Перейти к основному содержанию

Главная      Профессиональный праздник работников ГИБДД

Профессиональный праздник работников ГИБДД

3 июля сотрудники ГИБДД отметили свой профессиональный праздник. Разузнать о буднях этого управления мы отправились к его начальнику - полковнику милиции Феликсу ДЗУЦЕВУ. Разговор с ним получился очень интересным, а все потому что Феликс Хаджумарович давно работает в ГИБДД и знает об этой службе практически все...

- Феликс Хаджумарович, 3 июля является днем образования ГИБДД...

- Да, а произошло это событие 69 лет назад, так что грядущий год для нас юбилейный.

- А название «ГАИ» служба получила в это же время?

- Да

- Несколько лет назад привычная аббревиатура «ГАИ» была заменена на «ГИБДД». Кроме смены вывески произошли какие-то радикальные изменения в структуре подразделения?

- Изменилось не только название. Была проведена настоящая реформа ГАИ, затронувшая как структуру подразделения, так и стоявшие перед нами задачи. Так, например, учитывая реалии сегодняшнего дня, инспектора ДПС должны проводить комплекс мероприятий, направленных на борьбу с терроризмом. Хотя, конечно же, во все времена главная задача у нас была одна — обеспечить безопасность дорожного движения.

- Насколько я знаю, после реформирования у инспекторов ГИБДД практически не осталось причин для остановки автотранспорта на улице?

- Главная цель реформирования как раз таки и заключалась в снижении числа необоснованных придирок к водителям со стороны инспекторов ГИБДД. Если раньше сотрудники нашего управления могли останавливать машины везде, на любом перекрестке, то теперь эта возможность практически исключена. Причин, по которым это можно сделать на улице, несколько. Например, если водитель нарушил правила, то он естественно, должен за это отвечать, А вот различные проверки и регистрационные мероприятия должны проводиться только на стационарных постах ДПС и КПМ. Но, с другой стороны, мы чуть ли не каждый день получаем различные указания и телетайпограммы. Эти документы предписывают нам усилить контроль за автотранспортом, чтобы предотвратить проведение терактов на территории республики. Все эти постановления и приказы дают нам основание проводить осмотр машин на улицах, а не только на постах.

- То есть время вносит свои коррективы.

-Да.

- Поправьте, если ошибусь, но, кажется, эта реформа, о которой мы уже столько говорим, предписывала перевести весь личный состав ГИБДД на офицерские должности. Это так?

- Да, весь личный состав ГИБДД должен быть переведен на офицерские должности. Переход осуществляется поэтапно, как следствие, у нас еще есть сержанты, правда, их осталось немного - порядка 15-20% от общего количества сотрудников. Все милиционеры, работающие в ГИБДД, у которых было высшее образование, стали офицерами сразу. Некоторые сотрудники сержантского состава, которые плохо справлялись со своими обязанностями, были вообще сокращены. Если же сотрудник, не имеющий образования, полностью нас устраивает, много лет отдал службе в милиции, то он останется на должности вплоть до достижения им пенсионного возраста. Но на его место придет уже офицер.

- А для чего это было сделано?

- Сотрудник ГИБДД всегда на виду, и на основе общения с ним у людей формируется мнение о всей милиции. Если инспектор безграмотен, не может правильно составить протокол, делает в одном слове десять ошибок, то что же жители республики, да и страны в целом, будут думать об МВД? Нам нужно обязательно поднять свой статус, нам очень важно добиться уважения населения.

- Если не секрет, сколько всего сотрудников работает в ГИБДД?

- Всего в ГИБДД Северной Осетии, с учетом вольнонаемных граждан, работает около 1200 человек, если точнее, то 1182. В полку ДПС — 690, в районных подразделениях — около 350 штатных сотрудников, ну а все остальные — это различные вольнонаемные (секретари, канцелярские работники).

- В ГИБДД есть женский взвод. Хотелось бы узнать, когда он был создан и что стало причиной его образования?

- Взвод в составе 25 человек был создан в феврале 2001 г. Инициатор — президент нашей республики Александр Дзасохов. Вообще-то попытки образования подобных подразделений принимались в разных регионах страны, в том числе и в Кабардино-Балкарии, но они там как-то не прижились. На сегодняшний день у наших соседей осталось всего несколько девушек-инспекторов, которые несут службу на КПМ. Надо признать, что девушкам работать в ГИБДД нелегко. У нас специфичный регион, а котором постоянно бывают усиления, а у многих из них есть семьи, дети. Но результатом их работы мы довольны. Там, где стоит девушка-инспектор, бывает меньше конфликтных ситуаций. Когда автомобиль останавливает инспектор-мужчина, то многие водители сразу начинают выяснять с ним отношения. Сотрудницы женского взвода несут службу не только в городе, но и на постах, расположенных на въезде в республику. Они досматривают подозрительных женщин, так что наличие у нас на службе представительниц прекрасного пола как нельзя кстати. Вообще, этот взвод очень популярен у журналистов. О нем снимали сюжеты не только представители нашего, российского телевидения, но даже зарубежные телеканалы. И конечно же, много писалось в различных газетах. - Совсем недавно Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД России проверяло деятельность вашей службы. По слухам, результатом проверки стало увольнение чуть ли не пятидесяти сотрудников. Соответствует ли эта информация действительности?

- ГУСБ проверяло работу нашей службы сразу после трагедии, произошедшей в Беслане. Тогда было наказано порядка 30 человек. 4-х уволили, материалы в отношении 16 сотрудников передали в прокуратуру Северной Осетии для дальнейшего разбирательства. Это было сделано потому, что действия сотрудников граничили с совершением должностного преступления, и в частности вымогательства. В ходе разбирательств факты не подтвердились: и в возбуждении уголовного дела было отказано. Нас проверяли представители ГУСБ, но за деятельностью инспекторов постоянно наблюдают сотрудники отдела собственной безопасности республиканского МВД, а также у нас в ГИБДД есть контрольно-профилактический отдел, имеющий те же функции. То есть проверяющих много. К сожалению, можно констатировать, что факты поборов и различных нарушений со стороны сотрудников ДЛС встречаются. В таких случаях проводятся служебные проверки и принимаются соответствующие меры. Такие факты, конечно, не исключение и здесь, у нас, и в целом по стране.

- Если житель республики считает, что сотрудники ГИБДД неправомерно его остановили или же, например, превысили свои должностные полномочия, то куда он может обращаться за помощью?

- Если нарушение случилось на посту, то прямо там же попросите карточку обратной связи, заполните ее и опустите в специальный ящик. Эта корреспонденция будет непременно доставлена к специалистам, разбирающим подобные нарушения. Кроме того, на постах есть «телефоны доверия», а на всех наших машинах написан телефон дежурной части ГИБДД. Так что, можно просто позвонить и рассказать о своей проблеме. Есть еще несколько вариантов. Например, обратиться непосредственно в Управление ГИБДД и, в частности, в контрольно-профилактический отдел или отдел дорожно-патрульной службы, которые и проводят проверки, или же в вышестоящую инстанцию — центральный аппарат МВД Северной Осетии, где есть отдел собственной безопасности. Если водитель считает, что сотрудники милиции разберутся необъективно, то такому гражданину прямая дорога в прокуратуру. Да в конце концов, можно обратиться в суд.

- И часто люди жалуются?

- Не могу сказать, что мы завалены жалобами, но они не такая уж и редкость. Жалуются на вымогательство, на превышение полномочий и даже на рукоприкладство. В последнем случае, конечно же, проверку проводит прокуратура. Ведь нужно выяснить, было ли это действительно рукоприкладство, или же сотрудник действовал в рамках Закона «О милиции» и как раз-таки сам водитель не подчинился обоснованным требованиям инспектора или оказал сопротивление. Многие граждане, пришедшие к нам с жалобами, говорят: «Меня незаконно оштрафовали. Подумаешь, я не дал пройти пешеходу! — Но ведь есть Правила дорожного движения, в которых предусмотрено наказание за подобное нарушение Нередко водители рассказывают: «Я выехал на встречную полосу на полметра, а за это меня оштрафовали». Но ведь наказали на законных основаниях! Более того, согласно статистике одной из основных причин ДТП, повлекших за собой тяжкие последствия, является именно выезд на встречную полосу движения. Вообще же подтверждается порядка 15-20% жалоб, и в этом случае мы принимаем соответствующие меры.

- Основная масса водителей не любит инспекторов ГИБДД. Можно ли изменить эту ситуацию?

- Как правило, в течение года сотрудниками ДПС составляется порядка 100-150 тысяч административных протоколов на нарушителей правил движения. У нас в республике почти 150 тысяч машин, следовательно, чуть ли не каждый автовладелец бывает наказан в течение года. Конечно же, наказания никому не нравятся. Да и вообще, к карательным органам хорошего отношения добиться практически невозможно. Но я давно работаю в ГАИ и убежден в том, что если к водителю, пусть даже и злостному нарушителю, относятся корректно, в рамках Устава, в рамках Закона, то он будет если уж не любить, то во всяком случае уважать инспекторов ДПС.

- По сообщениям пресс-службы МВД, каждую неделю на дорогах республики погибает 2-3 человека и еще порядка 6-8 человек попадают в больницы с различными травмами. Но что самое интересное, зимой количество погибших и пострадавших несоизмеримо меньше. В чем причина?

- На самом деле зимой аварий бывает больше, чем летом. Причины банальны: плохая видимость, скользкая дорога, но страдает в ДТП меньшее количество людей, потому что скорость движения транспортных средств незначительна. А летом водители сильно разгоняются, и, соответственно, в случае аварии жертв больше.

- Расскажите о главных причинах ДТП.

- Основная причина ДТП — превышение скорости, вторая — выезд на встречную полосу, третья причина — несоблюдение дорожных знаков и разметок, ну а четвертая, судя по статистическим данным, — качество дорожного покрытия. Если асфальт разбит — дорожное полотно представляет из себя чередование рытвин и бугров — то водитель на хорошей скорости может не справиться с управлением и выскочить на встречную полосу. Нередко причиной аварий являются действия пешеходов, нарушающих правила. Обращаясь к данным статистики, можно сказать, что в 50% случаев пешеходы попадают под машину по своей собственной вине.

- Наверное, на рост числа аварий влияет и увеличение числа машин на дорогах республики?

- Несомненно.

- Кстати, а сколько всего машин принадлежит жителям Северной Осетии?

- На сегодняшний день в республике официально зарегистрировано 156 тысяч автомобилей. И это без учета транзитного автотранспорта. Ежегодно автопарк увеличивается на одну-две тысячи машин. Дороги, особенно в центре Владикавказа, не имеют такой пропускной способности, а отсюда — аварии, пробки.

- Уж если разговор коснулся ДТП, то может расскажете, сколько людей ежегодно погибает на дорогах республики?

- В России в среднем гибнет 30-35 тысяч человек в год, а у нас в республике 130-150 человек. За минувшие полгода в республике было совершено 276 ДТП, это на 23 больше, чем за аналогичный период минувшего года. Погибло 70 человек, что на 22 больше, чем в предыдущем.

- По слухам, у нас в республике больше не будут выдавать «блатные» номерные знаки на автомашины. Неужели больше никто не прицелит к своей машине знак с цифрами «001» или «100»?

- Эти номера всеми правдами и неправдами пытались заполучить владельцы иномарок, особенно молодежь. Им нужно эпатировать публику. Большая скорость, визг тормозов и наличие запоминающихся номеров — их визитная карточка. В одно время создалось такое впечатление, что обладатели этих машин и таких знаков почувствовали какую-то вседозволенность. Мы стали выдавать номера типа «001» или «777» только на грузовики и советские машины, а потом решили вообще их не заказывать, чтобы люди не поддавались соблазну. Но гораздо серьезнее другая проблема — наличие большого количества машин, на которых вообще нет государственных номеров. В основном этим опять-таки увлекается молодежь. Передний знак они надевают, а задний — нет. Не знаю, что это за мода такая. Против нарушителей используются административные наказания, но они мизерные — всего-то 50 руб. штрафа.

- В автопарке ГИБДД есть несколько иномарок. Сколько их всего и кто ими пользуется?

- У нас есть несколько «ДЭУ», «Мерседесов» и один «СААБ». Всего их порядка 20 штук, но в рабочем состоянии находится только половина машин. Иномарка, на которой ездит командир полка ДПС, еще относительно свежая, ведь у нее и пробег небольшой, и условия эксплуатации хорошие. Этого не скажешь о машинах, на которых передвигается взвод оперативного реагирования. Они эксплуатируются практически круглосуточно и, к сожалению, постепенно приходят в негодность. Мы не располагаем средствами на закупку иномарок, между тем время диктует необходимость иметь именно такие автомобили.

- А когда они были приобретены?

- Большей частью в 1996-1997 годах, а последние три «мерседеса» мы взяли в 2002 году.

- Вы упомянули о взводе оперативного реагирования. Что это за взвод и когда он был создан?

- Решение о создании такого подразделения было принято министром внутренних дел Северной Осетии в 1998 году. Вы, наверное, помните, что тогда в республике был расцвет водочного бизнеса. На дорогах появилось много дорогих машин, владельцы которых практически не подчинялись требованиям инспекторов ГИБДД. Поэтому было создано подразделение, главной задачей которого было наведение порядка среди такой категории нарушителей. В подразделение были подобраны физически крепкие ребята, которых в течение полугода на базе шестого отдела обучали приемам рукопашного боя. Подготовка проводилась по специальной программе. Они изучали административное законодательство и правила дорожного движения. Специально для них купили иномарки. В других регионах страны таких подразделений на тот момент еще не было. Но в 2003 году по приказу Министра внутренних дел России подобные подразделения были официально внесены в структуру Госавтоинспекции. Правда, теперь они называются не «спецназ», а «специальный взвод оперативного реагирования».

- Удалось ли им улучшить ситуацию на дорогах Владикавказа?

- Конечно. Но лихачей хватает и сейчас, так что без работы спецназ не сидит. В последнее время два экипажа этого взвода работают на проспекте. Бескультурье некоторых автовладельцев не знает границ. Некоторые из них заезжают на площадь Свободы и начинают «нарезать» на машине круги. Я не знаю, почему некоторым водителям доставляет удовольствие устраивать гонки на проспекте. Несколько дней назад возле «Детского мира» один такой водитель сбил пожилую женщину, которая умерла прямо на месте происшествия.

- Отличается ли наша республика по показателям работы от соседних регионов?

- По ЮФО мы находимся в «золотой» середине, примерно 5-6 место.

- Спасибо за столь содержательную беседу.

- Пожалуйста. Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех сотрудников ГИБДД с профессиональным праздником, пожелать им удачи, здоровья, счастья и успехов в их нелегкой службе!