось бы. Недавно разговаривал со специалистом наркологического диспансера Тамарой Александровной Ивановой, она поделилась неутешительными цифрами. В сутки медосвидетельствование проходят до 30 водителей, около 10 процентов из них - наркоманы. К слову, она меня удивила сообщением, оказывается, не все водители знают, что даже в случае отказа от медосвидетельствования они так же будут лишены водительских прав, как и за управление в нетрезвом состоянии.

- Много выявляется нетрезвых водителей?

- Достаточно. За последнюю неделю этой процедуре подверглись 207 водителей, из них 22 оказались в наркотическом опьянении. Если обратиться к статистике, в 2003 году медосвидетельствование прошли 18 500 водителей, в 2004 году эта цифра оказалась меньше на 2000 человек. Идет снижение числа пьяных за рулем, но последствия дорожных аварий, совершенных по их вине, очень тяжелые. За пять последних лет по вине нетрезвых водителей в 3206 ДТП погибло 764 человека, а 4126 получили увечья, стали инвалидами. Эти цифры говорят, что наказание для нетрезвых водителей одно - лишение "прав".