Перейти к основному содержанию

Главная      ШУМАХЕР МОГ ПРИЕХАТЬ НА ЮБИЛЕЙ КАЛИНИНГРАДА!

ШУМАХЕР МОГ ПРИЕХАТЬ НА ЮБИЛЕЙ КАЛИНИНГРАДА!

Гонки "Формулы-1", шикарный гидропарк, огромный "висячий" мост... "Комсомолка" вспоминает грандиозные проекты, которые могли бы сделать 750-летие города незабываемым

Гран-при Калининграда

Идея построить у нас автодром класса "Формула-1" появилась в 1993 году. Инициатором проекта было некое акционерное общество "Ариес". Адрес у компании значился в Москве. Что это за организация была такая и какое отношение имела к гонкам, известно не всем. Но тогда загадочный "Ариес" взялся за дело со всей серьезностью.

4 января 1994 года мэрия постановила выделить компании 230 гектаров заболоченной земли у поселка Прегольский. Судя по бумагам, "Ариес" намеревался построить там автодром с трибунами на 300 тысяч мест, гостиницу, выставочный комплекс, посадочные площадки для вертолетов (!), VIР-паркинг и места для кэмпинга.

В общем, оставалось только построить. Но после того как землю передали "Ариесу", о компании - ни слуху ни духу. По одной из версий, предпринимателей отпугнула реакция калининградской общественности. Средства массовой информации дружно осмеяли идею. Почему-то не поддержали местные представители автоспорта. В конце концов, пробросила проект и администрации области. Бизнесмены ушли.

В 2001 году "формульскую" землю частично передали совсем другим людям. А вместо Калининграда свою первую гонку Гран-при через несколько месяцев проведет Турция. Проект трассы в этой стране тоже разрабатывался с 1994 года.

Кембридж Октябрьского района

В 1992 году Калининград едва не обзавелся спецшколой международного класса. Администрация Октябрьского района замахнулась построить учебное заведение типа британских Оксфорда и Кембриджа.

Кроме шикарных учебных корпусов, рядышком возвышался бы интернат для проживания учеников и жилые дома для преподавателей. О твердости намерений говорит то, что по заданию администрации Октябрьского района к разработке приступил было Московский центральный научно-исследовательский и экспериментальный институт учебных зданий. Но в итоге и эта идея заглохла.

Новые Васюки

Загадочное место Озерки расположено на мощнейшем отшибе от основного городского массива. Как там живут люди, остается удивляться. Ни канализации, ни газоснабжения, ни электропитания в Озерках нет.

В середине 90-х годов вот эту самую глухомань собирались "вывести в люди". Провести туда коммуникации, глобально застроить местность многоэтажками и получить в итоге благоустроенный спальный район с выходом на Окружную. Но когда реально осознали, какими силами дастся эта стройка...

И поныне в Озерках тихо, спокойно и туалет на улице.

Слишком большой цирк

Построив незабываемый Дом Советов, московские архитекторы хотели оставить еще один образчик своего творчества на улице Клинической. Около здания телерадиокомпании "Калининград" они задумывали огромный цирк. Вроде того, что стоит на Цветном бульваре в самой Москве.

Строительству помешал здравый смысл тогдашних градоначальников. Они логично посчитали, что в общем-то небольшому городу такое крупное заведение и не нужно. И на этот раз оказались правы! Сегодня вряд ли кто-то возмущается, что около Нижнего озера есть большой зеленый пустырь вместо красивого, но бесполезного сооружения.

Гидропарку придерживают местечко

В генеральный план Калининграда гидропарк заложили еще в 1964 году. Место ему отвели на острове, на огромном , заболоченном пустыре. Проектировщики хотели бы видеть там несколько аквапарков и стадионов.

Годы идут, и объект кочует из одного генплана города в другой. Собственно, поэтому на пустыре

и не строят ничего другого -

держат место. Еще советские архитекторы здраво рассудили, какие выгоды может сулить городу такое сооружение.

Но сначала ждали государственного финансирования, сегодня - коммерческого. Пока что нет ни того, ни другого. Однако и в следующий генплан пустырь войдет под своим гордым названием - "гидропарк".

"Висячий" мост

В третьем генплане подряд существует проект гигантского вантового моста. Он должен соединить улицы Галицкого и Железнодорожную. Длина сооружения не меньше километра, а высота даже больше, чем у эстакадного (это чтобы яхты свободно проходили по Преголе).

По предварительным подсчетам, гигант обойдется в сотни миллионов рублей. Из-за чего строительство пока и не начинают. Интересно, что по проекту не пришлось бы сносить существующие сооружения при возведении моста.

***

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Татьяна КОНДАКОВА, главный архитектор Калининграда

- Четкой позиции по вопросу, каким должен быть город, до сих пор нет. Нужно ли возвращаться к немецкой архитектуре? Или посносить здесь все и построить заново, по-современному?

Конечно, ошибкой или вынужденной мерой был советский подход. Когда нелепые хрущевки врезали в прежнюю архитектуру безо всякого соотношения стилей. Но и сейчас происходит нечто похожее. Компании стремятся поскорее построить, поскорее вложить деньги в новую недвижимость. А профессиональных архитекторов и дизайнеров в регионе для этого объема не хватает.

Есть надежда, что картина изменится после юбилея. Мы проведем здесь фестиваль архитектурных идей. А после юбилея - международный архитектурный конкурс.

Михаил ЯНОВСКИЙ. Фото из архива "КП".