Тверской форсаж
Каждую пятницу на одной из центральных площадей Твери ближе к вечеру собираются молодые люди. Они сразу бросаются в глаза даже случайному прохожему: уж слишком вызывающе смотрится явное несоответствие шикарных иномарок, стоимостью в не один десяток тысяч долларов, с юным видом их владельцев. Многих сопровождают юные дамы сердца, очевидно, ради которых рыцари руля и педали газа готовы пришпоривать своих железных боливаров, невзирая на правила дорожного движения. Цель тусовки - определить место проведения предстоящей гонки без правил. Хотя, пожалуй, правила есть.
Принять участие в заезде на дистанцию в 402 метра может любой желающий обладатель автомобиля или мотоцикла. Причем стартовать одновременно могут автомобили любого класса или даже автомобиль с мотоциклом. Впервые жители областного центра услышали о несанкционированных гонках по улицам города, или стритрейсинге, несколько лет назад. Тогда на Советской улице один из заездов закончился трагедией: мотоциклист, мчавшийся с бешеной скоростью, столкнулся с автомобилем, двигавшимся ему навстречу.
Обычно на гонках работает тотализатор, принимаются ставки, которые колеблются от 500 до нескольких тысяч рублей. Поэтому к заездам готовятся основательно. В результате скромная с виду "Ока" может быть нашпигована всевозможными "примочками", позволяющими ей не только тягаться с иномарками, но и одерживать верх, как было однажды прошлым летом.
Милиция, конечно, борется с энтузиастами ночных гонок, но те научились хорошо конспирироваться и вычислить место проведения очередных заездов для стражей порядка бывает затруднительно. Вот и на этот раз около десяти часов вечера шумная тусовка разделилась у здания драматического театра и разъехалась по Советской улице двумя кавалькадами в противоположные стороны. Мы вместе с начальником Московского ГАИ Юрием Кузнецовым на обычной "Ладе" отправились в погоню за одной из групп автогонщиков. Они направились в Заволжье, где рассыпались по улочкам и переулкам - преследовать было бы некого, если бы чуть раньше мы не успели "сесть на хвост" микроавтобусу - самому приметному из всех участников кавалькады. Он-то и привел нас на площадку перед ТЭЦ-3, куда ото всюду "стекались" беглецы. На их беду, через несколько минут из темноты появилась патрульная машина ДПС. Лавина автомобилей рванула прочь, игра в догонялки по улицам города возобновилась.
Новым местом сбора стала площадка у Речного вокзала. К разочарованию многих гонщиков автоинспекторы каким-то чудом оказались здесь раньше, чем они. Количество машин несколько поубавилось - остались самые азартные, кому не терпелось получить свою дозу адреналина в реальных гонках. Потусовавшись у Речного с полчаса, молодые люди начали не спеша разъезжаться в разных направлениях, давая понять стражам порядка, что гонки отменяются, мол, пора уже и баиньки. Мы "довели" нашего подопечного до площади Капошвара, где он растворился в общем потоке автомашин.
И вдруг из-за спины, как черт из табакерки, вынырнул черный "бумер", из которого на всю округу разносился одноименный хит. Эту машину мы заприметили еще у ТЭЦ, но гоняться за ней не стали, памятуя о безопасности горожан. Тем временем музыкальная шкатулка на колесах вывела нас за город и вскоре по окружной дороге привела к повороту на Чуприяновку. Примерно в километре от трассы, мерцая габаритными огнями, как фантастическая змея, светилась автомобильная колонна. Ночные гонщики все же оторвались от преследования экипажей ДПС и спешно заканчивали последние приготовления к заездам. В полукилометре от старта узкую - всего две полосы движения - трассу блокировали машиной, развернув ее поперек дороги, чтобы какой-нибудь запоздавший ездок не оказался в эпицентре гонок.
Около двух часов ночи начались заезды. Первыми на импровизированный старт по команде молодого человека, больше похожего на компьютерного гения, чем на судью и руководителя такого рискованного предприятия, как ночные гонки, вышли две "девятки". Поочередно он указал рукой на одну и на другую, и они, словно живые существа, приветствовали его воем моторов. После этого в свете фар обе руки взметнулись вверх, резко опустились вниз, и машины рванули с места, оставляя на асфальте черные полосы горелой резины. В темноте, посреди опустевшей дороги, остался только сидящий на корточках юный судья, каким то чудом уцелевший на старте между машинами. Через 15-20 секунд гонщики уже на финише, а на старте появляются новые любители острых ощущений. На этот раз выяснять отношения собрались владельцы двух "Волг". Уже в первые секунды после старта становится ясно, что дорога слишком узка для широких машин. Одна из них шарахается в сторону, очевидно цепляя грунтовую обочину. Точно разобрать происходящее в темноте невозможно, но, судя по движению габаритных огней, "Волгу" на огромной скорости начало мотать. Надо отдать должное мастерству водителя, сумевшему удержать ее на дороге, ведь по обочинам расположились зрители, оживленно обсуждающие заезды...
Сама гонка занимает максимум 10 минут, после чего ее участники спешно уезжают, чтобы успеть покинуть "место преступления" до приезда сотрудников милиции. Кавалькада встает на окружную дорогу и стритрейсеры, обгоняя друг друга, на скорости около 150 км в час отправляются в обратный путь. После диких стартов кажется, что остальные машины едва плетутся, а грузовики и вовсе стоят на месте. На этот раз обошлось без ЧП. Наездники счастливы и довольны. Многие оттягиваются пивом, в предвкушении новой пятницы и новых приключений.
Андрей ВОРОБЬЕВ
Начальник Московского ГИБДД Юрий Кузнецов:
- Как организованное явление, ночные гонки появились на центральных улицах города несколько лет назад и сразу стали для нас настоящей головной болью. Начинали они гонять прямо по Советской улице, затем нам удалось их выдавить из центра города, и любители быстрой езды перебрались на окраины. Они появляются то в районе Мамулино, то на Соминке, то в районе Чуприяновки и всякий раз при проведении гонок подвергают огромной опасности и себя, и окружающих. Неоднократно заезды заканчивались трагедиями, но желающих попробовать свои силы на ночной трассе не убавляется. Очевидно, на это существуют объективные причины. Уровень материального достатка позволяет многим молодым людям пользоваться современными мощными автомобилями, и конечно, им хочется узнать настоящие возможности своего авто, проверить его в реальном деле, что в обыденной жизни невозможно. С каждым годом количество автомобилистов растет, значит, будет расти и армия ночных гонщиков.
Кстати, среди них есть и весьма солидные люди, занимающие в обществе достойное место. Для них гонка - возможность отдохнуть, разрядиться, получить заряд сильных эмоций. Очевидно, что у этого явления есть и отрицательные, и положительные моменты. Мой личный опыт подсказывает, что попытки запретить ночные гонки обречены на неудачу. Автоинспекторы могут взять под контроль центр города, но установить тотальную слежку за всеми дорогами невозможно. Выход в этой ситуации, на мой взгляд, один - увести любителей экстремальной езды с дорог общего пользования, предоставив им специально оборудованный участок трассы, где они могли бы "отрываться" с минимальным риском для себя и не подвергая опасности других участников движения и зрителей. Более того, гонки - а тем более ночные - это эффектное, захватывающее зрелище, и наверняка нашлись бы заинтересованные бизнес-структуры, готовые вложить достаточные средства в обустройство такой трассы и создания настоящего шоу, приносящего прибыль.
Геннадий Н., гонщик со стажем:
- В обычной жизни я работаю водителем в одном из госучреждений, часто езжу в столицу. Довелось освоить много различных автомобилей отечественного и иностранного производства. У самого - личная "Волга". Правда, родного под капотом мало чего осталось - по большей части узлы и агрегаты от иномарок. Гонять начал из интереса может ли моя "старушка" потягаться с настоящей иномаркой? Теперь могу сказать не хвастаясь: может.
Многие считают нас - ночных гонщиков - психами, но это не так. Мои друзья нормальные парни: один менеджер в супермаркете, другой - врач-стамотолог. В Интернете у нас есть свой сайт. Раз в неделю, как правило по пятницам, мы собираемся, чтобы получить свою дозу адреналина. Что в этом плохого? Да, иногда случается, что во время заезда происходит что-то неординарное, но посмотрите на происходящее на автотрассах - вот где кошмар. На дорогах полно "чайников" в дорогих лимузинах. Ездить не умеют, а амбиций полно. А у нас любой пацан знает свою тачку как пять пальцев. А навыки вождения, полученные при подготовке к гонкам, - это дорогого стоит. У меня есть пара-тройка приемов, которые не раз выручали меня на дороге Москва - Санкт-Петербург в критических ситуациях.