Человек с жезлом
КАКОВА ЖЕ ЕГО РОЛЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ?
Своими мыслями и наблюдениями о роли ГИББД во вмененной ее сотрудникам организации безопасности дорожного движения делюсь с начальником Управления ГИБДД по Саратовской области Павлом Роговым и начальником отдела ГИБДД УВД по Саратову Анатолием Рябовым.
Целая серия страшных дорожно-транспортных происшествий нынешним летом на дорогах России с большими безвинными человеческими жертвами наконец-то вынудила Президента России Дмитрия Медведева заставить Министерство внутренних дел страны серьезно заняться проблемой обеспечения безопасности на наших дорогах. По этой острейшей, давно ставшей сущим национальным бедствием проблеме, волнующей наше общество, каждый член которого - или водитель, или пешеход, министр Нургалиев также наконец-то провел специальное заседание и выступил с обращением ко всем. участникам дорожного движения. Было намечено немало, как всегда, хороших и действенных мер по наведению порядка на дорогах.
Но в связи с началом официального похода за безопасность на дорогах позволю себе четыре, на мой взгляд, замечания. Неужели надо было обеспокоиться всегда тревожной для страны и особенно Саратовской области ситуацией только в результате этих происшествий, что вообще реального будет сделано для того, чтобы наши дороги перестали быть гильотиной и могилой для своих жертв, какова роль в этом ГИББД, что она тут вообще может оперативно сделать, если в течение многих лет по существу ничего не делала? Я сомневаюсь, что, привыкнув работать именно так, как всегда и сейчас, а не как требует ее статус, она в короткие сроки, данные Президентом для исправления ситуации на дорогах, сможет кардинально перестроиться и начать выполнять свои прямые функции.
Как известно, сама аббревиатура ГИБДД расшифровывается как Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения. То есть, бывшие гаишники должны заниматься вопросами создания безопасности дорожного движения как в городах, так и на междугородних трассах. К большому сожалению, вместо того, чтобы напрямую поднимать перед властями всех уровней проблемы создания нормальных дорог, а не проезжей части, как у нас в Саратове и райцентрах, создания безопасных пешеходных переходов, наконец, наказывать нерадивых и порою наглых водителей за присущую нашему городу парковку на пешеходных дорожках, что вынуждает пешеходов выходить на проезжую часть и подвергать свои жизни смертельной опасности, бороться за нанесение повсюду дорожной разметки, которая сейчас почти везде стерлась, за установку светофоров на перекрестках, из-за отсутствия которых на опасных участках сталкиваются машины, травмируются и гибнут люди, наша ГИБДД приучила себя и всех водителей: человек с жезлом регулировщика только штрафует за превышение скорости, да за обгон в неположенном месте. За что и аббревиатура получила новую расшифровку "Гони Инспектору "Бабки" и Двигай Дальше". Конечно, обидно, конечно, легче спрятаться в кустах, навести на трассу "локатор", ловить и нещадно штрафовать любителей запрещенных скоростей куда легче, чем постоянно добиваться содержания дорог в требуемом состоянии и устанавливать светофоры. Что дает мне право сделать вывод: наша ГИБДД не только не добивается положенной организации дорожного движения, но даже не штрафует за вопиющие нарушения Правил дорожного движения, за оклейку стекол машин тонированными пленками, что, например, в Республике Беларусь категорически запрещено и сурово наказывается, как там же на 200 долларов штрафуют за разговор водителя во время движения по мобильному телефону. Не реагируют на стоянки автомобилей на пешеходных дорожках. Ваши подопечные сплошь и рядом на эти нарушения, создающие реальную угрозу безопасности движения, не обращают внимания. А можно было бы создать несколько поучительных прецедентов - глядишь, и другие нарушители задумались бы о последствиях.
Ваши люди, господа, прощают массу видимых нарушений. Особенно тем, кто ездит с номерными знаками "привилегированной" серии в ... оо. Осенью 2007 года на иномарке, постоянно обеспечивающей нужды сотрудников аппарата местного отделения "Единой России", я возвращался из Лысых Гор со встречи Вячеслава Володина с избирателями. Торопившийся водитель гнал "бибику" со скоростью 140 км/час и не обращал никакого внимания на ограничивающие скорость до 70 - 90 км/час знаки. На одном из участков машину засек сотрудник ГИББД, он помчался было с пригорка ей навстречу, размахивая жезлом, но, увидев знак с серией в 200 оо, вдруг отдал честь, явно полагая, что в ней несется милицейское начальство или какое-нибудь иное. Ответьте на мой первый Вам вопрос: "С какой стати и по какому праву прикомандированная к "единороссам" машина снабжена номерным знаком принадлежащей ГУВД области серии? " А также и на поставленные здесь вопросы о роли ГИБДД в организации обеспечения безопасности дорожного движения.
В результате хорошо видимого всем административного бездействия и невмешательства на саратовских дорогах царит фактически спровоцированный Вашей службой беспредел. Он не только в разрешении водить машины с тонированными стеклами и разговаривать по мобильнику, стоянках машин на тротуарах, но и в непринятии действенных мер по обеспечению безопасности. Особенно это касается установки светофоров на опасных перекрестках. К большому сожалению, в последнее время они практически не появлялись там, где особенно нужны. Понимаю, они очень дорогие, но что может быть дороже человеческой жизни, которую светофоры оберегают от гибели?
Один из проблемных нерегулируемых перекрестков в Саратове находится на пересечении улиц Рахова и Новоузенской и давно стал местом "суровой битвы" машин. Чуть ли не каждую неделю здесь сталкиваются и бьются автомобили, травмируются, а порой и погибают водители и пешеходы. Самая страшная авария там произошла ровно пять лет назад: молодая мадам со скоростью свыше 90 км/час беспечно неслась по второстепенной дороге, вылетела на перекресток, сбила и уложила на бок "Москвич-"пирожок", попутно задавила пожилую женщину и протаранила киоск. Совсем недавно другая мадам, гостья из Самарской области, протаранила своим "Рено" недешевый "Хендай" и, дабы не "поцеловаться" еще и с дорожным столбом, влетела на пешеходную дорожку, где, к счастью, в этот момент не было людей. Авто виновницы тоже было серьезно "травмировано". Скажите, пожалуйста, скольким машинам надо пострадать, скольким людям оказаться покалеченными или принудительно, в результате аварий, уйти на тот свет, чтобы ваши службы и городские власти, наконец-то сделали перекресток регулируемым? Или это вообще никому не надо?
А вообще-то получается, что ГИБДД вообще ничего не надо по своим прямым-обязанностям. С начала апреля месяца, будто издеваясь над Вашими сотрудниками, некий 26-летний водитель АН - ин вволю разъезжает на своей с тонированными стеклами "девятке" без регистрационных знаков. Первый раз его штрафанули за это и наклейку вместо положенного стандартного номера прозрачной пленки с символами о 000 оо 64 RUS и за нерегистрацию машины в положенные сроки. Шалунишка обещал исправиться, снял наклейку с липовым знаком и на задней панели вместо номера нарисовал черной краской три шестерки. Увидев летом эту машину на том же самом месте, припаркованной возле жилого дома, я позвонил в дежурную часть городской ГИБДД, там пообещали найти злоумышленника и даже сурово, судом, наказать. Это, увы, были лишь благие намерения. Через несколько дней в городской ГИБДД мне упорно доказывали, что к водителю претензия появится, когда он будет застукан на своей движущейся машине, мол, на стоянке не снабженная регистрационным знаком даже незарегистрированная машина не может считаться нарушителем. Как будто из гаража она не едет по дорогам, а поднимается на парашюте и в нужном месте на нем же опускается.
Да бросьте, господа, нести нелепицу, кто поверит в эту чушь? Благодаря такой любви к своей молодой персоне водитель по-прежнему не регистрирует машину и разъезжает без номерных знаков, чем бросает вызов сотрудникам ГИБДД, чья беспринципность позволила ему беспредельно и цинично распуститься, а они в ответ спокойно проглатывают "плевок" и продолжают не видеть вопиющих нарушений, за что за рубежом тот бы давно отправился за решетку.
После общения с сотрудниками Вашей службы делаешь печальный вывод, что в нее обращаться абсолютно бесполезно. В июне житель одного из домов в Октябрьском районе обратился с заявлением лично к господину Рябову и просил выяснить, чьи две машины давно стоят в его дворе. Одна, с номерным знаком, там безвыездно простаивает с прошлогодней весны, другая, "копейка", без номерного знака, с постоянно открытыми дверями и багажником, - с весны этого года. Заявитель ни разу не видел, чтобы их владельцы пользовались ими. Он просил Рябова проверить, не находятся ли эти две машины в розыске, установить их хозяев и узнать у них, надолго ли машины встали во дворе "на якорь". Через два дня заявителя вызвали спешно в городскую ГИБДД и заставили написать, что претензий к ней он не имеет никаких, поскольку хозяева-де установлены. Но заявитель не получил ответа на волнующий его вопрос, как долго еще эти машины будут "украшать" двор его дома? Или ГИБДД это тоже не волнует?
Что же действительно беспокоит ГИБДД? Со слов других водителей и ссылаясь на свой практический опыт вождения, скажу, что, призванный помогать водителям в различных ситуациях на дорогах, сотрудник с жезлом реально превратился в сборщика штрафов за мелкие нарушения, подчас за нарушения, которых вовсе и не было. Эта вакханалия обостряется, как заразная болезнь, обычно в конце каждого месяца, когда, по всем признакам, надо выполнять пресловутый план по штрафам. Тогда-то и начинается ничем не прикрытая охота на водителей. Гнобят их Ваши сообразительные сотрудники по любой причине. И даже когда ее просто нет. Так было дважды со мной, за 20 лет практического вождения ни разу (! ) не нарушавшего правила Дорожного движения и потому ни разу не штрафовавшегося. Но однажды утром 27 июня 2007 года от остановившего мою машину возле завода зуборезных станков сотрудника ГИБДД я узнал, что имею массу нарушений. Якобы для проверки документов остановивший меня гаишник ничего крамольного в них не обнаружил, как и несколько секунд назад нарушения правил проезда мною пешеходного перехода, и вдруг потребовал от меня пройти в машину. "Зачем? " - поинтересовался я. - "Вам там все объяснят! " Он передал своему коллеге все мои документы, а я в это время положил в нагрудный карман куртки диктофон, который и записал прелюбопытный диалог, изучаемый мною на досуге с большим удовольствием. Небрежно и мельком взглянув на мои документы, тот вдруг огорошил меня вопросом "Вы почему не заплатили штраф за нарушение ПДД? " - "Каких? " - только и удивился я. - "За вождение в пьяном виде! " - "Да я вообще непьющий, какое же может быть нарушение? " Инспектор понял, что хватил лишку, и сразу спросил, почему я не заплатил штраф за неподчинение знаку. - "Да никогда не штрафовался, если сомневаетесь, "пробейте" по вашей базе данных" - снова сказал я и, зная, что проверка покажет отсутствие претензий ко мне, а также поняв, к чему в итоге клонит явно затрудняющийся с новыми вопросами инспектор, я спросил его: "Если вы испытываете трудности, какое же мнимое нарушение мне приписать, то я вам ничем не помогу, и вообще, сколько вы здесь еще будете безосновательно удерживать? " А сам вынул из кармана диктофон, откуда, кроме диктофона, предательски выпала пятисотрублевая купюра. Видимо, поняв, что придираться ко мне - себе дороже, инспектор поглядел в окно, на диктофон и деньги и вежливо отпустил: "Идите". И на том спасибо милейшему и добрейшему из добрейших...
Господа, Вы поняли, чего в итоге добивался от меня, безвинного, ваш подчиненный, на что он меня провоцировал?
Еще один случай из моей практики, имевший место в начале минувшего июня. Выезжая слева со второстепенной дороги на главную к старому мосту через Волгу в Энгельсе, я достаточно долго ждал, когда слева и справа от меня проезжая часть освободится от машин, чем задержал вереницу остановившихся за моей машиной иномарок. Но самое интересное, соблюдением ПДД я почему-то вывел из терпения стоявшего напротив инспектора ГИБДД. Едва перпендикулярная полоса освободилась и моя машина наконец-то тронулась с места, он махнул мне своим жезлом. Объясненная им причина безосновательной придирки состояла в следующем: "Вы задержали движение машин". Очень хорошо помню, что такого нарушения нет и в помине, а инспектор, явно рассчитывая на мою неосведомленность в них, решил просто придраться. И потому я ему твердо сказал, что такого нарушения нет, и спросил, что мне в таком положении оставалось делать - подставлять свою машину под колеса несущихся справа и слева? До инспектора дошло, что в своем рвении он дошел до крайности, и, чтобы исправить неловкое положение, в которое сам себя же себя вогнал, поинтересовался, не выпил ли я на отдыхе, и попросил дыхнуть ему в лицо, будто там находился определитель спиртоградусов. Тут тоже не к чему было придраться, и я с легкостью его инспекторской души был отпущен.
9 марта нынешнего года, восьмой час вечера. На остановке возле 11-й Энгельсской средней школы ожидаю автобус и вижу, как в течение пяти минут инспектор ГИББД останавливает по очереди мчащиеся явно выше скорости 60 км/час четыре машины. И всех их тут же отпускает, потому как каждый водитель буквально тыкал ему в нос какие-то "весомые" удостоверения. Я спросил его, неужто все эти документы из Администрации Президента РФ? Инспектор только грубо попросил не вмешиваться не в свои дела и отправиться очень далеко. Вот так они, пользуясь своей властью жезла и положением Бога на дорогах, разговаривают с теми, кому до долгу службы должны служить и помогать. Скажите: "Удостоверения каких организаций служат их владельцам охранной грамотой, почему Ваши люди по-холуйски пресмыкаются перед ними, давно разделив всех нарушителей на дорогах на две категории: наказуемых и прощаемых? Это, по-Вашему, и есть демократическая справедливость"?
Полагаю, мои вопросы имеют право быть заданными, равно как надеюсь получить на них Ваши исчерпывающие ответы.
С уважением, Владимир ЕФИМОВ.