Руль и рюмка несовместимы
ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Ежесуточно служба ГИБДД выявляет до пятидесяти водителей в нетрезвом состоянии
Нетрезвый водитель - враг себе и окружающим. Сколько погибших и травмированных людей, не говоря уже о материальных затратах, из-за любителей горячительного. В последнее время стражи порядка на дорогах республики столкнулись еще с одной проблемой:
водители, однажды уже попавшие в поле зрения Госавтоинспекции РБ пьяными или даже совершившие ДТП, вновь садятся за управление автомобилем в таком же состоянии.
И опять по их вине случаются происшествия. Возникает вопрос: что делать? На эту
"горячую" тему мы решили побеседовать с первым заместителем начальника УГИБДД
МВД РБ подполковником милиции Р. Байбуриным.
- Равиль Раисович, взрослого человека воспитывать или уговаривать поздно.
Но ведь страдают ни в чем не повинные люди! Каковы статистические данные ГИБДД?
- Абсолютно с вами согласен. Есть люди, которые просто не хотят понимать прописных истин. Не говоря уже об элементарных правилах дорожного движения. Причем при
ДТП, происходящих по вине пьяных водителей, гораздо чаще получают увечья и гибнут пассажиры и пешеходы, нежели они сами. За этот год на дорогах и улицах республики было зарегистрировано 125 дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей. В результате 20 человек погибли и 130 получили травмы различной степени тяжести. Только в столице республики в среднем за сутки мои коллеги останавливают от 30 до 50 водителей - "дегустаторов" алкогольной продукции. В дни сабантуев в городах и районах республики сотрудниками ГИБДД выявлялось по пятьсот(!) пьяных водителей. Однако к каждому из них инспектора ДПС не приставишь.
- Законодательством существенно ужесточены меры административного наказания в отношении водителей, управляющих автомашинами в нетрезвом состоянии. Неужели этого недостаточно?
- Законодатели исключили штраф из статьи 12.8 Административного кодекса и увеличили срок лишения права управления транспортным средством от полутора до двух лет. Также ранее кодекс предусматривал за непрохождение медицинского освидетельствования штраф от 10 до 20 МРОТ или лишение права управления на срок один год. Казалось бы, указанные меры должны были существенно оздоровить дорожно-транспортную обстановку...
- Да, но нарушители данной статьи нашли в законе лазейку, чем и стали успешно пользоваться...
- Совершенно верно. Привлечение к ответственности за управление автомашиной в состоянии опьянения возможно лишь при прохождении водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения и после получения соответствующих результатов экспертизы.
Таким образом, человек, преступивший закон, мог уклониться от наказания из-за отсутствия официально оформленных результатов медицинской экспертизы, что в свою очередь формально не позволяло привлечь нарушителя к ответственности. С
апреля текущего года водители, пользовавшиеся этой лазейкой, могут забыть о ней. Теперь в статье 12.26 КоАП РФ "Отказ от прохождения медицинского освидетельствования"
четко говорится: "Невыполнение водителем законного требования медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет лишение управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет".
- С теми, кто попался впервые, все ясно. А какова судьба тех, кто, проявляя правовой нигилизм, повторно садится за руль в нетрезвом состоянии?
- Дальнейшая судьба так называемых "двойных", а то и "тройных" водителей-нарушителей находится в компетенции судебных органов. Хотя в эпоху Советского Союза еще в старом УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за повторное нарушение данной статьи. Я уверен, эта мера оправдала бы себя и сегодня.
Хочу отметить, что в процессе взаимодействия с мировыми судьями мы довольно часто сталкиваемся с непониманием, которое, в свою очередь, влечет недостатки и нарушения в работе. Так, при определении меры наказания мировые судьи не всегда учитывают факты повторного административного правонарушения.
Если подразделениями Госавтоинспекции административные материалы доставляются нарочным в пятнадцатидневный срок с момента их составления, то ответ от мирового судьи мы ждем месяцами. Например, при проведении плановой проверки в одном из крупнейших строевых подразделений нашего ведомства - полку ДПС ГИБДД при УВД Уфы - выяснилось: из мирового суда Октябрьского района Уфы поступило около двухсот решений по поводу грубых нарушений правил дорожного движения, направленных для рассмотрения еще в минувшем году. Хотя, согласно приказу Судебного департамента Верховного суда Российской Федерации, постановление по делу должно быть объявлено немедленно по окончании рассмотрения дела.
Согласно статистике, за пять месяцев текущего года нами было направлено в суд более тринадцати тысяч материалов, связанных с управлением транспортом в нетрезвом состоянии. На данный момент вернулись ответы только в половине случаев. При этом мировые судьи лишили прав управления лишь 6556 водителей. Что стало с остальными - нам неизвестно. А ведь за каждым дорожным правонарушением - безопасность и даже жизнь конкретного человека.