Гонки по горизонтали
На днях мне пришлось заночевать у знакомых, живущих в центре города, на проспекте Мира. Перед тем как оставить меня наедине с подушкой, радушные хозяева предупредили: "Вы уж не открывайте, пожалуйста, окно. Не то не уснете. Очень у нас шумно! " Я не прислушался к совету, а так как всегда привык спать при открытом окне, то и распахнул его настежь. И был буквально ошеломлен ворвавшимся в комнату грохотом. По главному проспекту краевого центра машины мчались с такой скоростью, что вздрагивали стекла.
Особенно усердствовали мотоциклисты: сняв со своих железных коней глушители, они проносились по проспекту с оглушительным ревом. Как будто гонки эти проходили где-нибудь в Алабаме, на дне высохшего соленого озера. И это, простите, в будний день, в два часа ночи! Конечно же, ни о каком сне под подобный "аккомпанемент" не могло быть и речи.
Завернувшись потуже в одеяло, я принялся рассуждать на тему обустроенности для жизни наших городов, вспомнив попутно при этом, как почти полвека назад все мы радовались тому, что в Советском Союзе специальным постановлением правительства были запрещены на улицах городов автомобильные сирены и гудки. Мало кто помнит уже те времена, но такая проблема была. Залечив нанесенные недавней войной раны, наша страна начала поворачиваться лицом к человеку, и на городских улицах стало появляться все больше автомобилей, как грузовых, так и легковых. Но, Боже мой, какая многоголосая какофония возникала при этом! Стараясь обратить на себя внимание, водители изо всех сил терзали "голосовые связки" машин, и, чтобы их перекричать, приходилось повышать голос. Наконец проблему заметили "наверху" , и беспорядочные гудки клаксонов прекратились. Сигналы, конечно, автомобилисты подавали, но только в тех случаях, когда это было необходимо по правилам дорожного движения.
Побывав полтора десятилетия назад в Китае, я как бы снова окунулся в городскую атмосферу Советского Союза начала пятидесятых годов: из-за одновременного "звучания" тысяч машин на улицах Харбина было невозможно разговаривать. Но это Китай, а на более цивилизованном Западе давно уже поняли необходимость борьбы с городскими шумами. Чопорные европейцы, например, давно уже ввели у себя такие жесткие ограничения по звуку для самолетов, что чуть ли не весь советский Аэрофлот оказался "не въездным". Строго следят они и за автомобильными шумами, из года в год повышая экологические барьеры. А шумовые карты городов там стали такой же обыденностью, как и туристические схемы или городские путеводители. В более "тихих" районах - более дорогое жилье, там престижнее жить, комфортнее отдыхать.
Почти во всех европейских столицах городские центры освобождены от автомобилей, почти во всех крупных городах европейских стран имеются чисто пешеходные улицы. А туда, где еще остался разрешенным проезд автомобилей, к примеру, в Лондоне, можно доехать, лишь изрядно опустошив кошелек. Надо тебе, скажем, проехать на своей машине в центральную часть Лондона - выложи за это удовольствие два английских фунта.
Чтоб было понятно нашему читателю, изложу эту мысль так: чтобы припарковаться, допустим, где-нибудь в районе центрального универмага города, автомобилисту нужно отстегнуть сто рублей. Другими словами, вытащить из багажника и отдать за проезд бутылку водки. Один раз проехал - одна бутылка. Понадобилось заехать еще - вытаскивай вторую...
Примерно так рассуждал я в четвертом часу ночи, безуспешно пытаясь уснуть под рев автомобилей и мотоциклов в самом центре Красноярска, превращенном при попустительстве властей в некое подобие полигона. Как я ни пытался при этом встать на сторону "гаишников" , убеждавших меня о сверхмалой пропускной способности красноярских улиц, о растущем в городе числе автомобилей, о то и дело возникающих в центре "пробках" , ничего у меня не получалось. Ну никак я не мог понять, почему у нас в городе такой бардак!
Скажите мне, какая такая необходимость у тех же автомобилистов устраивать среди ночи гонки по главному проспекту города? Что, заканчивается грудное молоко у кормящих матерей? Или терпят бедствие запертые в комнате малолетние дети? А что это за сила толкает мотоциклистов оглушать своим ревом пытающихся уснуть людей?
Да вы пройдитесь вечером по проспекту Мира и посмотрите, с какой скоростью несутся по нему машины! Где же вы в это время, дорогие сотрудники ГИБДД? Почему вас в центре города словно ветром сдуло? Или общепринятые правила дорожного движения на него не распространяются?
Склонен думать, что именно так: не распространяются. На днях я едва успел выскочить из-под колес автомобиля, переходя по проспекту Мира улицу Кирова. Причем переходя на зеленый свет! Проделал половину пути, как тут на меня выскочила из-за поворота крутая иномарка. Еще бы чуток- и исчез под ее колесами. Выручила, к счастью, хорошая реакция - не зря, видимо, играл когда-то разводящим в баскетбольной команде и посещал секцию бокса. Но всегда ли она придет на помощь?
Иногда уже и днем идешь по городу как по минному полю. Перехожу, например, тот же проспект Мира по улице Вейнбаума. И снова чуть не попадаю под колеса иномарки, заворачивающей на проспект по второму ряду. Я, дорогие мои, не автомобилист, но то, что так поворачивать нельзя, что это запрещено правилами дорожного движения, знаю еще с детства.
Почему же тогда этого не видят сотрудники ГИБДД? Почему они разрешают тем же иномаркам легко пересекать две сплошные полосы на проспекте Мира и нарушать при этом все мыслимые и немыслимые правила? Почему не останавливают их, не штрафуют?
Дело начало доходить до того, что спокойно передвигаться по улицам Красноярска становится небезопасно. Перехожу, например, улицу Марковского, где живу, и чуть не попадаю под колеса мчащего на "кирпич" автомобиля: оказывается, для него этот знак ничего не значит. Через пару часов на улице Вейнбаума меня чуть не сшибла машина, повернувшая с улицы Ленина. Буквально руками уперся в мощный "Ланд Крузер". А ведь движение по Вейнбаума одностороннее, и поворота с улицы Ленина там нет. Как же все это понимать? Почему никто не следит за движением машин?
И что примечательнее всего, даже мои наблюдения дилетанта показывают такую картину - как правило, те, кто сидит за рулем "Жигулей" , "Волг" или "Москвичей" , более или менее вписываются в картину цивилизованных отношений на дороге. Если и нарушают они правила, то по мелочи. Совсем другое дело - иномарки. Для них, похоже, в Красноярске нет никаких ограничений. И чем круче заморская машина, тем дальше от нее нужно держаться тем, кто еще не решил свести свои счеты с жизнью.
Представить себе, что этого не видит дорожное начальство, я не могу: это же очевидный факт. Те же мотоциклисты, например, начинают тусоваться на проспекте Мира возле излюбленного всеми горожанами фонтана задолго до наступления сумерек. А как они подъезжают к нему? Да глядя на это, можно подумать, что в городе идет съемка очередного боевика. И что, это никому не видно?
Сибиряки, конечно, помнят, что проспект Мира в Красноярске городские власти не раз и не два пытались превратить в пешеходный. И ничего у них из этой затеи не получилось. И знаете почему? Вы думаете, из-за того, что у нас в краевом центре такие узкие улицы и что так много автомобилей? Да ничего подобного! В Таллине или Риге улицы еще уже, чем у нас. И ничего-всем хватает места, и автомобилистам, и пешеходам.
Причина в другом: по-видимому, негде, кроме как в центре, детям наших высокопоставленных чиновников гонять на своих машинах. Ну не отправляться же им на городские окраины, чтобы покрасоваться там друг перед другом "крутизной" своей тачки или мощностью движка японского мотоцикла. Вот и гоняют они по историческому центру, превращенному в полигон. Но может быть, все-таки найдется человек, который остановит эти гонки по горизонтали?