Перейти к основному содержанию

Главная      ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Делающее первые шаги на пути своего становления криминалистическое учение о транспортном средстве относится к числу частных криминалистических теорий.(1) В то же время оно является одной из составляющих криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности(2). Это оправданно, ибо транспортные средства в настоящее время все интенсивнее используются не только на благо человека, но и при совершении как неосторожных, так и умышленных преступлений. Эффективность активности субъектов поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве будет неизмеримо выше, если они будут опираться на специальную теоретическую базу, в частности, криминалистическое учение о транспортном средстве.

Криминалистическое учение о транспортном средстве является в то же время интегративным продуктом, результатом творческого осмысления достижений тех частных криминалистических теорий, которые входят в него как составляющие (о железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспортных средствах). В криминалистике имеются в основном наработки в области тактико-методического содержания и механизма следообразования при расследовании нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств(3). Значительно меньше внимания уделяют ученые-криминалисты рассмотрению аспектов расследования преступлений, связанными с другими видами транспорта.(4)

Такое положение объясняется в криминалистической литературе двумя основными причинами:

1) воздушный, водный и рельсовый транспорт при движении практически не оставляют следов-отпечатков(5);

2) государственная статистика о количестве таких преступлений в советское время была закрытой, что лишало актуальности исследования вопросов их расследования(6).

Несмотря на то, что преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, по сравнению с аналогичными преступными деяниями в области автотранспорта совершаются значительно реже, их последствия могут иметь очень опасный характер. Достаточно вспомнить столкновение двух аэробусов на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Лос-Родео на канарском острове Тенерифе, которое произошло 27 марта 1977 года. Тогда погибло 575 человек. При столкновении теплохода "Адмирал Нахимов" с грузовым судном, произошедшим 31 августа 1986 года в Черном море, общее число жертв трагедии составило 398 человек.

Транспортное средство прямо указано в уголовном законодательстве как предмет следующих умышленных преступлений: угон (ст.ст. 166, 211 УК РФ) и пиратство (ст. 227 УК РФ). Кроме того, оно часто фигурирует в той или иной степени при расследовании убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, кражи, контрабанды, терроризма, захвата заложника и т.д. Отдельные аспекты расследования таких преступлений проанализированы в криминалистической литературе(7). Вместе с тем, многие проблемы данного направления в криминалистике остаются нерешенными и требуют дальнейшего исследования.

Как и другие частные криминалистические теории, данное учение складывается из двух частей (подсистем): общей и особенной. Общая часть представляет общую модель данной области научного знания. Она должна включать в себя базовые положения, в частности, определения основных понятий, классификацию транспортных средств, вовлеченных в уголовный процесс, задачи их изучения и характеристики связанных с ними криминалистически значимых следов, общие для всех видов преступлений, а также иные положения и тенденции развития, знание которых необходимо для различных видов научного, практического и дидактического познания.

Особенную часть можно определить как систему теорий, каждая из которых, будучи также обобщенной моделью, но более низкого уровня, имеющих:

меньший объем, но являющихся более содержательными по сравнению с общей моделью. Она включает в себя знания о своеобразии отдельных видов транспортных средств с акцентированием внимания на типичных ситуациях, которые складываются в изучаемой научно-обеспечиваемой зоне практической деятельности, а также задачах, средствах, методах их решения. Понятие "транспорт" (от лат. transporto - перемещаю) в юридической и технической литературе зачастую используется в различных значениях, а именно, как транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий перевозку пассажиров, грузов, багажа и почты, а также транспортное средство, используемое для перевозки людей и грузов(8). Вторая позиция представляется верной, поскольку именно транспортное средство, а не весь транспортно-технологический комплекс является техногенным источником повышенной опасности.

В юридической литературе определения видов транспортного средства имеют неоднозначное толкование. Так, в уголовно-правовой литературе не дается определение автомототранспортного средства. Согласно примечанию к ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. таким является транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации.

В ст. 264 УК РФ введено понятие "механическое транспортное средство", которое частично раскрывается в примечании к данной статье. По мнению большинства ученых-юристов, под механическим транспортным средством следует понимать любое транспортное средство (автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, тракторы и самоходные машины), кроме мопеда, приводимое в движение двигателем(9). Аналогичное определение этого термина изложено в п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ). Здесь же в ПДД дается термин "транспортное средство", под которым понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

По мнению А. В. Лесных, транспортное средство - это механическое устройство, которое предназначено для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, максимальная конструктивная скорость которого превышает 50 км/час, а тяговая сила создается за счет двигателя объемом свыше 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.(10) При этом превышение транспортным средством хотя бы одного из параметров будет означать отнесение его к категории автомототранспортных средств.

Последнее определение с некоторыми дополнениями можно сформулировать в следующей редакции: автомототранспортное средство - это вид транспортного средства, осуществляющий перевозку людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по дорогам с использованием колесного или гусеничного движителя с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тяговая сила которого создается за счет двигателя с рабочим объемом более 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.

Известно, что автомобили в настоящее время - это наиболее массовый вид автомототранспортных средств, предназначенный для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния, а также перевозки грузов на небольшие, средние и значительные расстояния. Автомобилизация, наряду с безусловно положительными моментами, влечет и отрицательные последствия. В первую очередь это большое число дорожно-транспортных происшествий. Так, если в отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте - 1-2 человека, на речном - 1-23, а на воздушном - 37-310 человек, то автомобильный транспорт по числу погибших на несколько порядков опережает их(11). Например, по данным ГИБДД в Российской Федерации в 2000 году было зафиксировано 157,6 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 25 594 и было ранено 179 401 человек.

По назначению автомобильные средства можно разделить на:

1) грузовые (тягач, грузовой автомобиль);

2) пассажирские:

а) автобус (вагонного типа, сочлененный, двухэтажный, микро);

б) легковой автомобиль (личного и ведомственного пользования, такси, прокат);

3) специальные (пожарные, санитарные, спортивные и т.д.).

Кроме того, автомобили можно классифицировать по:

1) проходимости: дорожные, внедорожные повышенной и высокой проходимости (колесные полноприводные, колесно-гусеничные, полугусеничные и другие движители);

2) типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические и на воздушной подушке.

Рабочий объем цилиндра двигателя (л) легковых автомобилей делят на:

особо малый (менее 1,2);

малый (1,21-1,8);

средний (1,8-3,5);

большой (более 3,5);

высший (не регламентирован). Железнодорожный транспорт в уголовно-правовой литературе определяется в основном, как совокупность рельсовых транспортных средств (исключая трамвай), железных дорог, подъездных путей и метрополитена, на которых действуют единые правила по обеспечению безопасности движения(12). К железнодорожным транспортным средствам следует отнести, на наш взгляд, локомотив, поскольку только с его участием возможны общественно опасные последствия при совершении преступлений. В технической литературе локомотив определяется как силовое тяговое средство, относящееся к подвижному составу железнодорожного транспорта и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов(13). Локомотив подразделяется по его назначению на:

грузовой (паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз);

электропоезд для пригородного сообщения и метрополитена;

маневровый (мотовоз).

От вида и способа получения энергии локомотив бывает: автономным (получает энергию от дизеля или газовой турбины: тепловоз, газотурбовоз) и неавтономным (энергия - от источника вне локомотива: например, электровоз).

Водные транспортные средства включают в себя самоходные и несамоходные морские и речные суда, в том числе маломерные, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Судно - это плавучее транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, проведения научных исследований, вспомогательных работ и пр.(14) Под маломерным судном обычно понимают самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых т с главным двигателем мощностью менее 55 квт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности.

Несамоходные водные транспортные средства, относимые ведомственными актами к водному транспорту, в уголовно-правой литературе не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ. Это объясняется тем, что данные транспортные средства самостоятельного значения не имеют и эксплуатируются только вместе с самоходными, и, следовательно, вредные последствия могут наступить лишь в результате нарушения правил безопасности и эксплуатации самоходного судна.

В криминалистике следует изучать, на наш взгляд, только самоходные суда, в том числе и маломерные, поскольку они являются техногенными источниками повышенной опасности со всеми вытекающими отсюда последствиями при совершении неосторожных и умышленных преступлений.

Водные транспортные средства классифицируют по назначению:

1) грузовые:

а) сухогрузные (углевозы, лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, автомобилевозы, контейнеровозы, зерновозы и др.);

б) наливные (газовозы, нефте- и нефтепродуктовозы, спиртовозы, химовозы и др.);

в) универсальные;

2) пассажирские (местного сообщения, круизные, прогулочные);

3) промысловые (рыболовные, китобойные, краболовные и др.);

4) специальные (спасательные для судов, пожарные, учебные, научно-исследовательские, гидрографические);

5) вспомогательные (ледоколы, буксиры, лоцманские суда и др.).

По используемой силовой установке морские суда подразделяются на теплоходы (обычно дизель), газотурбоходы (с газовой турбиной), электроходы

(движение от действия электродвигателей, работающих от собственных источников электрического тока или от внешней контактной сети) и атомоходы.

Тип движителя речных судов зачастую делят на колесный, винтовой, на воздушной подушке и подводных крыльях.

Воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды. Это определение дано в ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации (по состоянию на 13 июля 2004 г.) и аналогичное - в Приложении N 7 к Чикагской конвенции 1944 г.

В технической литературе воздушное судно определяется как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет силового взаимодействия с воздухом. Состоит оно из восьми функциональных систем:

1) планера;

2) силовой установки;

3) системы управления;

4) взлетно-посадочных устройств;

5) системы жизнеобеспечения и спасения;

6) пилотажно-навигационного оборудования;

7) электро- и светооборудования;

8) радионавигационного и связного оборудования(15). Данное определение воздушного судна наиболее приемлемо, на наш взгляд, и в криминалистике.

В данной работе рассматриваются воздушные суда тяжелее воздуха: самолеты и вертолеты, исключая военные летательные аппараты. Самолеты и вертолеты различают:

по назначению: грузовые, пассажирские и специальные (спортивные, учебно-тренировочные, поисково-спасательные, санитарные, для борьбы с пожарами и т.д.);

в зависимости от максимальной скорости полета:

до - и сверхзвуковые;

по типу силовой установки: с поршневым и газотурбинным (турбовинтовым и турбореактивным) двигателями.

по способу взлета и посадки: обычный (разбег-пробег) и вертикальный.

Вертолеты отечественного производства могут быть классифицированы по количеству несущих винтов и их расположению на: одновинтовой с рулевым винтом (Ми-2, Ми-8, Ми-26, Ми-10), двухвинтовой соосный (Ка-26, Ка-32) и двухвинтовой поперечный (винтокрыл Ка-22) схем.

По нашему мнению, транспортное средство в широком смысле - это сложная техническая система самодвижущегося типа, предназначенная для транспортировки людей, грузов и оборудования, установленного на нем, на определенное расстояние за установленное время. Самодвижущимся или самоходным называется транспорт, приводимый в движение двигателем или другой тяговой (силовой) установкой. В технике транспортные средства делят по:

1) типу снабжения энергией:

а) с автономным периодически возобновляемым источником энергии (автомобиль, тепловоз и т.п.);

б) с централизованным постоянным источником энергии (трамвай, троллейбус, поезд метро и т.п.);

2) виду поддерживающего подвеса:

а) колесные (автомобиль), б) гусеничные (трактор), в) крылатые (самолеты), г) на воздушной подушке (судно), д) на магнитной подвеске (поезд) и др.(16)

В криминалистике транспортные средства обычно классифицируют на виды:(17)

1) наземные безрельсовые:

а) по способу передвижения: самоходные (автомобиль, троллейбус, мотоцикл, бронетранспортер и т.п.) и несамоходные (велосипеды, ручные тележки, сани и т.п.);

б) по устройству ходовых частей самоходных транспортных средств: колесные, гусеничные или на полозьях;

в) по числу осей и колес;

г) по объему и мощности двигателя;

д) по максимальной конструктивной скорости;

2) наземные рельсовые по способу передвижения:

а) самоходные (трамвай, тепловоз, электровоз и т.п.),

б) несамоходные (пассажирский и грузовой вагоны, цистерна для перевозки жидких веществ и т. п.);

3) подземные: преимущественно рельсовые (электропоезд метрополитена, шахтные электровозы, вагонетки и т.п.);

4) воздушный транспорт: летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты, вертолеты, планеры) и легче воздуха (дирижабли, аэростаты приводные и свободные);

5) водный транспорт по способу передвижения:

а) самоходный (теплоход, буксир, катер, моторная лодка и т.д.);

б) несамоходный (буксируемый, парусный, гребной).

С позиции характера общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности движения указанных видов транспортных средств, имеются специфические различия. Железнодорожные, воздушные и водные транспортные средства во время движения представляют собой закрытые или полузакрытые системы, функционирование которых осуществляется в изолированной зоне(18). Вторжение в нее других подвижных систем, как правило, исключается путем установления строгих запретов. Работник транспорта (оператор) такой закрытой технической системы при ее эксплуатации выполняет заранее составленный и утвержденный план управления и команды органа, управляющего движением и эксплуатацией техники. Большая роль здесь отводится автоматизации управления транспортным средством. Принимаемые решения при этом приобретают необходимые в современных условиях качества: быстроту, точность, обоснованность.

Автомобильное движение, напротив, представляет собой открытую систему, общественная безопасность которой зависит от взаимосогласованного функционирования всех элементов системы "водитель-автомобиль-дорога-среда". Безопасность движения обычно обеспечивается за счет правильного разрешения водителями транспортных средств возникающих конфликтных дорожных ситуаций.

Однако в обоих случаях нередко появляется неопределенность в обстановке управления движением транспортным средством, которая может быть вызвана двумя причинами: незнанием (неосведомленностью) и случайностью. Следует отметить и третью причину неопределенности противодействие (умышленное внесение фактора, препятствующего движению), которое приводит к необходимости принимать решения, сопряженные с риском, в так называемой конфликтной ситуации. При принятии решений, сопряженных с риском, наряду с объективными условиями обстановки, важное значение имеют субъективные факторы, определяемые, в первую очередь, чертами личности того, кто идет на риск. Это, прежде всего такие свойства индивидуальных черт лица, как оригинальность мышления, уровень тревоги, агрессивность, самостоятельность, установка на внешнее окружение, невнимательность, эгоизм и др.(19)

Насыщение среды обитания техногенными источниками повышенной опасности увеличивает количество лиц, занятых их эксплуатацией. В то же время растет круг людей, которые по своим психофизиологическим возможностям не способны работать с ними в экстремальных ситуациях. Это ведет к росту неосторожных преступлений, связанных с эксплуатацией техногенных источников повышенной опасности(20). Рассмотрим данную ситуацию на примере достаточно сложного механизма управления морским судном, который можно представить в виде схемы:

[Графические материалы:

Материал доступен в бумажной версии издания.]

Анализ многих столкновений морских судов, например, немецкого лайнера "Эльба" с английским грузовым пароходом "Крати" (погибло более трехсот человек), немецких пароходов "Гейзер" и "Трингвилла" (стоило жизни более ста человек), канадского лайнера "Эмпресс оф Айрленд" с норвежским пароходом "Сторсад" (число жертв превысило тысячу человек), а также столкновение печально известного на весь мир "Титаника" с дрейфующим айсбергом (погибло 1513 человек)(21), свидетельствует о том, что во всех этих трагических эпизодах, происшедших в разное время и в разной обстановке, есть нечто общее. Это стереотипность мышления человека, управляющего судном, в обстановке реализации быстрых и решительных действий, сопряженных с риском.

"Стоп", "Полный назад", "Лево (право) на борт" - вот весь небогатый перечень команд, которые использовали моряки разных стран в минуту острой опасности. И результаты при этом оказались далеко не лучшими из тех, которые можно было получить в сложившейся обстановке. Стоило капитану судна действовать иначе, нестереотипно - и многих аварий можно было бы избежать.

Имеются случаи столкновения судов по причине неправильного исполнения команды капитана корабля членами экипажа. Так, вследствие невнимательности вахтенного механика, который перепутал команду "задний ход" на "полный передний", произошел навал плавбазы на танкер у причала Владивостокского морского торгового порта.(22) В морской практике следует учитывать тот факт, что длительность пребывания (5-8 месяцев) в море снижает работоспособность, замедляет реакции на раздражители, повышает утомляемость и ухудшает память человека.(23)

В настоящее время все виды транспортных средств обычно оборудованы средствами регистрации информации о параметрах их движения, качестве функционирования бортовых систем и действиях оператора (например, пилота, машиниста). Такие средства обеспечивают объективный контроль безопасности движения и эксплуатации транспортного средства. Это позволяет использовать полученные данные при расследовании транспортных происшествий.

Так, в аварийных регистраторах ("черных ящиках") самолетов и вертолетов осуществляется запоминание информации от трех до ста аналоговых параметров (барометрическая высота, обороты двигателя, скорость, вертикальная перегрузка и т. д.), а также несколько десятков разовых команд(24). Кроме того, предусмотрена защита этих регистраторов от огня, ударов и агрессивных жидкостей. Для измерения и фиксации параметров движения железнодорожного транспортного средства служит скоростомер, на ленте которого фиксируется информация о скорости движения локомотива, пройденном пути, режиме торможения и заднем ходе, времени следования и стоянках, показаниях автоматической локомотивной сигнализации с автостопом и др.(25)

Объективный контроль безопасности движения и эксплуатации водного транспортного средства обеспечивает судовая система централизованного контроля, с помощью которой осуществляется обработка информации о работе судовых механизмов и агрегатов, о характере и параметрах протекающих в них процессах. Для регистрации необходимых данных применяется печать на электропечатающих устройствах и запись на магнитные носители информации(26). В автомобилях может быть использован прибор тахограф, который автоматически регистрирует скорость в течение определенного времени (смены, суток). За рубежом тахограмма служит вещественным доказательством при расследовании дорожно-транспортных происшествий(27).

В криминалистике не определено понятие транспортного происшествия, хотя в отношении происшествий, касающихся отдельных видов транспортных средств, имеются определенные наработки. Наибольшее внимание в криминалистической литературе уделено понятию дорожно-транспортного происшествия. Большинство авторов описывают содержание понятия "дорожно-транспортного происшествия", которое по смыслу не отличается от одноименного определения, данного в п. 1.2 ПДД РФ.(28)

С криминалистической точки зрения такие определения нельзя признать удачными, поскольку в их основе лежат уголовно-правовые признаки состава преступления либо признаки административных правонарушений. По справедливому мнению А.П. Онучина, в криминалистической характеристике происшествия более важно определить основные типичные компоненты понятия, раскрыть их внутренние связи в структуре события. В итоге он предложил оптимальное, на наш взгляд, определение понятия дорожно-транспортного происшествия как дорожного события, связанного "с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка дорожного движения, содержащего признаки преступления или выражающегося в факте обнаружения компетентными органами общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия автотранспортного преступления"(29).

В криминалистической литературе понятия других видов транспортного происшествия отсутствуют, но обозначены их классификации, которые зачастую совпадают с классификациями, данными в ведомственных актах (например, Приложение N 2 к приказу МПС РФ от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте"; Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 609). В зависимости от тяжести последствий различают происшествия:

на железнодорожном транспорте: крушение, авария и случаи брака в работе;

в гражданской авиации: катастрофа, авария, поломка и инцидент;

на водном транспорте: аварийные случаи (навигационные, технические, взрывы и пожары)(30). Термины "крушение", "катастрофа" и "аварии" (речных и морских судов), данные в литературе, означают в основном событие, характеризующееся наличием последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью, гибели человека (людей), то есть содержащее признаки преступления. Остальные термины характеризуются размером вреда, причиненного транспортному средству.

Исходя из выше изложенного, полагаем, что транспортное происшествие в криминалистике - это событие, связанное с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка движения и эксплуатации транспортного средства, содержащее признаки преступления или выражающееся в факте обнаружения общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия транспортного преступления.

Как видно из данного определения, основой структуры происшествия является общественное рассогласование взаимосвязанного функционирования элементов порядка движения и эксплуатации транспортного средства. Структура транспортного происшествия понимается в криминалистической литературе по-разному. Традиционно она (структура) ограничивается механизмом события, состоящего как бы из двух частей:

1) нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;

2) последствий, наступивших в результате этих нарушений.

При этом выделяются в основном три стадии развития происшествия:

1) нарушение правил;

2) аварийная ситуация;

3) авария, повлекшая последствия.(31)

В отношении данной позиции представляется верным замечание А.П. Онучина о том, что правильнее рассматривать транспортное происшествие длящимся многоэтапным процессом, как бы скоротечен он не был.(32) При таком подходе, по его мнению, механизм происшествия может анализироваться как система взаимосвязанных элементов, каждый из которых "участвовал" в возникновении и развитии преступного деяния. Это способствовало бы более глубокому и полному расследованию развития транспортного происшествия.

В итоге А.П. Онучин выделил семь основных стадий развития автотранспортного происшествия:

1) исходная стадия развития происшествия (характеризуется уравновешенностью функциональных связей всех элементов дорожного движения);

2) начальная стадия (определяется появлением в процессе движения транспорта объективного фактора, требующего ответного реагирования водителя и других участников движения в целях поддержания безопасности);

3) возникновение опасной дорожной ситуации (появление реальной угрозы наступления транспортного происшествия со всеми возможными общественно опасными последствиями);

4) ответное реагирование системы дорожного движения на опасность (обусловлено взаимосвязанным комплексом ответных реакций на опасность всех элементов системы "водитель - автомашина-среда";

5) управляемая аварийная обстановка (водитель транспорта сохраняет некоторую возможность управлять опасным процессом и изменить ход события);

6) неуправляемая аварийная обстановка (опасный процесс полностью неуправляем);

7) финальная стадия с прямыми последствиями происшествия при неуправляемой аварийной обстановке и отклоненными - при управлении опасным процессом.(33)

Данную структуру, на наш взгляд, вполне можно экстраполировать на другие транспортные происшествия (железнодорожные, авиационные и воднотранспортные).

В криминалистике широко применяется термин "место происшествия", который в литературе чаще определяется как место (участок местности или помещение), где наблюдаются последствия этого события, требующего расследования, либо его следы.(34) Под последствиями происшествия обычно понимают обусловленные средой и механизмом происшедшего явления материальные следы, находящиеся в определенном пространстве. Так, например, несмотря на то, что авиакатастрофа произошла в воздухе, местом происшествия будет место падения воздушного судна (его частей) на суше или водной поверхности.

В пространственный охват места происшествия входит, на наш взгляд, не только участок местности или помещение, но и, например, транспортное средство, на котором произошло преступное деяние, подводная акватория при осмотре затонувших судов и т.д. Представляется оптимальным мнение Л.А. Иванова о том, что под местом происшествия следует понимать "определенное пространство, где непосредственно произошло происшествие или имеются его последствия, есть (или могут быть) следы, объекты или явления, имеющие доказательственное значение"(35).

В системе контактов и последствий механизм преступления - это причина, вызывающая изменение других объектов, а механизм следообразования - следствие.(36) Поэтому следы как источники криминалистически значимой информации позволяют устанавливать механизм совершенного преступления, решать при этом многие идентификационные и диагностические задачи расследования. В процессе расследования транспортного происшествия проявляются особенности следообразования, которые зависят от вида происшествия и используемого транспортного средства. Наиболее глубоко в криминалистике изучены следы, имеющие отношение к дорожно-транспортным происшествиям. Они классифицируются по различным основаниям, в частности по месту их нахождения:

1) на дороге:

а) следы транспортного средства: ходовой части; неходовой части (кузова, бампера, крыльев и др.); отделившиеся при столкновении с препятствием вещества, материалы и изделия (горюче-смазочные материалы, осколки стекла, части, детали узлов и агрегатов, осыпи перевозимого груза и т.д.);

б) следы, оставленные пострадавшими: следы обуви, волочения, личные вещи и т. д.;

2) на транспортном средстве: следы и повреждения при столкновении с преградой и наездом на неподвижные объекты, пешеходов;

3) на объектах окружающей остановки: следы воздействия транспортного средства и пострадавшего на опорах мостов и путепроводов, осветительных устройствах и столбах электропередачи, придорожных сооружениях и т.д.;

4) на одежде, обуви и теле пострадавшего: следы при наезде и переезде тела транспортным средством; следы контакта с частями салона (кабины) автомобиля.(37)

Значительно меньше внимания в криминалистической литературе уделено характерным следам других транспортных происшествий. Из всех работ, посвященных этой теме, следует особо выделить монографию И.О. Пантелеева, в которой автор, обозначив концепцию совместного рассмотрения особенностей расследования группы криминалистически сходных видов преступлений, справедливо указывает, что крушение железнодорожного транспорта, авиакатастрофа нередко сопровождаются взрывом и пожаром, а действие последних на борту самолета часто кончается катастрофой.(38) То же самое можно сказать по поводу дорожно-транспортного происшествия и аварии морских судов. Следовательно, виды общепринятых в криминалистике следов транспортных средств необходимо дополнить следами взрыва и пожара, которые достаточно полно рассмотрены в криминалистической литературе.(39)

Вместе с тем, следует отметить, что в ряде случаев обнаружение следов взрыва при осмотре места транспортного происшествия вызывает определенные сложности. Так произошло при расследовании причин авиакатастроф самолетов ТУ-154 и ТУ-134, произошедших почти одновременно в небе над Тульской и Ростовской областями в 2004 году. По данным случаям было выдвинуто много версий, в том числе, техническая неисправность воздушных судов и воздушный терроризм. По мнению авиаспециалистов, картина падения самолета с большой высоты практически всегда одинакова и полностью отвечает законам баллистики. Напрашивалась аналогия с трагедией, произошедшей в США в 1996 году. Тогда в небе Лонг-Айленда, выйдя на высоту эшелона, взорвался и рухнул в океан пассажирский самолет "Боинг-747". Авиакатастрофа привела к гибели 320 человек. Причиной оказался взрыв паров керосина в центральном топливном баке, произошедший вследствие нарушения электроизоляции топливных насосов(40).

В случае с российскими самолетами признаки террористического акта были обнаружены не сразу. Например, при осмотре места падения самолета Ту-134 следы воздействия заряда взрывчатых веществ были обнаружены на осколках иллюминатора, оплавленных частях обшивки, останках тела террористки и ее личных вещах, найденных только на третий день примерно в 70 м от хвостовой части и около 800 м от фюзеляжа. Кроме того, здесь же был обнаружен клочок бумаги с рукописным текстом, выполненным на арабском языке.(41)

К нетрадиционным следам транспортного происшествия, на наш взгляд, нужно отнести информацию, зафиксированную в средствах объективного контроля безопасности движения и эксплуатации транспортного средства. Наличие и характер этих следов позволяет в ряде случаев отграничить неосторожное преступление от умышленного, например, нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) от терроризма (ст. 205 УК РФ).

Кроме того, транспортное средство может выступать как средство совершения различных видов преступлений, что влияет на особенности следообразования. Например, перемещение предметов контрабанды через границу нередко осуществляется с помощью автомобильного, железнодорожного, водного либо авиационного транспорта. Следы преступления в данной ситуации обычно обнаруживают в документах, на основании которых осуществлялась перевозка. Комплект данных документов зависит от вида транспортного средства, который был использован преступниками.

При железнодорожной перевозке - это железнодорожная накладная (одновременно выполняет функции договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги, товарно-распорядительного документа и подтверждения приема груза к перевозке железнодорожным транспортом), дорожная ведомость (составляется для каждой накладной и позволяет учитывать груз на всем пути следования), вагонный лист с описью накладных для организации выгрузки; коммерческий акт (составляется в случаях, когда груз пострадал во время перевозки) и т.д. При морской перевозке - это коносамент (выполняет функции договора перевозки между судовладельцем и грузоотправителем, товарно-распорядительного документа и расписки капитана о приеме груза к перевозке морем), грузовой манифест (перечисляется весь перевозимый груз), морская накладная (подтверждает наличие договора перевозки морским путем, принятие или погрузку перевозчиком), штурманская расписка, на основании которой выписывается коносамент, и т.д. (42) При воздушной перевозке обращают внимание на авиагрузовую накладную. Товарно-транспортная накладная (автодорожная) составляется грузоотправителем и включает в себя как товарные, так и автотранспортные реквизиты.

В международных перевозках применяется множество документов, что связано с национальным и международным правом. Например, для международных перевозок автомобильным транспортом грузоотправитель должен оформить накладную CMR, единый документ-накладную CIM для железнодорожного транспорта. Транспортные накладные БИМКО (Балтийский и международный морской совет) и ФИАТА (международная федерация экспедиторских ассоциаций) введены согласно Правилам ЮНКТАД/МТП (Конференция ООН по торговле и развитию, Международная торговая палата) от 1995 г.(43)

Политические и социальные изменения, происшедшие в восточно-европейских странах в 90-х гг., оказали большое влияние на состояние преступности в них, в том числе и на рост контрабанды автомобилей. Так, только в Германии около 30% всех угнанных автомобилей наиболее дорогих, престижных марок перегоняются в страны Восточной Европы и перепродаются по поддельным документам на общую сумму более двух миллиардов долларов США. Например, в течении 2001 г. из-за рубежа на территорию Воронежской области были незаконно вывезены и сбыты более 50 таких автомобилей. Такая же ситуация была зафиксирована недавно в Волгоградской области.

Преступники изготавливают высококачественные документы, свидетельствующие о покупке автотранспортного средства (контракты, купчие, счета-справки и т.п.), о пересечении автомобилем таможенной границы РФ (таможенная декларация, документ ВТТ (внутреннего таможенного транзита), временная декларация и т.п.). В регистрационных документах на автомашину нередко подделывают отметки о таможенном оформлении, о праве отчуждения, а также номера таможенной декларации, счета-справки и т.п. При этом на высоком уровне перебиваются идентификационные номера транспортного средства, распознать которые иногда достаточно трудно даже на экспертном уровне.(44)

Нередки случаи незаконной выплаты страхового возмещения за автотранспортное средство. Так, в период с 1998 по 1999 г. в Республике Марий Эл на основании фиктивных документов о якобы происшедших пожарах в автомобилях иностранного производства, составленных сотрудником пожарной службы, было совершено более 20 подобных преступлений. Причиненный ущерб составил около 3 млн. рублей.

Особо следует отметить преступления в сфере оборота контрафактной продукции. По оценке МВД России, прозвучавшей на заседании Правительства РФ 3 октября 2002 г., в странах СНГ уровень контрафакта колеблется от 73 до 94 %. Нашествие контрафакта не обошло стороной и транспорт. Например, на Внуковском авиаремонтном заводе N400 (ВАРЗ) уже несколько лет бракованные, некондиционные детали и запчасти ставились на самолеты под видом новых. В огромном количестве на ВАРЗ поступали детали, похищенные с Рыбинского моторостроительного завода (АО "Рыбинские моторы"). Поставляли их фирмы-однодневки, учрежденные под эгидой самого же ВАРЗа. Паспорта и формуляры на детали подделывались, номера перебивались. Так, 23 июля 2002 г. на подъезде к Внукову работниками милиции был задержан автомобиль с государственным номером Ярославской области, в салоне которого были обнаружены: 4 сопловых аппарата, 12 игольчатых подшипников, 640 контровок, 24 распылителя для форсунок и т.п. В акте технического осмотра специалисты отметили: "данные детали и комплектующие могли быть изъяты из технологического процесса до прохождения технического контроля и приемки. ... Установка данных деталей может привести к их отказу, к выходу из строя авиадвигателя в полете, к его возгоранию, к разрушению турбин с разрушением фюзеляжа самолета и авиакатастрофе".(45)

Последняя проверка Генеральной прокуратуры Российской Федерации выявила 272 случая отказа систем самолетов, вызванных некачественным ремонтом и установкой некондиционных запчастей.(46)

На транспорте совершается также ряд других преступлений. Так, по данным Н.И. Гетман и Ю.В. Степаненко, в пассажирских поездах (в основном в поездах дальнего следования) происходит половина убийств, случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, краж и разбойных нападений, регистрируемых на объектах транспорта. В последние годы отмечается все возрастающий объем незаконных перевозок пассажирскими поездами и пригородными электропоездами наркотических средств, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. (47).

Механизм следообразования при совершении выше указанных преступлений принципиально не отличается от особенностей следообразования одноименных преступных деяний, которые хорошо освещены в криминалистической литературе.(48) Так, по факту кражи автомобиля ВАЗ-21099 из гаража гр. К. на месте происшествия были обнаружены металлические опилки и замок. У подозреваемых были изъяты две ножовки по металлу, одежда, перчатки и рукавицы с остатками металлических опилок и микрочастицами лакокрасочного покрытия. Проведение криминалистического исследования данных следов позволило изобличить преступников (из практики работы ЭКЦ УВД Калужской области за 2001 г.).

В случае, например, с железнодорожным транспортом больше проявляются организационно-тактические особенности производства осмотра места происшествия в условиях функционирования подвижного состава: зачастую место совершения преступления не совпадает с местом его обнаружения; следы подвергаются порче, утрате и уничтожению как со стороны заинтересованных, так и посторонних лиц; низкое качество осмотра места происшествия вследствие острого дефицита времени, а также грубых ошибок и упущений, допускаемых сотрудниками транспортной милиции и прокуратуры, и т.д.

Так, следственный осмотр производится нередко оперативно-поисковой группой или нарядом сопровождения поезда, в которых работают в основном сотрудники из числа младшего начальствующего состава милиции. Итоговым документом осмотра в данной ситуации чаще всего выступает рапорт, который, как известно, не относится к актам предварительного расследования.(49) Такой пробел практически невосполним.

Представляется правильной позиция В.А. Образцова и Л.В. Бертовского о том, что целью следственного осмотра является получение определенного объема знаний об участниках и обстоятельствах исследуемого события. Обнаружение, фиксация, изъятие следов, их анализ, оценка и проверка - это только одна из задач этого следственного действия.(50) Одним из существенных обстоятельств транспортного происшествия является установление причин случившегося. Необходимо отметить, что в целях повышения оперативности, качества и полноты фиксации обстановки места дорожно-транспортного происшествия, крушения поездов, авиакатастрофы, а также обеспечения объективности проведения дальнейших экспертных исследований, следует использовать голографическую съемку, о чем настоятельно указывается в криминалистической литературе.(51) Для решения этих задач в условиях осмотра места происшествия можно применить, например, портативную голографическую камеру "GREEF", разработанную в России Инновационно-технологическим центром Государственного оптического института им. Вавилова.

Безусловно, рассмотренные аспекты, как и многие другие вопросы криминалистического учения о транспортном средстве, нуждаются в дальнейшем научном осмыслении, адекватном отражении в научной и методической литературе, а также практической апробации субъектами поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе.

***

1 Образцов В.А. О перспективах развития системы частно-криминалистических теорий в свете идей Р.С. Белкина //50 лет в криминалистике. К 80-летию со дня рождения Р.С. Белкина: Материалы межд. науч. конф. - Воронеж, 2002. С. 186-194.

2 Корма В.Д. Концептуальные основы криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности //"Черные дыры" в Российском Законодательстве, 2004. N3. С. 193.

3 Маландин И.Г. Борьба с дорожно-транспортными происшествиями и правонарушениями на автотранспорте в СССР. Дисс. ..д-ра юрид. наук. - М., 1965; Мозговых Г.А. Трассологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Алма-Ата, 1971; Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. - М., 1972; Крылов И Ф Криминалистическое учение о следах. - Л., 1976. С. 118-140; Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. - Свердловск, 1987; Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий: Монография. - Саратов, 1993; Алексеев А.Г. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Саратов, 2001; Кульмашев Ф.Х., Образцов В.А. Концепция криминалистического учения об автотранспортном средстве //Криминалистические чтения, посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступления. - М.: МАКС Пресс, 2004. С. 126-129 и др.

4 Пантелеев И.Ф. Расследование и профилактика взрывов, пожаров, крушений и авиапроисшествий: Монография. - М., 1975; Захаров С.Н. Водно-транспортные преступления: расследование и предупреждение. - М., 1977; Эминов В.Е., Саулевич Э.И. и др. Расследование и предупреждение авиационных происшествий. - М., 1977; Бердышев А.Н., Ищенко Е.П. Использование специальных познаний в расследовании авиатранспортных происшествий //Использование специальных познаний при расследовании преступлений: Межвуз. сб. науч. тр. - Волгоград, 1996. С. 96-104 и др.

5 Крылов И.Ф. Указ, соч., 1976. С. 118-119.

6 Бердышев А.Н., Ищенко Е.П. Указ. соч. С. 97.

7 Кульмашев Ф.Х Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств //"Черные дыры" в Российском Законодательстве, 2004. N3. С. 229-233; Соловьев В.А. Особенности уголовно-правовой и криминалистической характеристик разбойных нападений на водителей автотранспортных средств на автомагистралях. - М., 1997; Кустов A.M. Методика расследования хищений имущества и денежных средств в гражданской авиации. - Ставрополь, 1994; Сидоров А.С., Коновалов А.И. Особенности осмотра места происшествия и трупа по делам об убийствах, совершенных на железнодорожном транспорте //Вестник криминалистики, 2002. Вып. 2 (4). С. 51-56; Гетман Н.И., Степаненко Ю.В. Организация борьбы с преступлениями на пассажирском железнодорожном транспорте: Практ. пособие. - М., 2003 и др.

8 Комментарий у Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. - Ростов-н/Дону, 2002. С. 644; Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. - СПб, 2002. С. 104-105; Калявин В.П. Транспорт:

Толковый словарь. - СПб, 2003. С. 56, 60, 113 и др.

9 Уголовное право. Особенная часть. - М.: Новый юрист, 1998. С. 521; Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2002. С. 652; Тяжкова И.М. Указ, соч., 2002. С. 122 и др.

10 Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Краснодар, 2001. С. 15.

11 Троицкая Н. А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: Учеб. - М.: Академия, 2004. С. 227.

12 Тяжкова И.М. Указ. соч. С. 104; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2002. С. 644 и др.

13 Калявин В.П. Указ. соч. С. 184.

14 Там же. С. 376.15 Там же. С. 59.

16 Калявин В.П. Указ. соч. С. 410.

17 Крылов И.Ф. Указ. соч. С. 118-121; Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях: Учеб. пособие. - Спб., 2002. С. 83-84; Лесных А.В. Указ. соч. С. 14 и др.

18 Онучин А.П. Указ. соч. С. 7.

19 Абчук В.А, Теория риска в морской практике. - Л. "Судостроение", 1983. С. 49-56.

20 Шеслер A.B. Соотношение социального и биологического в личности преступника //Уголовная юстиция: состояние и пути развития: Межрег.науч. - практ. конф. - Тюмень, 2003. С. 167.

21 Хофельманн К. Катастрофы вселенной /Пер. с нем. - М.: "Астрель" - "ACT", 2003. С. 141-143.

22 Захаров С.Н. Указ. соч. С. 45-46.

23 Там же. С. 59-60.

24 Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте /Под общ. ред. В.А. Морозова. - М., 2001. С. 108-109.

25 Там же. С. 29-30.

26 Калявин В.П. Указ. соч. С. 378-379.

27 Троицкая НА, Чубуков А.Б. Указ. соч. С.15.

28 Маландин И.Г. Указ. соч. С. 13-14; Зотов Б.Л. Указ. соч. С. 7; Евтюков С.А., Васильев Я.В. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий /Под общ. ред. С.А. Евтюкова - СПб.: "Изд-во ДНК", 2004. С. 17 и др.

29 Онучин А.П. Указ. соч. С. 22-23.

30 Пантелеев И.О. Указ. соч. С. 107, 148; Захаров С.Н. Указ, соч. С. 23-25; Эминов В.Е. Борьба с авиационными происшествиями. - М., 1980. С. 26-27; Справочная книга криминалиста. - М.: НОРМА, 2000. С. 391, 402-403, 412 и др.

31 Эксархопуло А.А. Указ. соч. С. 334; Курс криминалистики:

В 3т. Т.2 /Под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. - СПб, 2004. С. 552-554; Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте - М., 2001. С.14-15 и др.

32 Онучин А.П. Указ. соч. С. 24.

33 Там же. С. 25-32.

34 Дулов А.В., Нестеренко П.Д. Тактика следственных действий - Минск, 1971. С. 109; Криминалистика /Под ред. А.Н. Васильева. - М., 1980. С. 260; Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 2000. С. 115 и др.

35 Иванов Л.А. Указ. соч. С. 21.

36 Кустов A.M. Криминалистика и механизм преступления:

Цикл лекций. - Москва-Воронеж, 2002. С. 105.

37 Мозговых ГА. Указ. соч. С. 6-7; Крылов И.Ф. Указ, соч., 1976. С. 118-141; Эксархопуло А.А. Указ. соч. С. 84, 337; Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий /Под общ. ред. A.M. Кривицкого и Ю.И. Шапорова. - Мн.: Харвест, 2004. С. 7-17 и др.

38 Пантелеев И.Ф. Указ. соч. С. 3-4.

39 Дильдин Ю.М., Мартынов В.В. и др. Место взрыва как объект криминалистического исследования: Учеб. пособ. - М., 1995; Моторный И.Д. Теоретико-прикладные основы применения средств и методов криминалистической взрывотехники в борьбе с терроризмом: Монография. - М., 1999; Чирков В.Ф., Лапкин A.M. Осмотр места пожара: Учеб. - метод, пособие. Иркутск, 1997; Зернов С.И. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений, сопряженных с пожарами. - М., 1996 и др.

40 Теймуразов Р. Самолеты падают одинаково //Российская газета от 27.08. 2004 г. С. 1-2.

41 Конов П. У террористки Аманты Нагаевой нашли записку со словами "Аллах Акбар!" //Комсомольская правда от 30 августа 2004 г. С. 6.

42 Расследование контрабанды: Практ. пособие /Под ред. К.Ф. Скворцова. - М., 1999. С. 104-105; Курс криминалистики:

В 3 т. Т. III. /Под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. - СПб, 2004. С. 349-350 и др.

43 Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Указ. соч. С. 185-186.

Карякин Ю.Д. Концепция обеспечения защиты автотранспортных средств от угона и уменьшения объема контрабанды при использовании технологии защиты материальных объектов от подделки "AXIS-2000" //Инф. сб. НЦБ ИНТЕРПОЛа в РФ. - М., 1997. N 21. С. 41-45; Расследование контрабанды. - М., 1999. С. 169-181; Лесных А.В. Указ, соч., 2001.С. 3.

45 Хинштейн А. Покушение на президента //Московский комсомолец от 9 декабря 2004 г. С. 4.

46 Там же. С. 4.

47 Гетман Н.И., Степаненко Ю.В. Указ. соч. С. 4, 29-33.

48 Рассейкин Д.П. Осмотр места происшествия и трупа при расследовании убийств. - Саратов, 1967; Сырков С.М., Меженцев Г Н. Изучение следов орудий взлома на месте кражи. - М.. 1980; Комиссаров В.И., Пономарева Л.В. Особенности расследования изнасилований. - Саратов, 1998; Руководство для следователей /Под ред. Н.А. Селиванова и В.А. Снеткова. - М., 1998. Гл. 25, 26, 28, 39 и др.

49 Гетман Н.И., Степаненко Ю.В. Указ. соч. С. 100-107, 110-113.

50 Образцов В.А., Бертовский Л.В. Следственный осмотр как объект права и криминалистики //"Черные дыры" в Российском Законодательстве, 2004. N1. С. 342.

51 Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотчев В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб. - практ. пособие. - М.: Юристъ, 1999. С. 413-414; Криминалистика: Учеб. /Под ред. ТА Седовой, А.А. Эксархопуло. - СПб.: Лань, 2001. С. 115; Григорович В.Л., Федоров Г.В. Голография в криминалистике. - Мн.: Амалфея, 2003. С. 22 и др.