Перейти к основному содержанию

Главная      "Формула-1": Михаил на смену Михаэлю?

"Формула-1": Михаил на смену Михаэлю?

Для "Формулы-1" в России наконец-то зажегся зеленый свет. Уже на старт первого в нынешнем сезоне "Гран-при Австралии" 4 марта выйдут болиды первой российской, пускай и условно, команды "МидлэндФ-1". Правда, в чемпионате мира-2005 команда будет именоваться "Джордан Гран-при" и использовать мотор "Тойота". Но уже со следующего года название команды изменится, а "Джордан". который принял первый старт в "Формуле-1" в 1991 году и в котором тогда начал свое выступление в "Королевских гонках" 7-кратный чемпион мира Михаэль Шумахер, уйдет в историю.

Русские наступают

Фавориты стартующего сезона все те же. Помимо "Феррари", это "Макларен", "Уильямс", "Рено" и присоединившийся к ним в прошлом году "БАР", который неожиданно завоевал 2-е место в Кубке конструкторов. Но чем черт не шутит, может, "обрусевший" пока еще "Джордан" преподнесет приятный сюрприз. Кто знает?

В конце января "конюшня" теперь уже экс-владельца ирландца Эдди Джордана была продана компании Midland Group за $50 млн. Новым хозяином и главой этой фирмы, которая зарегистрирована в Торонто и занимается международной торговлей и инвестициями, является 36-летний миллиардер Алекс Шнайдер, родившийся в Санкт-Петербурге и имеющий российские корни. Интересно, что директором по маркетингу команды в нашей стране стал внук первого президента России Борис Ельцин-младший.

В пятницу, 25 февраля состоялась презентация нового болида, красочная церемония представления которого прошла в Москве на Красной площади.

- Я вижу фантастические возможности у новой команды с российским участием, - заявил на ней бывший босс "желтой конюшни" Эдди Джордан. - Очень многого стоит, что мы провели свою презентацию в самом сердце вашей столицы - на Красной площади. Спасибо российским поклонникам "Формулы-1", от которых мы получили огромную поддержку, поверьте, это имеет большое значение.

По словам спортивного директора команды "Джордан Гран-при" Тревора Карлина, главная задача команды в стартующем сезоне - "побить" "Минарди", "Ред Булл" и "Тойоту". Реализовывать ее призваны два новичка "Больших призов" - 28-летний португалец Тьяго Монтейро и первый в истории "Королевских гонок" индийский пилот Нэрэйн Картикен.

- Задача-минимум - удержаться в команде на этот сезон, максимум

- остаться в "Формуле-1"на 10 лет,

- заявил 28-летний индиец. - Я никого не боюсь, просто буду делать свою работу.

В перспективе за "Мидлэнд" может гоняться российский гонщик. "Мы должны обучать российские таланты. С этой целью мы будем работать с командой европейской "Формулы-3". Но, к сожалению, мы не можем просто прилететь в Россию и выбрать любого гонщика", - говорит менеджер команды Колин Коллс.

Остается вопрос: кто из российских гонщиков через год-два может занять место в кокпите? Руководство "Джордана" намерено пристально присмотреться к нашим талантливым пилотам, прежде чем полностью трансформироваться в команду "Мидлэнд Ф-1".

В последнее время чаще всего упоминаются имена нескольких наших талантливых пилотов, среди которых чемпион серии "Ле-Ман" 2004 года, 22-летний Роман Русинов, ставший тест-пилотом команды на следующий год.

- Самое главное в этом сезоне -это работа над машиной, то есть тестовые программы на новом болиде, который уже будет называться именно "Мидлэнд Ф-1", - заявил Роман. -Болид необходимо как можно лучше подготовить к новому сезону, и потом в конце года будет решаться: кто будет участвовать в 2006 году.

Однако в центре повышенного внимания боссов не только "Джордана", но и всей ."Формулы-1" -восходящая звезда отечественного автоспорта, победитель зимнего чемпионата Италии-2004 по кольцевым гонкам в классе машин "Формула Рено 2000" Михаил Алешин. 17-летний москвич, к слову, стал первым гонщиком из России, кому удалось выиграть соревнования такого рода.

- Да, я знаю владельца "Мидлэнд Ф-1"г-на Шнайдера и слышал о контактах с моим менеджером, -поделился в эксклюзивном интервью "РК" Алешин. - Будет очень хорошо, если они в этом вопросе достигнут консенсуса. Но я сам пока не в курсе всех деталей, надо подождать, пока все окончательно не прояснится. Посмотрим, хотелось бы выступать в "Формуле-1" за российскую команду.

"Охота" за Алешиным

Вообще на Михаила Алешина в мировом автоспорте в последнее время повышенный спрос - со следующего сезона российский гонщик станет частью "Ред Булл Рейсинг", чья команда также представлена и в "Формуле-1". Австрийская компания взяла его под свою опеку. В 2005 году Алешин будет продолжать выступать в гонках "Формулы Рено 2000" по-прежнему в составе команды "ЛУКойл Рейсинг", но на его машине и комбинезоне появятся логотипы "Красного Быка".

- Что подразумевает под собой ваш контракт с "Ред Буллом"?

- Это не контракт, а соглашение между "ЛУКойлом", чьим пилотом я являюсь, и австрийской компанией. Представители "Ред Булл" проявили инициативу по поводу моего спонсорства. После этого они договорились с нашей командой и, видимо, достигли какого-то соглашения. Я пока не знаю всех условий, но это не моя отрасль.

- Как будут строиться ваши отношения?

- Посмотрим, как будет развиваться сотрудничество, но я от него жду очень многого. Это очень хорошо, потому что немного российских спортсменов спонсировались за границей, обычно происходит все наоборот.

- Каким образом австрийская команда на вас вышла?

- Они пристально следили за моими выступлениями, особенно в конце этого года во французской "Формуле Рено". Я выступал в чемпионатах Германии и Европы. В первом занял 5-е место, а в Европе сложилось не очень удачно: трассы малознакомые.

- Расскажите поподробнее.

- Наша команда "ЛУКойл" в прошлом сезоне выставила свою команду с итальянским инженером. Нас совершенно там не уважали, косо смотрели, мол, русские, ничего не можете. Ну и как в "Формуле-1" бывает, есть топ-команды, которые пользуются привилегиями, а есть "конюшни" 2-го и даже 3-го эшелона. А стоило приехать два раза на подиум, отношение коренным образом изменилось. Мы существуем только первый год, а результат уже есть. Не каждая команда в дебюте может похвастаться подобными достижениями, а мы даже многие топ-команды обошли. Теперь в Европе нас уважают. И хорошо, что "ЛУКойл" создал команду, в России много молодых талантливых пилотов, надо просто их правильно продвигать. Это первая такая программа серьезной подготовки наших пилотов. И наша команда пока маленькая, но очень дружная, как единая семья. А по-другому быть не может, очень много времени проводим в Европе. Сезон состоит из 19 уикендов, но в каждом уикенде в отличие от "Больших призов" по 2 гонки. Они длятся по полчаса, за это время пилот проезжает по 20 кругов.

- Какие еще отличия по сравнению с "Формулой-1"?

- В "Формуле Рено" все машины одинаковые, нет разницы между моторами и шасси, поэтому, соответственно, все зависит только от гонщика.

- Кстати, мощность двигателя в болидах "Королевских гонок" около 900 "лошадиных сил". Сколько л.с. в болидах "Формулы Рено"?

- Примерно 200 "лошадок"

- На тебя положили глаз сразу две "конюшни" "Формулы-1". О чем еще может мечтать молодой пилот? Можно сказать, что дверь "Королевских гонок" для тебя приоткрылась?

- По поводу далеко идущих планов я не знаю, могу сказать одно: нынешний сезон я проведу в "Формуле Рено", буду по-прежнему выступать за "ЛУКойл", поскольку по возрасту меня пока никуда не пустят, еще очень молод. В нашем классе гонщики выступают до 20-22 лет. Что касается "Формулы-1", то естественно, это моя окончательная цель, до которой еще надо добраться. Без сомнения, хотелось бы стать первым российским гонщиком. И вот это соглашение между "Ред Буллом" и моей нынешней командой - первый шаг до намеченной цели. Но опять-таки все будет зависеть от меня самого и тех результатов, которые буду показывать. Буду стараться, и, думаю, все будет хорошо.

- Кстати, "Ред Булл" не первый год в "Формуле-1", уже много сезонов австрийцы спонсировали команду "Зау-бер".

- Все их отношения уже прекратились. Зачем им другую команду спонсировать, если есть теперь своя.

- "Ред Булл" приобрел "Ягуар", потому что поставщик двигателей "Форд" ушел из "Формулы", как вы думаете, почему?

- "Форд" сейчас покинул не только "Королевские гонки", но и автоспорт в целом. Значит, они сочли для себя это невыгодным. Ведь для чего автопроизводители приходят в гонки - чтобы продвигать свои машины на рынке. Видимо, их автомобили по своим качествам не устраивают. Но это нормально вполне, ведь там такие деньги крутятся.

О Злобине и Шумахере

- Почему до сих пор ни один россиянин не пришелся ко двору в "Формуле-1"?

- Да откуда ему там взяться? Не с неба же упасть? Не может человек просто захотеть, чтобы туда попасть. Во-первых, надо получить суперлицензию, а чтобы ее получить, надо участвовать в гонках класса GT (Grand Turismo) и набрать необходимые очки. Это кузовная гонка, мощность моторов там колеблется от 700 до 800 "лошадок".

- А что скажете о Сергее Злобине, у которого контракт с одной из команд "Формулы-1" -итальянской "Минарди", но пока ни одну гонку он за нее не провел, только на тестах он ее пилотировал в 2002/03 гг.

- Это мой наставник. Сезон-2001 в классе "Формула-1600" я провел за его команду. Он сам в позапрошлом году участвовал в российской "Формуле-3". У меня со Злобиным были очень хорошие отношения и сейчас с ним поддерживаю постоянные контакты. Теперь он как раз ездит в GT и набирает те самые очки. Было бы совсем неплохо, если бы он стал тем самым первым российским гонщиком. Но, конечно, хотелось бы и самому.

- Как он вам как гонщик?

- Сложно судить, мы с ним на трассе никогда не пересекались. Но перспектива, на мой взгляд, у него существует.

- Кумиры среди пилотов в "Формуле-1" у вас есть?

- В принципе мне все гонщики нравятся по отдельности, но на трассе нет равных Михаэлю Шумахеру. 7-кратный чемпион мира отличается тем, что он постоянно хочет выигрывать. Другие гонщики, допустим, становятся чемпионами и считают, что задача всей их жизни выполнена. А у Шумахера тормозов нет, и за счет этого он побеждает. То есть он выиграл гонку или чемпионат - и как бы все достижения для себя аннулировал. Для Михаэля начинается все с чистого листа, те же амбиции. Поэтому, я думаю, его рекорд - 7 чемпионских титулов - в будущем вряд ли под силу кому-то превзойти.

- Даже Михаилу Алешину?

- Понимаю ваш намек. Для начала надо в "Формулу-1" попасть и один титул завоевать, а там видно будет.

- Как вы относитесь к сравнению со своим немецким тезкой? Говорят, что в своей команде вы "на правах Шумахера в "Феррари", то есть безоговорочно первый и лучший.

- Это в очередной раз доказывает, что в "ЛУКойле" верят в меня. Надо обладать определенным умением, чтобы сплотить команду вокруг себя, а это дано не каждому гонщику.

- А как Шумахер вам как личность?

- Как человека я его не знаю. Вот из других действующих пилотов уважаю 22-летнего пилота

"Ред Булла" Кристиана Клина, очень приятный парень, мы часто с ним общаемся.

О себе

- Давайте совершим небольшой экскурс в недалекое прошлое.Свою первую гонку помните?

- Да, это было на трассе в Зеленограде, но первый блин получился комом, до финиша я тогда так и не доехал. Но уже в 1997 году я проехал полный сезон.

- 2002 год стал переломным, вы начали участие в европейских чемпионатах. Тяжело было привыкать к новым условиям?

- Поначалу сложно было, профессионализм там намного выше. Если в Европе участвует 120 пилотов, то у нас только 20. То есть разница была налицо, но большое спасибо моему бывшему инженеру Александру Викторовичу Потехину, который специально для меня создал машину.

- Вам было когда-нибудь страшно за рулем?

- Да, страх был, когда я первый раз сел в болид "Формулы-1600". Правда, спустя 5 минут я его переборол. Это был единичный случай в моей жизни, и вроде меня сейчас все считают бесстрашным.

- Что, "Формула-1600" на первый взгляд такая страшная?

- Нет, мне все-таки тогда было всего 13 лет. Вообще, на болидах этого класса в советское время все наши гонщики ездили, очень старые машины 20-летней давности. Это самая младшая из "Формул", но не первая ступень "Королевских гонок". Этого звания удостоена российская "Формула-3". Я выступал за команду "ЛУКойл Рейсинг" под руководством Евгения Малиновского (он был признан в 2004 году лучшим менеджером команды. - Прим, авт.), который меня многому научил, в частности технике пилотирования.

- Чем занимаетесь в межсезонье?

- Отдыхать особенно не приходится. Постоянные тесты. Вот в конце прошлого года была тренировка в Хересе, в январе в Австрии. Мы с инженерами пробовали новую машину в плане настроек.

О личном

- На личную жизнь времени хватает?

- Ну я же учусь в институте, где-то до обеда, потом в 3 часа иду в фитнес-клуб, уделяю особое внимание физической подготовке - в автоспорте это одно из самых главных. Освобождаешься где-то в лучшем случае часов в 8 вечера. В общем, загруженность полная. Иногда нахожу время встретиться с друзьями.

- Девушка у тебя есть?

- Да, ее зовут Мария. Она меня постарше и уже окончила институт.

- Как она относится к твоему выбору в жизни?

- Она сама фанатка. По-моему, тоже за Михаэля Шумахера болеет. Вообще за событиями в "Формуле-1" по возможности стараемся вместе следить. Правда, в прошлом году из-за загруженности удалось только один этап посмотреть. Поэтому побыть вдвоем тоже времени очень мало.

- Сложно совмещать учебу и карьеру?

- Честно, очень сложно. Но сейчас межсезонье, чуть полегче с этим, спокойно посещаю занятия. Но со стартом сезона все изменится, и я пока не знаю, как совмещать с гонками. Посмотрим, время придет, будем думать. Я же в год в Москве в общей сложности только 4 месяца провожу.

- Если встанет вопрос выбора?

- Такого вопроса не встанет, я надеюсь. Просто мне хочется развиваться в разных направлениях, хочется быть не только здоровым парнем, но что-то и знать. Хотел бы поступить еще в другой институт, чтобы получить знания по автомобильной тематике, но как оказалось, я знаю больше, чем там преподают.

- Своей машины у тебя ведь пока нет? Но какую хотел бы приобрести?

- Да, права я смогу получить только через два с небольшим месяца. Но без них, конечно, иногда сажусь за руль, правда, не на своей машине, но стараюсь не злоупотреблять. А так по достижении 18 лет я хотел бы приобрести либо новый отечественный автомобиль, либо подержанную иномарку. Посмотрим, еще дожить надо.

- В жизни какие-нибудь увлечения есть?

- Помимо спорта, интересуюсь музыкой, как себя помню, она всегда меня интересовала. На 6 струнной гитаре играть научился, не в совершенстве, конечно, -этому нет предела.

О планах

- Какие планы на этот сезон?

- Хотелось бы в чемпионате Германии минимум занять 3-е место, а по возможности и выиграть его. Я думаю, мне это будет по силам. Что касается чемпионата Европы, то пока не знаю, все будет зависеть от состава участников.

- Ты выступаешь в Европе уже несколько лет. Проблемы с английским существуют?

- Нет, как такового языкового барьера нет. Я еще в школе хорошо учил английский, поэтому базовых знаний, заложенных еще там, мне вполне хватает. К тому же нам повезло: в школе работал учитель, который раньше преподавал в МГУ. Поэтому, понятно, больше "тройки" он никому не ставил.

***

КРАТКАЯ СПРАВКА

Михаил Алешин родился 22 мая 1987 года в Москве. Сейчас проживает в собственной квартире в Выхино. Мастер спорта, учится в институте на 1-м курсе отделения менеджмента, по специальности будущий экономист. В автоспорт пришел в 1994 году. Спустя 2 года отец привел его в профессиональную школу картинга в Перове. Тогда же принял свое первое участие в чемпионате России среди молодых пилотов. В национальных чемпионатах принимал участие до 2001 года, трижды (с 1998-го по 2000-й) становился чемпионом. В 2001 году проехал полный сезон уже в старшем классе. По окончании года стал выступать в Европе. В 2002 году стал чемпионом Скандинавии по картингу и 3-м в Европе. С 2001 года параллельно начал выступление в "Формуле-1600" - это стало его дебютом в больших гонках.