Перейти к основному содержанию

Главная      Излечить болезнь роста

Излечить болезнь роста

НАКАНУНЕ 1000-ЛЕТИЯ КАЗАНИ РЕКОНСТРУИРУЮТСЯ ТРАНСПОРТНЫЕ АРТЕРИИ ГОРОДА

"Потери, которые несет Республика Татарстан из-за непрекращающегося роста аварийности и травматизма на дорогах, составляют 3-4 процента внутреннего валового продукта. А в дорожно-транспортных происшествиях за год гибнет больше татарстанцев, чем в результате тяжких преступлений". Эти неутешительные цифры привел в своем выступлении министр внутренних дел республики Асгат Сафаров на расширенном заседании коллегии, посвященном вопросам безопасности дорожного движения.

Проблема назрела уже давно. Количество автомобилей, которые из роскоши превратились в предмет первой необходимости, стремительно растет. Чего, к сожалению, нельзя сказать об объемах финансирования дорожной отрасли. Как результат - пробки и поломки транспорта из-за неудовлетворительного состояния дорог.

Для Татарстана вопрос состояния дорожной сети особенно актуален. Через несколько месяцев Казань и крупные города республики будут принимать огромное количество гостей, которые съедутся на празднование тысячелетия столицы. И их безопасность - дело чести татарстанской милиции. Конечно же, глобальные меры безопасности продумываются досконально и на всех уровнях. Но элементарный порядок на дорогах - первоочередная задача.

Пожалуй, впервые в расширенном заседании коллегии МВД Татарстана приняло участие так много заинтересованных сторон. Кроме премьер-министра республики Рустама Минниханова и главного федерального инспектора по Республике Татарстан Марсела Галимарданова, в обсуждении проблем участвовали председатель правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, прокурор республики, заместитель председателя Верховного суда, депутаты Государственного совета республики, руководители министерств, ведомств, главы администраций городов и районов и, конечно, начальники подразделений МВД и Госавтоинспекции.

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Татарстана Рифкат Минниханов огласил весь перечень объективных проблем и откровенных недоработок служб, так или иначе участвующих в обеспечении порядка на дорогах: ответственных за содержание улично-дорожной сети и организацию движения, за подготовку нынешних водителей и обучение подрастающего поколения участников дорожного движения, за работу пассажирского транспорта и строительство придорожных объектов. Цифры - упрямая вещь, а статистические данные, приведенные начальником ГИБДД, говорят сами за себя:

"Доля ДТП на улицах городов и дорогах республики, в которых как одна из сопутствующих причин фигурируют неблагоприятные дорожные условия, достигает в зимние месяцы 40, 50 и более процентов... "

"По фактам неудовлетворительного содержания дорог в минувшем году выдано 3904 предписания, более 1600 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Только в Казани в течение года руководители дорожных предприятий привлекались к ответственности 179 раз! "

"До сих пор в Казани не решается проблема установки ограждений, исключающих выход пешеходов на проезжую часть вне перекрестков. В результате частота наездов на пешеходов в столице республики оказывается значительно выше, чем во втором по величине городе Татарстана - Набережных Челнах, где подобные ограждения установлены вдоль основных транспортных магистралей. В Казани доля ДТП по вине пешеходов от общего количества происшествий с их участием составила в 2004 году 45, 2 процента, в Набережных Челнах - менее 3, 5 процентов".

Это - лишь малый перечень причин и последствий недостаточного, а иной раз и недобросовестного отношения к проблеме безопасности дорожного движения. В реальности же их значительно больше: слабый контроль пассажирских перевозок, который привел к росту ДТП, совершенных водителями автобусов, несовершенство учебных программ подготовки водителей, благодаря которым аварийность по вине начинающих достигает

25 и более процентов, пассивность Министерства здравоохранения, не обеспечивающего организацию обучения оказанию первой помощи (как среди населения, так и среди сотрудников силовых ведомств, выезжающих на ДТП) , нехватка элементарного технического оснащения дорог. Все это - составляющие проблемы, но ее краеугольным камнем по-прежнему остается недостаточное финансирование этой отрасли.

Дорожно-транспортный комплекс Татарстана, равно как и всей России, переживает сегодня своего рода болезнь роста, когда профилактические мероприятия по поддержанию "здоровья" дорожного движения перестают соответствовать неограниченной свободе развития и росту нагрузок. Принятые глобальные программы остаются бездейственными по причине ограниченного финансирования и отсутствия четких системных концепций. Более того: если Россия вкладывает в содержание 1 километра своих дорог в среднем 120 - 150 тысяч рублей ежегодно, в Татарстане эта цифра не превышает 50 тысяч. И несмотря на все усилия ГИБДД уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, по итогам прошлого года их рост составил 33 процента в расчете на 10 тысяч километров дорог.

Да, ГИБДД республики, неизменно занимающее передовые позиции среди регионов Российской Федерации, со своей стороны принимает максимум мер, иной раз даже подменяя ведомства, в чьи непосредственные обязанности входит этот круг вопросов. Так, председатель правительственной комиссии по БДД Владимир Швецов обвинил Министерство образования в потребительском отношении к вопросу обучения детей и подростков основам дорожной безопасности и подготовки водителей. Действительно, имеющееся сегодня в республике количество отрядов юных инспекторш движения, кабинетов ПДД, картинговых клубов и взрослых автошкол впечатляет. Но все это - заслуга МВД РТ. "Вы - Министерство образования - остаетесь потребителями, - заявил Швецов, - а должны быть инициаторами. На 75 процентов ваши сегодняшние успехи определяет работа ГИБДД, а должно быть наоборот! "

Много вопросов было к главе администрации Казани. В преддверии тысячелетия города планируется кардинально перестроить уличную сеть: делается все возможное, чтобы столица республики в глазах многочисленных гостей выглядела современным, цивилизованным мегаполисом. Реконструкция и ремонт 16 главных улиц города уже начата, кроме этого, летом завершится строительство первого участка внутригородского транспортного кольца, первой линии метрополитена, будет сдан первый/участок новой транспортной дамбы. Это огромный объем работы, который должен быть выполнен в кратчайшие сроки. И вместе с тем все это время город должен жить нормальной жизнью, поэтому требование согласовывать проекты реконструкции и строительства с ГИБДД, которое мэрия пытается игнорировать, были ужесточены.

Подводя итоги работы расширенной коллегии МВД, премьер-министр Республики Татарстан Рустам Минниханов сказал, что оздоровление дорожного движения, обеспечение безопасности его участников выходит за рамки исключительно административных мер: "Если мы всерьез рассчитываем на успешное решение сложившихся проблем, нам необходим принципиально иной подход. Прикрывать бездеятельность отсутствием финансирования не стоит. В принципе мы знаем, что нужно делать: есть программа, но нет системной работы. Центрами ответственности по направлениям обеспечения дорожного движения в республике должны стать министерства. А вот координацию, я считаю, должно взять на себя МВД. У вас достаточно организаторского опыта, воли и административного ресурса! "

Сегодня уже принят к действию первый документ по итогам работы коллегии - постановление правительства РТ, в котором учтены все претензии и требования заинтересованных сторон. А в общей программе работ по обеспечению жизнедеятельности и безопасности дорожно-транспортного комплекса на 2005 год определены конкретные обязательства каждого министерства, каждого ведомства республики.

В ближайшем времени в масштабах республики будет проведена ревизия технических средств организации движения, устранены существующие недостатки, до 1 июля выполнена дорожная разметка на основных магистралях, упорядочено формирование маршрутов городского пассажирского транспорта. Кроме этого, создана комиссия по междугородным пассажирским перевозкам, разработаны предложения по совершенствованию учебных программ подготовки водителей и жесткой, системы допуска к квалификационным экзаменам по медицинским показаниям.

Работа уже начата. По крайней мере, за все, что было сказано, предложено и зафиксировано теперь на бумаге с гербом Татарстана, членам коллегии придется держать ответ.