Алонсо такой молодой, Шумахер опять позади
Наш корреспондент Павел САДКОВ побывал на Гран-при Европы в автогонках класса "Формула-1"
В "Формуле-1" все было плохо. Бравады самого роскошного вида спорта в мире хватило на несколько лет. Но доминирование в гонках немца Михаэля Шумахера убило и интригу, и азарт, и романтику. Но самое главное - прихлопнуло телевизионные рейтинги, распугало спонсоров. Из "Формулы-1" стали оттягиваться деньги.
Нет, на жизнь хватало, запах бензина и дорогих сигар щедро сдабривался ароматом шампанского и потом от комбинезонов. Здесь богато, но стильно. Главная фенечка королевского цирка - светскость. Тут не просто механики, а королевские механики. Даже протиральщик шлемов вечных аутсайдеров из "Минарди" -породистый дядька. Он запросто может перемигнуться с каким-нибудь принцем или кинозвездой. Именно за это люди и платят бешеные деньги за членство в паддок-клубе. Вовсе не за икру и вино, не за возможность минут двадцать по страшной жаре прогуляться мимо разобранных по детальке машинок. Даже не за шанс получить локтем от пробегающих мимо Шумахера или Райкконена. Платят за право глотнуть атмосферы высшего света. Хоть ненадолго.
Абрамович не спас "Формулу"
Но основные доходы зависят от телетрансляций. Два года назад Берни Экклстоун, гениальный создатель гоночного мифа, хитрый лис и фактический владелец "большого цирка" , упустил супершанс. На трассу в Нюрбургринге приехал тогда еще скромный миллиардер из России Роман Абрамович. Они долго разговаривали. На следующий день Роман Аркадьевич купил "Челси". Недооценил Экклстоун гостя.
Потом было поздно. Караваны грузовиков, напичканных новейшими техническими наворотами и самыми быстрыми и дорогущими машинами в мире, в бешеном темпе носились по миру в погоне за зрителем, деньгами и рекламодателем. "Ф-1" добралась до Турции, Китая, Бахрейна. Шумахер побеждал. Зритель вопил от восторга. Но денег становилось все меньше.
Что случилось с Шумахером?
Сезон 2005 года положил конец темным временам "Формулы-1". У великого немца фанатов не убавилось, а вот поклонники остальных команд оживились. За первые шесть этапов трижды выигрывал испанец Алонсо, дважды - финн Райкконен и один раз - итальянец Физикелла. Что случилось с Михаэлем, который пять лет подряд даже приблизиться к себе никому не давал, непонятно.
Говорят, основная причина в шинах. "Феррари" традиционно предпочитает "Бриджстоун". Надежнее стали машины команд "Рено" и "West Mclaren Mersedes". Но, честно говоря, этих причин кажется мало. Есть даже версия, что Шумми "попросили" притормозить, чтобы вернуть интригу гонкам. Но это предположение из разряда безумных. Впрочем, сам "красный барон" изменился. Охотнее раздает автографы. Меньше скрывается от фото- и телекамер, выслушивает бравады конкурентов, но от титула отказываться не торопится.
Кто фаворит?
Седьмой этап сезона - Гран-при Европы в Нюрбургринге - потенциально имел двух триумфаторов. По всем раскладам победить должен был финн Райкконен из "Макларена". Он в блестящем стиле выиграл два предыдущих этапа. Скорость и надежность его машины не вызывали сомнений. Помешать ему могли только злой рок или Шумахер, в очередной раз собирающийся "вернуться".
Беда "Феррари-2005" - квалификация. Места на старте, как известно, распределяются перед гонкой. Пилоты проезжают по два круга, кто быстрее, тот и занимает более выгодную позицию. Шумахер занял только десятое место. Райкконен был вторым. A pole position (первое место на старте) достался Нику Хайдфельду из "Уильямса". Лидер чемпионата Алонсо оказался шестым.
Колесом по мечте
Сначала на старте заглох Физикелла из "Рено" , и гонку начали второй раз. А начав, едва не закончили. Австралиец Уэббер из "Уильямса" грохнул обгоняющего его колумбийца Монтойю. В результате сразу несколько машин вылетело с трассы. Вернулись все, кроме Уэббера, но уже с меньшими шансами на успех. Всю гонку лидировал
Райкконен, иногда пропускал вперед конкурентов, но возвращался на законное место и победно ревел мотором. Но за несколько кругов до финиша стало очевидно, что передние подвески его машины, мягко говоря, не в форме. Алонсо, который шел вторым с приличным отставанием, отыгрывал по секунде-две на круге, и все равно Райкконен должен был побеждать. И победил бы, но за круг до финиша подвеска развалилась, а огромное колесо "Макларена" грохнуло финна по голове и взлетело к небесам. Машина врезалась в отбойник. Гонка закончилась победой обалдевшего от внезапного счастья Алонсо.
Что дальше?
После семи этапов в чемпионате мира лидирует Алонсо. У него 59 очков. Второе место делят Райкконен и Трулли из "Тойоты" - по 27 баллов. Испанцу Алонсо достаточно постоянно добираться до подиумов, чтобы выиграть титул самого быстрого человека планеты. Райкконену и Шумахеру теперь надо только побеждать. И как можно чаще. Впрочем, все возможно, впереди еще 12 этапов. В Кубке Конструкторов, в котором соревнуются команды, лидирует "Рено" (76 очков), у "Макларена" - 53. Ребята из "Феррари" только пятые (31 очко).
Когда нам гордиться?
Со следующего сезона будет и команда с российской пропиской - "Мидленд". Ее создает канадский бизнесмен российского происхождения Алекс Шнайдер. Для начала он купил уже действующую конюшню "Джордан" , ее желтые болиды движутся все медленнее и бьются за последнее место. Но через год от новой команды ждут чуда.
Впрочем, акулы формульной прессы не слишком обольщаются, один известный британский журналист заявил: "Мне кажется, мистера Шнайдера обманули, долгов у "Джордана" оказалось больше, чем он ожидал. Я думаю, сейчас он уже охладел к своей идее. Впрочем, не знаю. Не совсем понимаю этих русских".
Пока формульный мир не особо боится русского нашествия, мы не японцы с их "Тойотой" , но наши деньги ничуть не хуже.
Германия. Фото автора.