ЮРИЙ ШЕЛЕСТ: "ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - СНИЗИТЬ АВАРИЙНОСТЬ"
3 июля отечественная автоинспекция отмечает день рождения - 69 лет со времени своего основания. Строго говоря, сама ГИБДД намного моложе. Новое название и соответствующая аббревиатура появились недавно. Но суть от этого не стала другой. И задачи, которые были возложены на ГАИ, перешли к ее преемнице - ГИБДД.
О проделанной работе, о том, какие меры принимает ГИБДД, чтобы снизить аварийность на дорогах, и почему водители не хотят оплачивать штрафы, рассказывает заместитель командира отдельного батальона ДПС ГИБДД Калининградской области майор милиции Ю. Шелест
Юрий Николаевич, основным показателем работы ГИБДД является состояние аварийности, а проще говоря, количество аварий, происшедших на дорогах, где именно, каков их характер?
- Всего в этом году только в Калининграде работники ГИБДД уже зафиксировали более 4 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Если говорить о зоне ответственности нашего батальона, то тут картина выглядит следующим образом. В нынешнем году на территории Ленинградского района было совершено 71 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 12 и ранены 67 человек. Чуть лучше ситуация в Московском районе, где в результате 32 ДТП погибли 2, а 32 человека получили травмы различной степени тяжести. Особенно опасны в этом плане Московский проспект, улицы Невского, Горького. Большинство аварий было совершено из-за нарушений Правил дорожного движения, .стало быть, именно по причине "человеческого фактора"! Агрессивность, вседозволенность, сознательное нарушение правил, откровенное хамство за рулем - это водительский почерк многих сегодняшних водителей. Чаще всего автолюбители превышают скорость, выезжают на встречную полосу движения, нарушают правила проезда перекрестка. Кроме этого, многие садятся за руль и в нетрезвом виде. Ежедневно сотрудники ГИБДД выявляют до 40 пьяных автолюбителей. Мы надеялись, что с введением более жесткого наказания за отказ от процедуры медосвидетельствования ситуация в этом плане несколько улучшится, но, увы, явных тенденций к изменению в лучшую сторону пока не видно. Мое глубокое убеждение: если водитель трезв, он никогда не откажется пройти тест-контроль. Качать права и скандальничать начинают, как правило, нетрезвые граждане.
- Многие высказывают мнение, что на дорогах должен действовать принцип неотвратимости наказания. В то же время налицо низкий процент собираемости штрафов. Как заставить платить водителей?
- Да, действительно, введение новой системы оплаты штрафов, когда деньги стали платить не на месте инспектору, а в сберкассы, несколько снизило эти показатели. Согласно закону водитель должен в течение месяца оплатить штраф через сберкассу, а затем в течение 30 суток направить уведомление об оплате в органы ГИБДД. Но это в идеале. На практике порой совсем все по-другому. Сегодня около 30 процентов от числа водителей уходят от оплаты штрафов. Задача ГИБДД - выявить нарушителя, а проследить за тем, чтобы он был наказан, - это уже задача других структур. Но, согласитесь, трудно заставить человека пойти в сберкассу, когда он прописан по одному адресу, фактически проживает по другому, а машина у него куплена по доверенности. На мой взгляд, эта система еще не до конца отработана, хотя надо отдать должное, что судебные приставы в последнее время заметно активизировали свою работу в этом направлении.
- Юрий Николаевич, как закон об "автогражданке" повлиял на ситуацию с безопасностью дорожного движения, оправдал ли этот закон ожидания?
- Сейчас нельзя категорично сказать, является ли этот закон хорошим или плохим. Мы всегда ждем моментально какого-то положительного результата, а для этого на самом деле нужно время. Мы не раз говорили о том, что нужно разрешить водителям оформлять мелкие ДТП без человеческих жертв самостоятельно. Обменялись визитками страховых компаний и разъехались, освободили проезжую часть. С введением закона число регистрируемых незначительных ДТП возросло в несколько раз, настолько же увеличилась и нагрузка на инспекторов. Наши сотрудники занимаются оформлением этих ДТП и не выполняют своих прямых обязанностей по организации дорожного движения. Хотя при обоюдном согласии водители вправе сами составить схему ДТП и приехать для дачи показаний в ГИБДД, где им выдадут копию протокола и справку о повреждении автомобиля. Но водители, как правило, в большинстве случаев этого не делают, а стараются вызывать на место ДТП автоинспекторов.
- Бытует мнение, что в большинстве дорожных происшествий "виноваты" плохие дороги...
- Конечно, ямы и выбоины приводят к быстрому износу ходовой части автомобиля, что, в свою очередь, может повлечь за собой тяжкие последствия. Но связь тут опосредованная. Куда большую опасность таят в себе именно те участки, где дорога относительно хорошая. Вот посмотрите, сейчас отремонтировали улицу Невского, заканчивается ремонт на Московском проспекте. И вы думаете, что водители не будут там лихачить?
Уверяю вас - будут. Водитель медленно и бережно, словно по минному полю, ведет свою машину среди выбоин и рытвин. Но, едва вырвавшись на ровный асфальт, он давит педаль газа в пол, и вот тут-то недалеко до беды. Конечно, это не значит, что дороги делать не обязательно. В данном случае в виновниках опять-таки человеческий фактор.
- Юрий Николаевич, как показывает статистика, нередко участниками ДТП являются дети...
- К сожалению, да. Есть случаи, когда дорожно-транспортные происшествия происходят по вине неосмотрительно выбегающих на дорогу детей. Сейчас пора школьных каникул, и ситуация усугубляется. К тому же сейчас из-за нехватки денежных средств родители нечасто вывозят детвору из города. Хотелось бы, пользуясь случаем, обратиться к папам и мамам не забывать проводить со своими детьми профилактические беседы, нелишним будет повторить Правила дорожного движения. Не дай бог, случится непоправимое.
- Юрий Николаевич, известно, что "кадры решают все". Насколько укомплектован сегодня батальон ДПС и есть ли проблемы в этом плане?
- Вакансий свободных нет. Хотя, стоит отметить, что специфика работы инспектора ГИБДД в том, что он постоянно общается с самыми разными людьми - участниками дорожного движения. Вся эта работа, которую можно назвать рутинной, требует от людей самоотверженности и преданности своему делу. Надо жить по принципу "если не мы, то кто?". Поэтому и работаем по очень плотному графику, в любое время суток. Да, тяжело. Но что тут поделаешь -такая работа. Главное для любого автоинспектора - сделать все возможное, чтобы снизить аварийность на дорогах.
- В связи с праздником ГИБДД назовите лучших сотрудников своего подразделения.
- С удовольствием. Хочется поблагодарить за высокий профессионализм, отличное выполнение своих служебных обязанностей старшего инспектора майора милиции С. Титова, командира взвода капитана милиции В.Теплова, инспекторов ДПС лейтенантов милиции В.Кузьмина, К.Романцова, А. Никифорова, младшего лейтенанта милиции Е. Барсукова, старшего сержанта милиции А. Савчука. Пользуясь случаем, хочу поздравить сотрудников ГИБДД с наступающим праздником. Пожелать всем счастья, здоровья и успехов.
- Юрий Николаевич, и последний вопрос. Так уж получилось, что День ГИБДД совпал с празднованием в нашем регионе 750-летия Калининграда. До отдыха ли будет?
- Работы в эти дни, конечно же, прибавится. Регулирование дорожного движения, обеспечение правопорядка, сопровождение высокопоставленных делегаций - все это и многое другое ляжет на плечи сотрудников ГИБДД. Нагрузка, несомненно, будет большая, но нам не привыкать. Свою работу мы любим и, я уверен, справимся с поставленными задачами. Ну а свой праздник отпразднуем позже.
- Спасибо за беседу.
Ее вел В.ДРОНОВ. Фото П.Андреева.