Перейти к основному содержанию

Главная      ДВА ДНЯ АВТОМЕХАНИКИ

ДВА ДНЯ АВТОМЕХАНИКИ

К сожалению, в Питере приходится бывать не так часто, как хотелось бы. Маршруты большинства поездок, связанных с автомобилями, пока еще сходятся в Москве. Однако свободных мест на рейсе авиакомпании «Пулково» из Самары в Санкт-Петербург не оказалось. К чему бы это? По крайней мере, с одной третью пассажиров рейса на Санкт-Петербург мы были хорошо знакомы, а с другими двумя третями, кажется, «где-то встречались». Неужели почти всем самолетом мы летим на выставку «Авто+Автомеханика»? Выходит, в иные дни самолеты летают пустыми...

Дурацкие мысли, скромный воздушный завтрак и очень шумный советский лайнер Ту-134. Пресс-служба «ЛенЭкспо» работает четко и допоздна. Получив аккредитацию и пообещав быть на утренней пресс-конференции организаторов, изучаю завтрашний график, предложенный участниками для прессы. Мероприятия следуют с интервалом в тридцать минут. Жестко, но справедливо. Не на архитектуру любоваться приехали...

***

Нежелезная логика

Существует такое мнение, что автомобильная выставка с точки зрения участников — мероприятие исключительно коммерческое. То есть просматривается последующая прямая выгода — участвуй, нет — извините. Грамотная позиция, с ней сложно не согласиться. Подтверждением тому служит, скажем, «МоторШоу» в Москве, где практически не было иностранных компаний. Но что означает огромный по площади корпоративный стенд GМ с несколькими российскими премьерами на нем в Санкт-Петербурге? Исключение из правил? Хитрый маркетинговый ход? И замечу, с каждым годом экспозиция СМ в Питере занимает все большую площадь и насыщается все большим количеством автомобилей. Быть может, в Питере просто приятно бывать топ-менеджерам компании? Как я их понимаю... Но в любом случае и я, и они здесь по работе...

***

Окно в Россию

Итак, на объединенном стенде GМ, включающем экспозиции Ореl, Chevrolet, Sааb, Нummеr и Саdillас, представлен целый ряд новинок: новая модельная линейка Chevrolet, новый Ореl Аstrа Саrаvаn и новый Саdillас SТS, продажи которого стартуют в России почти одновременно с европейскими.

В Санкт-Петербурге, следом за европейскими рынками, GМ представил новую линейку компактных и среднеразмерных автомобилей под знаком Chevrolet, более известных до сего времени под брендом Dаеwоо: Chevrolet Аvео (седан и хэтчбек), Chevrolet Lасеtti (седан, хэтчбек и универсал), Rеzzо и Еvаndа.

Chevrolet Аvео, новинка в сегменте В, имеющая большую колесную базу (2480 мм) и весьма «высокая» (1495 мм), была создана в бюро Itаl-Dеsign. Предлагается в кузовах «седан» либо «хэтчбек», с любым из трех двигателей: 1.2 (72 л. с.),1.4 (83л. с.) и 1.416V (94л. с). Двигатель 1.416V агрегатируется с автоматической коробкой передач. Chevrolet Аvео предлагается в трех комплектациях: S, SЕ и SХ. Цены на базовую комплектацию Chevrolet Аvео начинается от 9900 долларов США (хэтчбек с двигателем 1.2 л). Базовая комплектация седана Аvео с двигателем 1.4 л включает в себя подушку безопасности водителя, гидроусилитель руля, передние электростеклоподъемники, центральный замок и обойдется российскому покупателю в 10 725 долларов США.

Chevrolet Lасеtti станет противником для конкурентов в сегменте С. Хэтчбек разрабатывался в бюро Gioretto Guigiaro, седан — в студии Pininfarina. Машина отличается неплохими динамическими характеристиками. Так, автомобиль с двигателем 1.6 л разгоняется 0-100 км/ч за 9.5 с. Lасеtti предлагается в трех кузовах: седан, хэтчбек и универсал, с одним из двух двигателей (1.4 л либо 1.6 л), в трех комплектациях: базовой SЕ (кондиционер, гидроусилитель руля, фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, АБС, центральный замок, СD-плейер, передние стекла с электроподъемниками), SХ и топовой СDХ. Цена на хэтчбек в базовой комплектации SЕ с двигателем 1.4 и механической коробкой передач составит 13 800 долларов США. Автоматическая коробка передач агрегатируется с двигателями 1.6 л и 1.8 л и обойдется покупателю в дополнительные 1400 долларов США.

Chevrolet Еvаndа представляет модельный ряд Chevrolet в сегменте D. Цена на автомобиль с полным набором опций, включающим кожаный салон, подогрев сидений, СD-чейнджер на 5 дисков, круиз-контроль, полный электропакет, климат-контроль, АБС, составит 23 700 долларов США.

Основной новинкой на стенде Ореl является Ореl Аstrа Саrаvаn, продажи которого начались в Европе в сентябре 2004 года. Благодаря своей колесной базе (2.70 метра), автомобиль отличается большим пространством для ног задних пассажиров. Габаритные размеры нового автомобиля (длина/ширина/высота: 4,51/2,03 м/1,50 м) позволили создать весьма вместительное багажное отделение объемом до 500 литров (согласно методике измерений VDА) при загрузке до шторки багажного отделения и при стандартном заднем сиденье. Автомобиль предлагается с широкой гаммой силовых агрегатов. Помимо этого, предлагается также серьезный для данного сегмента пакет технологического оборудования. В него входят, в частности, адаптивное шасси IDSPlus с электронной системой управления амортизаторами, связанная с рулевым управлением система адаптивного головного освещения АFL (Аdapтive Fоrvаrd Lighting), которая обеспечивает динамическое освещение поворотов, и система стабилизации прицепа.

Российским покупателям Ореl Аstrа Саrаvаn в салонах официальных дилеров обещают предложить с ноября 2004 года. Автомобиль будет предлагаться в пяти комплектациях (Еssеntiа, Enjoy, Соsmо, Sроrt и Еlеgаnсе) с одним из трех двигателей: 1.4 л (90 л. с),1.6 л (105 л. с),1.8 л (125 л. с). Автомобиль в комплектации Еssеntiа с двигателем 1.4 л и механической коробкой передач обойдется покупателю в 17 490 долларов США.

Кроме того, с ноября 2004 года Ореl выводит на российский рынок модели Ореl Аstrа хэтчбек и универсал с двигателем 1.6 в сочетании с коробкой передач Еаsуtrоniс. В середине ноября 2004 года в салонах официальных дилеров обещано появление специальной модификации Ореl Vесtrа — Vесtrа Dеsign Edition. Автомобиль будет отличаться дизайном, затемненными фарами и рядом других опций и, что немаловажно, специальной ценой. Новые Ореl Аstrа хэтчбек и универсал с января 2005 года можно будет заказать с турбированным 2-литровым двигателем мощностью 170 л. с. а весной 2005 года вниманию российских покупателей будут представлены Ореl Тigrа ТwinТор и Ореl Аstrа GТС.

В 2004 году, в рамках стратегии по развитию марок Саdillас, Sааb и Нummеr, компания Дженерал Моторс СНГ создала подразделение люксовых автомобилей. Премьерным представителем этого направления корпорации на выставке в Санкт-Петербурге стал Саdillас SТS, европейский дебют которого состоялся лишь месяц назад на Парижском автосалоне. Саdillас SТS является самым большим седаном, разработанным на базе архитектуры «Sigmа» - его габаритная длина составляет 4986 мм. Саdillас SТS будет предлагаться с одним из двух двигателей: 3.6 л V6 VVТ (255 л. с) или 4.6 л Nоrthstаг V8 (320 л. с). По предварительным данным, вариант с двигателем 4.61 Nоrthstаг разгоняется от 0 до 100 км/ч за 5.8 секунды, вариант SТS с двигателем V-6 — за 6,9 секунды.

Саdillас SТS с двигателем 3.6 л предлагается по цене от 60 900 долларов США. Автомобиль с двигателем 4.6 л — от 69 900 долларов США. Кроме того, SТS с двигателем 4.6 л может дополняться полноприводной трансмиссией (цена опции — 2300 долларов США).

Игорь Кузьменко, директор по продажам и маркетингу подразделения люксовых брендов GМ: «Мы чрезвычайно довольны результатами продаж СасПНас 5КХ, российская премьера которого состоялась год назад также на выставке в Ленэкспо. За три квартала 2004 года было реализовано более 100 автомобилей. В 2004 году было продано также 63 Саdillас СТS, что в два раза превышает результат аналогичного периода 2003 года».

За три квартала 2004 года компания Дженерал Моторс СНГ реализовала в России через официальных дилеров 8488 автомобилей. Хайди МакКормак комментирует результаты следующим образом: «В 2004 году мы существенно расширили нашу дилерскую сеть, открыв десять новых салонов. На 2005-й – запланировали открытие еще 15 дилерств на территории России».

«А град Петров является, судя по всему, своеобразным «окном в Россию», — подумалось мне на ярко освещенной и плотно заставленной машинами экспозиции крупнейшей в мире автомобильной корпорации.

И в окно уже надуло первые весточки глобализации, внешне неброские, но, пожалуй, самые популярные среди посетителей плоды совместного производства с АВТОВАЗом -NIVА и VIVА. О них — разговор особый.

Хотя чего уж там, коллега из Самары, завидев меня, с жаром сказал о «Виве»: «Хочу такую. Прямо сейчас! ». Говорит, уже домой позвонил - дилеру, в очередь записался.

***

В поисках родственной души

Вряд ли есть смысл подозревать в корпоративном сговоре с GМ компанию Тоуоtа Моtоr. Но именно она, также проигнорировав двумя месяцами ранее московское «Мотор-Шоу», представила на выставке в Санкт-Петербурге сильную экспозицию. Весь модельный ряд Тоуоtа, включая обновленные Соrоllа, Саmrу и, не поверите, болид «Формула-1», а более того — «Моtоr Тriаthlоn Rасе Саr», что переводится, как «гоночный автомобиль для поколений будущего» — «один из наиболее технически совершенных и перспективных концепт-каров, представляющий собой воплощенную мечту и адресованный молодому и динамичному поколению». Заслуживает, на мой взгляд, отдельного рассмотрения.

Но «гвоздем» программы стал ни много ни мало внедорожник Lехus RХ400Н, оснащенный гибридной силовой установкой Нуbrid Sуnеrgу Drivе. В ней использованы передний и задний электромоторы и 6-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель объемом 3,3 литра, которые в сочетании дают максимальную мощность около 270 лошадиных сил, передающуюся через бесступенчатую автоматическую трансмиссию и электрический полный привод. В результате мощность RХ400И сопоставима с мощностью 8-цилиндрового V-образного двигателя, при этом расход топлива не увеличивается.

RХ400Н разгоняется до 100 км/час менее чем за 8 секунд и достигает максимальной скорости в 200 км/час. Такие показатели достигнуты благодаря высокому крутящему моменту, развиваемому электромоторами. Кроме того, благодаря гибридным технологиям расход топлива и уровень выбросов автомобиля остались на уровне, близком к семейному автомобилю с 4-цилиндровым бензиновым мотором, а не к внедорожнику. Президент ООО «Тойота Мотор» г-н Томоаки Ниситани заявил: «RХ400Н позволит изменить представления о гибридных технологиях и установит новые стандарты среди автомобилей класса «люкс». RХ400Н будет представлен в России уже во второй половине 2005 года». Технических подробностей — на отдельный материал, поэтому к ним в другой раз. А пока — легкой трусцой на следующий стенд.

***

Домашняя заготовка

В манерах и настроении Хенрика Нензена, президента ООО «Форд Мотор», сквозит почти домашнее гостеприимство. И не мудрено — до Всеволожска, производственной площадки Форд в России, буквально рукой подать, поэтому в Санкт-Петербурге Нензен как дома.

Пользуясь нашим теперь уже давним знакомством, пытаюсь выяснить что-то эксклюзивное, но г-н Нензен корпоративных тайн не выдает и с удовольствием рассказывает об успехах и ближайших планах компании: «Новый пятидверный «Фокус»-седан на заводе в Валенсии начнет собираться в феврале, а в России пойдет в производство в мае, то есть практически одновременно с Европой. «Фокусы»-хэтчбеки в Европе уже продаются. Российский клиент ориентирован на седаны, поэтому сборка нового «Фокуса» в России начнется тогда, когда к производству будет готов именно седан.

Российские поставщики, с которыми заключены контракты, также проводят переоборудование и будут производить комплектующие и для нового «Фокуса». Продолжается и поиск новых поставщиков.

Будет ли увеличен объем производства? В настоящий момент обсуждается вопрос о том, как этого можно будет достичь, и в январе будет объявлено решение этого вопроса. Сейчас в месяц выпускается 3300 автомобилей, и в этом году в целом планируется продать 30 тысяч автомобилей «Фокус».

Как изменится цена на новый «Фокус»? Решение пока не принято. Распродаж «старого» не будет, но уже сейчас дилеры предлагают выгодные цены на все модели и бесплатные опции.

Из других моделей хорошо продаются Моndео и С-Мах. Однообъемников в этом году продано около 3 тысяч. Хорошо разошлась пробная партия пикапа-внедорожника Rаngеr. Следующая партия будет значительно больше, а цена на модель останется прежней».

На сетования по поводу отсутствия должной информации по новому «Фокусу» менее чем через неделю в редакцию пришел пакет с исчерпывающей информацией на всех видах носителей.

***

О главном

Вот мы и добрались до сути. Автомобиль или автомеханика? Пожалуй, скорее «или». Безусловно, проведение автомобильной выставки одновременно с выставкой аксессуаров и комплектующих в одно время и в одном месте удобно для всех. Но вот посетители этих разделов, на мой взгляд, — разные люди. «Автомеханику» посещают профессионалы, коих не так много, а раздел «Авто» привлекает как потенциальных покупателей, так и любопытствующих автолюбителей. Плюсом же, по-видимому, является возможность для одних оценить тенденции развития автомобильной промышленности, а для других — ознакомиться с огромным спектром продукции околоавтомобильной промышленности, разобраться в которой под-силу профессионалам.

В целом выставку в прошлом году посетили 100 тысяч человек. В этом году участие в ней принимают 364 экспонента из 25 стран мира. По заявлению организаторов, растет международный статус выставки.

Как пояснил представитель соорганизаторов выставки генеральный директор «Меssе Frаnkfurt» г-н Хуберт Деммлер, выставка в Санкт-Петербурге является одной из более чем 10 проводимых ими в мире. Причем Меssе Frаnkfurt работает с западными, а «Ленэкспо» — с российскими участниками. По его мнению, есть заметный прогресс. Россия все больше интегрируется в мировое автомобильное сообщество. В Санкт-Петербург приезжают участники из Германии и большинства стран Европы. В свою очередь, выставку в Германии в сентябре этого года посетили 1420 специалистов из России. Тенденции взаимного проникновения налицо.

***

Ветреная мода

Вернемся к автомобилям. В прохладном осенне-дождливом городе весьма забавно смотрелся Nеw Вееtlе Cabriolet, но на хит сезона явно не тянул. Роintеr под именем Gоl мы видели здесь же в прошлом году. Хотя теперь из модели для изучения спроса он превратился в автомобиль для реальной покупки.

Реиgеоt в качестве stор-саr также предложил кабриолет с жесткой складывающейся крышей. Ярко, красиво, «стопит». Хотя реально продаются другие модели.

А вот — Сitrоеn. Что это? Опять кабриолет, на сей раз многофункциональный трансформер С3 Pluriel. Опять же необычно и забавно.

Кстати, чуть не забыл. Форд также не отбился от компании — у него на подиуме привлекал внимание эстетов-петербуржцев Strееt Ка. Не иначе как до наших западных коллег дошла русская пословица «Готовь сани летом, а кабриолет — к зиме».

***

Выбор Джона Милонаса

Опоздавшим к началу пресс-конференции «Джи Эм-АВТОВАЗ» сидячих мест не хватило. Демократичных журналистов устроили ступеньки лестницы, заинтересованные бизнесмены час провели на ногах. Причиной такого интереса стало представление широкой публике модели «Шевроле Вива», сборка которой началась 23 сентября на предприятии. Как сообщил присутствующим генеральный директор Джон Милонас, в настоящий момент 95% комплектующих для Vivа поставляется из Германии, к концу этого года будет локализовано 15%. В будущем году локализация к этому времени года составит 43%. Для обучения персонала потрачено было гораздо больше средств, чем при постановке на производство «Шевроле Нивы». Большое количество работников проходили обучение на заводах GМ в Польше, Германии, Египте. В результате, как подчеркнул Джон Милонас, качество сборки автомобиля в Тольятти достигнуто такое же, как и на других заводах «Джи Эм».

Начиная с марта, предприятие начнет работать в трехсменном режиме и будет увеличен объем производства как «Шевроле Вива», так и «Нива» с двигателем FАМ-1. В прошлом году было заявлено, что объем выпуска на этот год составит 55 тысяч автомобилей, и план выполняется. В будущем году планируется собрать 75 тысяч автомобилей, в число которых входит и Nivа, и Vivа. В зависимости от спроса на рынке объем выпуска может быть увеличен. «Главное для нас то, - подчеркнул Милонас, — что мы работаем в этой стране и считаем себя ее частью. Мы готовы и хотим предоставлять жителям этой страны доступные автомобили и предложить населению страны выбор».

В ответ на вопрос по дальнейшей перспективе предприятия генеральный директор озвучил следующие планы: «Сhеvrоlеt Nivа с двигателем FАМ-1 уже в производстве. В первую очередь мы производим автомобиль для российского рынка и только затем планируем его поставлять в Европу. Начало поставок планируется на конец января 2005 года. Для этого есть две причины.Если мы выпустим этот автомобиль завтра, то уже через два месяца, в январе, он будет прошлогодним. Мы считаем это несправедливым по отношению к потребителю. Вторая причина в том, что необходимо проделать еще много работ по подготовке послепродажного и гарантийного обслуживания, по обучению персонала, для чего также требуется время.

Что касается автоматической коробки передач, то в настоящий момент возможность ее постановки на машину изучается. В любом случае вначале может быть начат выпуск автомобиля с автоматической коробкой, и это произойдет не раньше 2006 года, машина с дизельным двигателем может появиться не раньше 2007 года. Окончательное решение при этом еще не принято.

В следующем году планируется произвести 7,5 тысячи автомобилей Vivа, но это количество может быть удвоено. Все будет зависеть от ситуации на рынке, наличия комплектующих. Что касается Нивы с «опелевским» двигателем, мы хотим произвести как минимум 20 тысяч единиц.

По программе продажи автомобилей в кредит в августе мы собирали дилеров в Москве, чтобы представить банк-победитель нашего конкурса по программе кредитования — Собин-банк. Это единственный банк, который оказался способен оказывать услуги по всей стране по единому тарифу, а главное, открывать представительства с той же скоростью, с какой открываются наши дилеры. С апреля количество дилеров практически удвоено, на сегодняшний день работает 85 дилерских центров по России.

Всего же мы рассчитываем иметь 116 дилеров в регионах с учетом обеспечения ими необходимого количества продаж и обслуживания автомобилей».

***

«Силуэт», «Калина», «Приора»

Как отметил на пресс-конференции АВТОВАЗа вице-президент по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию Владимир Кучай, к Санкт-Петербургу у автозавода «особое отношение». И с этим трудно не согласиться, к Питеру нельзя быть равнодушным, этого можно не осознавать, но по-другому, как мне кажется, просто не бывает.

АВТОВАЗ привез в Санкт-Петербург все свои новинки, показанные два месяца назад в Москве. Три группы перспективных автомобилей разного уровня готовности к производству: семейства «Калина», «Приора» и концепт «Силуэт». «Силуэт» может встать на конвейер только в 2012 году, «Калина» на подходе, а «Приора» планируется к выходу в свет в 2006 году.

Говоря о текущей обстановке, Владимир Кучай сообщил, что завод работает с полной нагрузкой, намеченный на этот год план будет перевыполнен более чем на 14 тысяч автомобилей к 699 тысячам намеченных. Просматривается хорошая динамика и на следующий год. Без учета сборочных комплектов в планах заложено 702 800 автомобилей.

В этом году планируется собрать около 400 автомобилей «Калина». В следующем году с вводом в строй окрасочной линии выпуск будет увеличен до 20 тысяч, основной объем придется на второе полугодие. Нижняя цена в рублях будет эквивалентна сумме в 7500 долларов.

После краткой информации Владимир Кучай и представители АВТОВАЗа ответили на вопросы журналистов, большую часть из которых мы регулярно освещаем на страницах «Семи Верст».

- Планируется пи экспорт «Калины»?

- До начала коммерческих поставок требуется поставить технологические автомобили для обучения дилеров обслуживанию и ремонту. Поставки технологических машин планируются в конце следующего года, коммерческие — в начале 2006 года.

- Какие планы у завода на «старую «Ниву»?

- Генеральным соглашением АВТОВАЗа и Джи Эм было предусмотрено снижение выпуска «Нивы» по мере наращивания выпуска «Шевроле Нивы», но Антимонопольный комитет России нас поправил, посчитав, что этот пункт соглашения некорректен. С этим согласились и Джи Эм, и АВТОВАЗ. Теперь мы собираем столько машин, сколько требует рынок. До 40 тысяч автомобилей в год по нашим производственным возможностям может выпускаться.

- Какой автомобиль самый убыточный и прибыльный для АВТОВАЗа?

- Наше предприятие не может себе позволить производить автомобили в убыток, а самые прибыльные: по абсолютной величине — отдельные модификации переднеприводных автомобилей.

- Есть ли специфика продаж автомобилей в Петербурге?

- Мы очень дорожим мнением; петербургских клиентов, поскольку: петербургский клиент весьма требователен, но справедлив и объективен. Требователен в первую очередь к качеству самого автомобиля и; его обслуживания. Представитель АВТОВАЗа — Питер-Лада — внимательно отслеживает здесь требования и пожелания клиентов, и мы стараемся их учитывать в нашей работе. Петербургский покупатель более требователен и разборчив, но, по нашим статистическим данным, совсем не богат, кошелек его не самый толстый в России.

На этом рабочий день выставки подошел к завершению. Надеюсь, у вас, как и у меня, он оставил положительные эмоции, новые знакомства, полезную информацию и надежду на встречу в следующем году.

***

фото: