НИКОЛАЙ ФОМЕНКО: "ГОНКИ - ЭТО ТЕАТР, НО КРАЙНЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ..."
Сейчас известный певец, актер и шоумен Николай ФОМЕНКО проводит в России не больше 3-4 месяцев в году. Все остальное время он гоняет по самым сложным трассам Европы, участвуя в таких международных соревнованиях, как чемпионат FIA GT - это вершина кузовного автоспорта, такая же, как "Формула-1" для формульных классов
- И как давно вы "заболели" автогонками?
- Автомобильным спортом я занимаюсь уже 12 лет. До 1997 года выступал в ралли-кроссе, а потом стал участвовать в кольцевых гонках. В 1997 и 2000 годах наша команда YUKOS-RWS Motorsport побеждала в чемпионате России, поэтому с 2001 года мы - Алексей Васильев и я - выступаем в чемпионате мира FIA-GT. Это, в принципе, то же самое, что и "Формула-1", только гонка в два раза длиннее.
- И какие ощущения?
- Не знаю точно, по-моему, обычные рабочие ощущения. Они очень сложные, их трудно передать. У нас не совсем понимают, что это за вид спорта. Многим кажется, что все просто: сел, нажал на педаль и поехал.
- И, наверное, это отличается от езды по городу?
- Я бы сказал, не имеет ничего общего. Наш вид спорта в физическом смысле - один из самых тяжелых. Во время одного заезда гонщик теряет до 4 килограммов.
- А как удается совмещать бесконечные соревнования с профессиональной деятельностью музыканта и шоумена?
- Да никак, я все оставил ради гонок. У меня в спорте совсем немного времени - год, максимум два. И хочется многое успеть. Но тем не менее, если надо что-то успевать, то все успевается. С ноября по январь, в принципе, можно все сделать на год вперед и для телевидения, и для радио, и для каких-то других проектов.
- в гонках вы ездите на Porsche 996 GT3- RS, а в жизни какие машины предпочитаете?
- У меня и для жизни есть
Porsche, 85-го года выпуска. Но вообще я поклонник Mercedes-124. Их прекратили выпускать в 1994 году, но я считаю, что это лучший автомобиль. Раньше я очень часто ездил на этих машинах, покупал подержанные, но сейчас у меня ее нет. Езжу на спортивном внедорожнике BMW-X5. Его делали по специальному заказу в Германии, более подробно распространяться об этой машине не буду...
- Боитесь, что угонят?
- У меня четыре машины угоняли. Правда, все потом вернули.
- Милиция поработала или пришлось самим искать?
- Самим, конечно.
- А о каком автомобиле мечтали в детстве и юности?
- Даже сказать не могу. С детства носился на 11-й модели "Жигулей" и просто хотел, когда вырасту, купить машину. Я, конечно, знал, что есть какие-то нереальные автомобили, но даже представления не имел о них. Настолько все эти иностранные названия тогда были далеки, недосягаемы.
- Вы - поклонник немецких машин?
- Автомобили для меня - это Германия. Америка и Япония с их шикарными авто слишком далеки от нас и нашей реальности. Немецкий практичный подход к автомобилю мне гораздо ближе. Для меня машина должна быть прежде всего надежной: всегда заводиться независимо от того, плюс 40 на улице или минус 50, и доставлять до места, причем с комфортом. Опыт московской езды показывает, что лучше ездить на джипе. У нас ведь самое главное на дороге - чтобы тебя видели. Ну не приходит в наше государство цивилизация, поэтому лучше всего перемещаться на самосвале или танке. Расхлябанность и неуважение наших водителей друг к другу приводят к огромному количеству проблем. Убежден, что бесконечные московские пробки возникают не только из-за плохих дорог и. регулировщиков, но и из-за отсутствия культуры вождения. Люди просто не умеют управляться с транспортным средством под названием "автомобиль", густо на дороге или пусто, большинству все равно - мчатся, как из пушки.
- А женщин за рулем как воспринимаете?
- Великолепно, лучше, чем мужчин. В 90% случаев женщина-водитель совершенно предсказуема. Если дама едет в правом ряду, значит, она будет поворачивать направо, если же держится в третьем ряду, она так и будет в нем ехать, никуда не перестраиваясь без необходимости. И это правильно. А все мужчины у нас -мачо, ездят, как арабы, знаков и правил для них не существует. Есть, конечно, и сумасшедшие дамы, исполняющие "нечто" на дороге, но основная масса наших женщин демонстрирует абсолютно европейскую манеру езды. Так что к женщинам за рулем я питаю нежные чувства.
- В какую-нибудь историю на дороге попадали?
- Да нет, ничего такого. Одно время, правда, без прав ездил. Нарушителем никогда не был, но права у меня отобрали справедливо. Ехал я в новогодние праздники в состоянии крайнего алкогольного опьянения и был вытащен из автомобиля, когда заехал в какой-то двор и нарушил все, что мог. Поймавшим меня милиционерам я ничего плохого не сказал, просто, оказавшись у них в машине, неудачно пошутил: "Что-то у вас здесь козлом пахнет". Запах источали овчинные тулупы милиционеров, но они это приняли на свой счет. И пять лет у меня не было прав. Я тем не менее ездил, и все гаишники знали о том, что у Фоменко нет прав, и постоянно меня тормозили под любым предлогом. Кончилось все тем, что однажды меня остановил очередной милиционер и сказал: "Николай, приезжайте и заберите права".
- Автомобиль - прекрасный подарок. А вы делали такой презент кому-нибудь?
Своей жене - Марии Голубкиной. В прошлом году я подарил Маше Audi Allroad. Это лучшая машина, которая когда-либо попадала мне в руки. При управлении таким автомобилем даже ограниченному и не искушенному в езде человеку можно читать газету. Серьезно. Я при любой возможности выхватываю у нее руль и катаюсь.
- С семьей путешествуете на автомобиле?
- Бывает. В последний раз мы так ездили с Машей в августе прошлого года в Прибалтику. Взяли микроавтобус у друзей, посадили в него всех своих детей и колесили по Литве и Латвии целый месяц. Хорошее путешествие было, детям очень понравилось.
- Новых песен на автомобильную тему не ожидается?
- Сейчас все в моей жизни посвящено автомобильному спорту. Как артист, я наверстаю, когда в гонках остановлюсь. Гонки для меня - это своего рода театр, но крайне экстремальный. Там люди вырывают друг у друга победу каждую секунду, и это ни с чем не сравнимое ощущение.
Н. Тимашева.