Перейти к основному содержанию

Главная      Операция "Маршрутка": первые осложнения

Операция "Маршрутка": первые осложнения

С 19 по 31 июля на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области проходит профилактическая акция "Маршрутное такси".

Судя по первым сводкам, операция из профилактической может превратиться в хирургическую.

Несколько сотен сотрудников ДПС последние две июльские недели прикреплены только к проверкам коммерческого транспорта. Ранее они останавливали микроавтобусы лишь при нарушении правил дорожного движения, сейчас же проверяют документы и сами машины. Корреспондент "НВ" в первый же день операции убедился, что с документами и техническим состоянием автобусов - не ахти, и после завершения мероприятия мы планировали рассказать об его итогах.

Но первые промежуточные сводки скорректировали редакционный план: с 18 по 22 июля (статистическая информация из УГИБДД приходит с небольшим запозданием) сотрудники ДПС осмотрели в городе и области 3 529 автобусов и выявили 1 116 нарушений правил дорожного движения и технического состояния. В милицейский протокол попала каждая третья маршрутка!

Нынешняя практика, когда комитет по транспорту слабо контролирует соблюдение условий конкурса на право обслуживания маршрута, привела к вседозволенности владельцев коммерческих сетей. На линию часто выходят машины (в основном нижегородские "Газели") 1996-1998 года выпуска, хотя сами водители считают, что "Газель" превращается в автохлам за три года даже в хороших руках.

За первые пять дней акции ГИБДД инспекторы запротоколировали 475 неисправных автобусов - каждый седьмой, прошедший проверку технического состояния. Ржавый кузов, опасная компоновка пассажирских сидений, отказ осветительных приборов... Водители маршруток относятся к вверенной технике как к падчерице - лишь бы двигалась.

Корреспондент "НВ" наблюдал (не во время рейда) и такую картину. К одному из перекрестков с диким грохотом подъехала маршрутная "Газель". Заметил, что выхлопная труба "Газели" высекает искры из асфальта. Жестом показываю гастарбайтеру из южных краев на дефект. Тот кивает - знаю, мол - и показывает комбинацию из трех пальцев - деньги нужны. И продолжает движение с забитым под завязку салоном. У соседей по дороге от скрежета закладывало уши, у пассажиров той маршрутки - еще больше. Но они терпеливо продолжали ехать.

К сожалению, "умельцы" автопарков по просьбам водителей вносят изменения в конструкцию, чтобы набить в салон побольше клиентов и облегчить им вход/выход. Корреспондент "НВ" лично видел, как в одном из автобусов IVECO инспектор не обнаружил рычага ручного тормоза. По словам шофера, механики его спилили, чтобы не мешал проходу. В ходе операции "Маршрутное такси" уже выявлены 34 изменения в конструкции микроавтобусов, не согласованные с ГИБДД.

В 79 машинах во время проверок пассажиров оказывалось больше, чем посадочных мест. Водителей понять можно: чем больше людей, тем больше заработок. Людей тоже: когда опаздываешь на работу - не до комфорта. Но оправдать тех и других не хочется: сверхлимитные пассажиры едут в сгорбленном состоянии, и любой ухаб или резкое торможение может привести - и приводит - к травмам. А если, не дай бог, ДТП - находящиеся в проходе люди получают самые тяжелые ранения.

За 5 дней гаишники выявили только 141 нарушение скоростного режима, в основном в области и в спальных районах, где есть возможность разогнаться. Мне кажется, что на это нарушение ПДД инспекторы просто закрывали глаза (или не хватило радаров). Шоферы маршруток не превышают скорость только в пробках центра.

О том, что болезнь под названием "коммерческие перевозки пассажиров" в Петербурга запущена, говорит тот факт, что инспекторы задержали за пять дней проверок двух пьяных водителей. Когда частник садится за руль с похмелья или после застолья - он, въехав в столб, рискует только своим здоровьем. За спиной же шофера маршрутного микроавтобуса - 15 жизней. Выпуск на линию нетрезвого водителя практически исключен: его адекватность проверяют медики автопарка. Но некоторые перевозчики считают, что деньги не пахнут, даже если от водителя разит перегаром.