СВОБОДНО КОНВЕРТИРУЕМЫЕ ЗВЕЗДЫ
В наше время спорт уже перестал быть просто состязанием за очки, рекорды, секунды. Сегодня спорт - ярмарка тщеславия, где судьба высших достижений напрямую зависит от объема капиталовложений.
Именно бизнес определяет, каковы будут задачи, цели и, в конечном счете, спортивные итоги. Самое коммерческое предприятие, на мой взгляд, это футбольная Лига чемпионов. Спор между командами уже давно вышел за рамки футбольных полей. Как это проявляется? Например, в борьбе за игроков-звезд, которые приводят свой новый клуб к итоговому триумфу. После приобретения Абрамовичем "Челси" и коренного обновления состава команда в первый же год в чемпионате Англии заняла второе место, а в этом году победила во внутреннем чемпионате. Финансовые вливания Романа Абрамовича превратили задыхающегося от долгов аристократа - команду юго-запада Лондона - в один самых мощных мировых футбольных клубов. Хотя по котировкам акций и их доходной части "Манчестер" все же превосходит "Челси". Уверен, пока.
С другой стороны, есть мадридский "Реал", сосредоточивший у себя самых высокооплачиваемых футболистов в мире: Лэвида Бэкхема, Зинедина Зидана, ряд других. Говорят, что сумма контрактов этих звезд начинается с 30 миллионов долларов... А результатов у команды нет. Провал в Лиге чемпионов, неудачное выступление в первенстве Испании, уже на протяжении нескольких лет чехарда тренеров. К тому же долг команды - 400 миллионов. "Челси" повезло больше - Абрамович долг выплатил.
БЮДЖЕТ И РЕЗУЛЬТАТ
Помимо единовременных "пожертвований", в большом спортивном клубе должно быть сочетание трех составляющих: "играющего" состава, сильного тренера и эффективного менеджмента. В этом случае можно рассчитывать на результат в виде систематического поступления денежных средств. Каковы механизмы?
Один из очевидных способов - интерес зрителей к тому или иному виду спорта. Причем этот интерес легко конвертируется в значительные суммы. Итальянский клуб "Милан" за домашний матч полуфинала с голландским ПСВ выручил 2 миллиона 521 тысячу 835 евро. Эта сумма складывается из ряда компонентов. На стадион Сан-Сиро пришло 70 тысяч болельщиков, плюс отчисления от телевизионных прав по Европе и Латинской Америке, плюс рекламное время.
Только за шесть матчей, сыгранных "Миланом" в Лиге, по приблизительным подсчетам, клуб заработал около 15 миллионов евро. Это сумма сопоставима с бюджетом половины команд российской Премьер-лиги.
Кроме того, УЕФА платит клубам бонусы за ничью, а в случае победы в Лиге чемпионов команда получает 24 миллиона швейцарских франков. Зрительский интерес определяет приоритет в телетрансляциях и в нашей стране. Правами на показ престижнейшей Лиги чемпионов на территории РФ владеют НТВ и НТВ+. Три года назад был заключен контракт, по которому НТВ обладает наземными правами, НТВ+ - кабельными и спутниковыми. Сумма контракта - три миллиона долларов. НТВ+ отбивает вложения за счет абонентской платы. 300 тысяч официальных подписчиков платят ежемесячно 40 долларов, получается, что месячный оборот канала - 12 миллионов.
За счет прав на трансляцию Лиги чемпионов, безусловно, самого зрелищного и ликвидного на сегодняшний момент спортивного соревнования, значительно расширяется аудитория телеканалов. К сожалению, наше внутреннее первенство уже не столь популярно с коммерческой точки зрения. Российское футбольное руководство вынуждено чуть ли не навязывать телеканалам трансляцию футбольных матчей с участием отечественных клубов.
Ситуацию может исправить удачное участие московского ЦСКА в Кубке УЕФА. Ожидается, что успех армейцев способен привлечь серьезных инвесторов в российский чемпионат и в его надлежащее освещение в телевизионных СМИ.
Пока таким инвестором остается вездесущий Роман Абрамович, предприятие которого "Сибнефть" является титульным спонсором не только ЦСКА, но и хоккейного клуба из Омска "Авангард". Сибирской команде в минувшем сезоне удалось даже привлечь под свои знамена звезду мирового хоккея мультимиллионера Яромира Ягра.
ОХОТНИКИ ЗА ЧЕМПИОНАМИ
Исключительно коммерческое мероприятие - Олимпийские игры. Это большой спектакль, где существует закулисная режиссура, где многое уже распланировано и обговорено - кому какая победа нужна. Эти договоренности называются бонусами.
От первоначальной идеи барона Пьера де Кубертена в наши дни остался лишь антураж. Необходимо учитывать, что коммерческие интересы на Олимпиаде тесно соприкасаются с интересами политическими, и остается только догадываться, за какие результаты можно не только получить финансовые дивиденды, но и подтянуть свое общественное паблисити. Например, не совсем понятно, каков критерий попадания на Олимпиаду некоторых видов спорта, не имеющих всемирного распространения, - например, таких, как фристайл, керлинг, шорт-трек, скелетон. Но если посмотреть на состав участников, то становится очевидным, что ведущие позиции в этих видах спорта принадлежат преимущественно американским спортсменам. В то же время такой старейший вид спорта, как бенди (русский хоккей), где доминируют Россия и Швеция, но никак не США, уже многие годы не может получить статус олимпийского.
Непростые времена переживает в настоящий момент "Формула-1". В 2006 году гонки покидают табачные производители - основные спонсоры соревнований. Ситуация критическая. Организаторы престижной игрушки для богатых взрослых в панике. Их дело пребывает в глубоком кризисе. Выход? Искать и находить новые формы и рынки, а возможно, и новых чемпионов. Не секрет, что обойма победителей этих соревнований не так широка. Чем титулованней чемпион, допустим, Шумахер, тем дороже обходится каждая его победа устроителям турнира.
Однако пока "Формула-1" остается весьма консервативным мероприятием. Долгое время вложения в гонки носят в основном имиджевый характер, что не позволяет сделать соревнование рентабельным.
Приведу другой пример. Бобслей считался буржуазным видом спорта, в числе его ярых поклонников князь Монако Альбер Гримальди. Тремя китами были страны: Швейцария, США и Германия. После того как компания "Автолайн" стала партнером Российской федерации по бобслею и сборной России, бобслейная команда начала побеждать и по итогам этого сезона стала лучшей в мире. Такого в истории этого вида спорта не было. Более того, победа наших спортсменов спровоцировала западный бизнес вкладывать еще большие средства в свои команды. Безусловно, такую поддержку положительно оценивает государство, учитывая политическое значение спорта. Возьмем самый яркий пример - выступления Марии Шараповой. Эта талантливая теннисистка в 15 лет заставила говорить о себе, в 17 - выиграла самый престижный теннисный турнир. И тут же начался всесторонний пиар Марии. Это - медаль с оборотными сторонами.
С одной стороны, это выгодно как самой Марии, так и известной промоутерской компании IMG, с которой у Шараповой заключен контракт. С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, это технология продуманного увода теннисистки от спорта.
Методика отработана на Ане Курниковой. Ей открыли другую реальность: мир бомонда, а не спорта. В результате Курникова сломалась, не выиграла ни одного турнира. Как среагировал на это бизнес? Фирма "Адидас", у которой с Курниковой действовал контракт, была вынуждена его расторгнуть. По той простой причине, что реноме компании и теннисистки-неудачницы не совпадали. Исторически "Адидас" работает с чемпионами, с триумфаторами. Компания пошла на уплату неустойки, но предпочла сохранить свою репутацию.
Некоторые специалисты утверждают, что если бы Курникова сосредоточилась на своих спортивных достижениях, а не на светских вечеринках, возможно, она добилась бы высоких результатов. Сегодня Мария Шарапова является самой богатой спортсменкой в мире. Сумма ее контрактов уже перевалила за отметку в 100 миллионов долларов.
Если Шарапова примет американское гражданство, к ее договорам можно смело прибавлять много нулей. И американцы очень заинтересованы в том, чтобы Мария, живущая уже 10 лет в Америке, выступала за эту страну. На нее оказывается колоссальное давление.
Перед матчем Кубка Федерации, в котором сборная России должна была играть с итальянками, Шамиль Тарпищев лично летал на переговоры с ней и ее отцом. Мария отказалась, сославшись на напряженный график тренировок и выступлений. На поверку все оказалось не так однозначно. По слухам, IMG просто запретила ей играть тот матч. Противостояние продолжается. Отец Марии Шараповой, опять-таки по слухам, после триумфа дочери на кортах Уимблдона прилетал в Москву на встречу с президентом Путиным. Через некоторое время Шарапова заявила, что на Олимпиаде в Пекине она будет играть за сборную России. Как разрешится данная ситуация, остается только гадать, хотя ее исход для многих очевиден уже сейчас.
Американцы бьются за Шарапову потому, что она лучшая, и потому, что у них очевидные проблемы с кадрами. Как это ни парадоксально, но самая перспективная молодежь - в России, у нас до сих пор имеются уникальные экземпляры. Именно таких талантов, начиная с детского возраста, отслеживают по всему миру дотошные агенты IMG с целью в недалеком будущем получить огромные дивиденды. Компания всегда помнит о своих интересах, и контракт со спортсменом составляется таким образом, что прибыль значительно превышает сумму затрат на раскрутку той или иной звезды.
ПЛАТА ДОПИНГОМ
Спортсмен становится в некотором роде заложником своих промоутеров. Без их согласия и ведома он не может сделать порой и шага. Скажем, Дэвид Бэкхем согласовывает с IMG процесс смены клуба, съемки в рекламе и даже свой внешний вид. А американская федерация женского футбола задолжала IMG крупную сумму за то, что сборная США снялась обнаженной в полном составе в одном из популярных журналов, сделав это без согласования со своими промоутерами.
В бизнесе договориться можно. В спорте - нельзя. Спорт - бизнес бескомпромиссный. Важен только результат. Одним из главных средств для достижения результата остается допинг. Его употребляют все. Не всех ловят. Недавно на итальянских каналах прошел скандальный видеосюжет, в ходе которого одному из ведущих итальянских игроков Фабио Каннаваро врач делает укол запрещенного ныне препарата в преддверии финала Кубка УЕФА 1999 года, который, кстати, игрался в Москве. С одной стороны, борьба с допингом проходит под знаменем борьбы за чистоту спортивных достижений. С другой стороны, и это уже секрет Полишинеля, допинг - один из ловких способов устранения конкурентов на арене, и даже борьба фармакологических лабораторий.
Идет своеобразная медицинская "гонка вооружений", в ходе которой медицинские компании вынуждены создавать все более высокотехнологичные препараты, соответственно требующие вливания все больших денежных средств. Отстающая в этой борьбе Россия вынуждена возвращать золотые медали за положительные допинг-тесты своих спортсменов (лыжники, легкоатлеты). Отсюда прослеживается прямая взаимосвязь с растущими финансовыми аппетитами спортивных звезд и проблемой допинга. Обеспечить нужно не только безбедную старость. Требуется также компенсация за подорванное здоровье, причем не только из-за изнурительных тренировок, сколько вследствие приема сомнительных стимуляторов. Снежный ком неминуемо обернется всеразрушающей лавиной.