Перейти к основному содержанию

Главная      Разделил - не властвуй

Разделил - не властвуй

САМАЯ ПРЕСТИЖНАЯ СЕРИЯ МИРА ВЫХОДИТ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦА

На прошлой неделе лондонский суд, по сути, признал, что владелец "Формулы-1" Берни Экклстоун попросту не имеет права управлять самой престижной гоночной серией мира. Судебная тяжба пока далека от завершения, но, как считает корреспондент "Ъ-Спорта" Александр Петров, закат эры Экклстоуна уже начался.

Босс всемогущий

Берни Экклстоун практически единолично решает все значимые вопросы в "Формуле-1" уже на протяжении 30 лет. Многих его фигура раздражает - в основном из-за диктаторских замашек и нежелания по-честному делиться деньгами. Но все же нельзя не признать, что именно благодаря хватке Берни Экклстоуна "Формула-1" превратилась из развлечения плейбоев, для которых гонки - не более чем способ развлечься и убить время (а иногда и себя любимого), в отлаженный многомиллионный бизнес, несильно уступающий в финансовом плане даже европейскому футболу.

Казалось бы, при таком авторитетном и искусном управленце все стороны, так или иначе вращающиеся в "Формуле-1", должны быть довольны имеющимся положением вещей. Но наделе все иначе. Противников у владельца популярнейшей гоночной серии масса, и к тому же они очень влиятельны. И если раньше Берни Экклстоун с успехом отражал все их атаки, то теперь дошло до того, что его попросту могут лишить бизнеса.

В сложившейся ныне ситуации есть изрядная вина самого Экклстоуна. В 2001 году, когда он продал 75% акций холдинга SLEC, посредством которого и контролируются финансовые потоки "Формулы-1" (реальная структура управления гораздо сложнее и включает в себя десятки компаний - то появляющихся, то исчезающих; но SLEC все же остается в этой пирамиде краеугольным камнем), немецкому медиамагнату Лео Кирху, люди, знающие господина Экклстоуна, поспешили поздравить его с отличной сделкой. Ведь за акции он получил около $2 млрд, но при этом не поделился и толикой влияния на дела "Формулы-1" - все благодаря крайне запутанной системе управления, из-за которой Берни Экклстоун, имея лишь 25% акций SLEC, тем не менее, оставался главным боссом. Потом ему еще и очень повезло: Лео Кирх разорился. Пока разбирались с его делами - сумма долгов медиаимперии Лео Кирха достигала €8 млрд, - о тех самых 75% акций SLEC как-то подзабыли. У них как бы и не было владельца. Но в итоге таковые появились. Речь сразу о трех банках, причем очень мощных: Lehman Brothers, J.P.Morgan Chase и Bayerische Landesbank. Бумаги SLEC достались им как раз в покрытие долгов, которые наделал Лео Кирх.

В 2002 году всерьез обсуждался вариант, предусматривавший обратный выкуп Берни Экклстоуном этих акций. Это потребовало бы от него затрат в размере около $1, 4 млрд - именно в такую сумму бумаги оценивались на момент передачи банкам. Получается, что в любом случае он оставался в плюсе. Надо также отметить, что автогонки для банков ни в коей мере не являются профильным бизнесом. Им просто хотелось вернуть - желательно по максимуму - деньги, которые они в свое время дали Лео Кирху. В общем, договориться было можно. Но не сложилось. И теперь об этом наверняка жалеют и сами банкиры, и Берни Экклстоун.

Бунт машин

Восстановить статус-кво в "Формуле-1" во многом помешали автоконцерны, входящие в группу GPWC. Основана она была BMW, DaimlerChrysler, Renault, FIAT и Ford (последний недавно ее покинул). Как видно, все компании частично или полностью владеют командами "Формулы-1", а именно Williams, McLaren, Ferrari и собственно Renault.

Дело в том, что члены GPWC стремились (да и до сих пор стремятся) заставить Берни Экклстоуна щедрее делиться доходами, получаемыми от реализации прав на телетрансляции, рекламы, продажи билетов и прочего. В настоящее время команды получают только 47% доходов от реализации прав на телекартинку и ничего от всех остальных источников.

Так вот, не сумев договориться с Берни Экклстоуном о перераспределении доходов, GPWC зашла с другой стороны - представители группы вступили в контакт с банками и попытались выкупить у них акции SLEC, чтобы попросту поставить Берни Экклстоуна перед фактом: его влияние кончилось.

Но и тут ничего не вышло. Стороны так и не сошлись в цене. Банкиры упрямо требовали $1, 4 млрд, в то время как автоконцерны были готовы заплатить лишь втрое меньшую сумму, обосновывая свою позицию очень просто и доходчиво: банкам ведь некому было продавать бумаги, кроме собственно GPWC, а значит, и торговаться они не могли.

Договориться не получилось. GPWC, не сумев договориться с банкирами, предпочла вернуться к планам по созданию новой, альтернативной "Формуле-1" серии. Сами банки продолжали ждать покупателя, а Берни Экклстоун тем временем в одиночку рулил "Формулой-1".

С банками шутки плохи

В какой-то момент стало казаться, что позициям Берни Экклстоуна уже ничто не угрожает. Он умудрился провернуть все так, что банки были не в состоянии даже ввести своего человека в совет директоров SLEC. Как именно ему это удалось, доподлинно неизвестно. Но в гоночном мире господин Экклстоун считается признанным мастером подобного рода штучек.

Именно препоны, которые ставил Берни Экклстоун на пути вхождения представителей банков в совет директоров SLEC, и вынудили их искать судебной защиты своих интересов. Медлить им было уже нельзя. Дело в том, что Берни Экклстоун все чаще говорил о том, что нужно заключить новый договор о согласии. Это трехстороннее соглашение, подписанное господином Экклстоуном, командами "Формулы-1" и Международной федерацией автоспорта, как раз и фиксирует нынешнее руководящее положение SLEC. Срок его действия заканчивается в 2007 году. В случае, если бы Берни Экклстоуну удалось провернуть этот вариант, банки стали бы обладателями бесценных акций - в том смысле, что они не стоили бы даже бумаги, на которой напечатаны. Ведь для этого достаточно было по новому договору просто передать коммерческие права "Формулы-1" от SLEC любой другой компании, не имеющей к нынешней структуре серии никакого отношения. Получив доступ к распределению средств, аккумулируемых "Формулой-1" - а это порядка $800 млн в год, - банки могли бы до истечения договора о согласии покрыть хоть часть своих затрат. При удачном стечении обстоятельств им, возможно, удастся вернуть порядка $1, 2 млрд (по $400 млн в год) из $1, 4 млрд, выданных когда-то Лео Кирху.

"Формула" с вариантами

Суд, состоявшийся на прошлой неделе, показал, что позиции банкиров довольно сильны. Судья Эндрю Парк, ознакомившись с доводами сторон, постановил, что Берни Экклстоун имеет незаконно большое влияние на управление холдингом SLEC, и обязал его снять все препятствия на пути вхождения в состав совета директоров представителей основных акционеров. При этом судья отказал Берни Экклстоуну в праве подать апелляцию на свое решение. Казалось бы, после этого в деле можно поставить точку. Но юристы Берни Экклстоуна нашли лазейку и оставили ситуацию в подвешенном состоянии - они опротестовали сам запрет подавать апелляцию. И пока его не рассмотрят - а случится это не раньше конца месяца - никаких конкретных решений приниматься не будет. Впрочем, и без этого уже сейчас многое ясно. Экклстоун вскоре, вероятнее всего, лишится возможности единолично контролировать "Формулу-1". Сам он, правда, делает вид, что ничего страшного не происходит. "Решение суда для меня не значит ничего, - сказал он. - Я ему подчинюсь, но надо понимать, что банкам не нужен контроль над "Формулой-1". Они просто хотят повысить цену принадлежащих им акций SLEC".

Дальнейших вариантов развития событий несколько. Первый, самый маловероятный: Берни Экклстоуну каким-то загадочным образом все же удастся удержаться у руля "Формулы-1". Но вообще-то трудно даже представить, что он должен для этого сделать. Оба приходящих на ум способа довольно труднореализуемы: можно попытаться максимально затянуть судебную тяжбу и дождаться окончания действия договора о согласии или же попытаться в экстренном порядке склонить команды к досрочному заключению нового соглашения. Есть и другой вариант: банки, получив контроль над финансовыми потоками "Формулы-1", примутся выкачивать из нее деньги, пока такая возможность есть.

Отсюда вытекает третий вариант. Командам вряд ли понравится, что с ними опять не хотят делиться по-честному, и тогда они еще интенсивнее начнут работать над запуском альтернативной серии. Собственно, упоминавшаяся уже GPWC как раз и планирует ее старт на 2008 год.

В общем, как бы там ни было, "Формулу-1" ждут большие перемены. Существовать она наверняка будет и дальше, но 30-летняя эпоха руководства Берни Экклстоуна все же подходит к концу.