Перейти к основному содержанию

Главная      Договор несогласия

Договор несогласия

Привилегии "Феррари" заставляют остальных объединяться

Идея создать собственный чемпионат, названный Grand Prix World Championship (GPWC), у автомобильных фирм возникла как ответ на нежелание Экклстоуна пересмотреть систему распределения доходов от коммерческих прав "Формулы-1". Изначально в эту группу входили БМВ, "Даймлер Крайслер", ФИАТ, "Форд" и "Рено". "Тойота" и "Хонда", не входящие в этот холдинг, поддерживали его неофициально. Но дело продвигалось медленно. Владельцы команд старались дистанцироваться от планов создать альтернативный чемпионат, не желая становиться могильщиками "Формулы-1". Экклстоун иногда делал вид, что принимает эту затею всерьез, и начинал переговоры с GPWC, обещая "внимательно изучить предложения группы". Но на этом все контакты между оппонентами заканчивались.

Неожиданный прорыв произошел этой зимой. Ситуацию взорвали навязанные Международной автомобильной федерацией (ФИА) очередные изменения в правилах. Направленные якобы на снижение расходов команд и на повышение безопасности гонок нововведения не принесли ни того ни другого. По мнению президента ФИА Макса Мосли, новые требования к аэродинамике, правило "один мотор на две гонки и четыре комплекта шин", которым может воспользоваться гонщик в течение одного гоночного уикенда, должны были снизить скорость машин в среднем на 3 сек. на круге. Но тесты в межсезонье показали, что конструкторам удалось нейтрализовать потери прижимной силы. Скорости остались такими же, а вот затраты на разработки новых шасси только возросли. Это же касается и моторов и резины. Крупные команды, за исключением "Феррари", ощутимо почувствовали увеличение затрат на тесты, потому что теперь они должны были проходить вдвое большую дистанцию, чтобы проверить двигатель, рассчитанный на две гонки, и понять, на что способны шины.

Еще большее возмущение команд и автопроизводителей вызвали планы ФИА ввести с 2006 года восьмицилиндровые моторы объемом 2, 4 литра. Исследования, проведенные мотористами, показали, что никакой ожидаемой потери мощности не произойдет, но на постройку новых агрегатов потребуются значительные суммы. В БМВ пытались оспорить это решение в судебном порядке, но вовремя отказались от несбыточных надежд. Вместо этого автопроизводители вновь заговорили о создании собственной, более справедливой серии. Но теперь уже в союзе с командами был составлен "Меморандум понимания", в который вошли "Уильяме", "Макларен", БАР, "Рено", "Заубер", БМВ, "Даймлер Крайслер". Несомненно, что и "Джордан", и "Ред Булл", разобравшись со своими проблемами, также встанут на сторону альтернативщиков.

Это был мощный ход, но Экклстоун приготовил ответный удар. Берни перетащил на свою сторону "Феррари", подписав с Жаном Тодтом новый пятилетний Договор согласия. По слухам, компенсация за "предательство" оказалось более чем внушительной - 55 млн. фунтов. Кроме того, на протяжении действия соглашения команда будет получать еще по 50 млн. ежегодно, а также имеет право налагать вето в обсуждениях по всем будущим изменениям технического регламента. Правда это ли нет, но факт остается фактом, "Феррари", самая старейшая и популярная команда "Формула-1", раскол не поддержала, оставшись на стороне Экклстоуна и ФИА. Что не прибавляет авторитета альтернативному чемпионату, даже если он когда-нибудь появится.