Перейти к основному содержанию

Главная      Гонщик по образованию

Гонщик по образованию

Легенда Формулы-1 Ники Лауда постоянно носит кепку, мечтает о гонках на самолетах и не боится женщин за рулем

54-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин Формула-1 завершился в минувшее воскресенье. Но седьмой чемпионский титул Михаэля Шумахера и победа в Кубке конструкторов его команды "Феррари" были определены задолго до окончания чемпионата. Впрочем, подобное происходит на протяжении последних лет, что вызывает зевоту у многих болельщиков. Воспоминания о временах, когда страсти разгорались нешуточные, а победитель определялся в последней гонке сезона, теперь все больше греют душу. На Гран-при Бельгии мы вспоминали прошлое и улыбались настоящему с легендарным гонщиком 80-х Ники ЛАУДОЙ.

Судьба трехкратного чемпиона мира подарила ему два дня рождения: первый, официальный, 22 февраля 1949 года в ставшей для него навсегда родной Вене. Второй - 1 августа 1976 года в немецком городе Нюрбургринге, на трассе которого Лауда попал в одну из самых страшных аварий в истории автоспорта. Его, сильно обгоревшего, вытащили через 40 секунд после аварии из полностью разрушенного болида другие гонщики. Несколько дней он находился в коме. Состояние было безнадежным, и 27-летнего пилота уже привели к последнему причастию. Но Ники выжил. Более того, уже через полтора месяца он вернулся в гонки и сумел завоевать второе место в чемпионате. А уже в следующем году Лауда к своему чемпионскому титулу, полученному впервые за год до той аварии, завоевывает еще один. После двухлетнего перерыва австрийский гонщик вновь вернется в Формулу-1 и даже завоюет еще один мировой титул в 1984 году, но после не очень удачного последующего сезона Ники примет решение уйти из гонок окончательно. Как гонщик. Поскольку как комментатор, автор знаменитых книг об автоспорте и специалист в этой области он до сих пор живет активной жизнью в "королевских гонках".

- Как вы думаете, долго ли еще продлится эра Михаэля Шумахера? Не пора ли ему уходить?

- Зачем? Сейчас в Формуле нет никого лучше него и не будет еще пару лет точно.

- В этом сезоне фавориты прошлых чемпионатов "МакЛарен" и "Вильямс" как-то потерялись среди других претендентов. Какие, на ваш взгляд, у них перспективы на будущий сезон?

- В любом случае сейчас лучшее, что есть в Формуле, - это "Феррари". Может, когда-нибудь, когда другие команды исправят все свои неполадки, они тоже покажут хороший результат. Поживем - увидим.

- Какие гонки вам больше по душе: на машине 70-80-х годов, когда все зависело от пилота и было более опасно, или сейчас, когда машина - больше компьютер, чем машина?

- Я даже не могу сравнивать эти времена. Никогда не смотрите назад. Тогда было интересно. И сейчас здорово. Я всегда могу сказать, что самые лучшие моменты - в настоящем, а не в прошлом или в будущем. Хотя, конечно, сейчас вести болид гораздо легче.

- Если Шумахера посадить сейчас на "Минарди", он покажет тот же результат, что и всегда?

- Победа - это комбинация талантливого пилота и хорошей машины, а когда есть что-то одно из этой пары, шансов становится гораздо меньше.

- А что лучше: быть первым пилотом "Минарди" или тест-пилотом "Феррари"?

- Тест-пилотом "Феррари", конечно.

- Как вы относитесь к команде "Ягуар"? Вы ведь несколько лет руководили этой командой...

- Это было два года назад. Что было, то было, не стоит оглядываться в прошлое. Я, видимо, тогда сделал что-то не то, раз меня уволили. Но до сих пор не знаю, что именно в моих поступках стало причиной увольнения.

- Спортивный директор "Мишлен" Пьер Дюпаскье недавно предложил список своих изменений. Вы не хотите сделать нечто подобное?

- Бесполезная трата времени, не поможет.

- Ваш сын сейчас пилот в Формуле-3000. Собирается ли он по примеру отца пробиться в "королевские гонки"?

- Он начал все это ради забавы. А серьезно занялся гонками поздно, только в 20 лет. По прошествии двух лет рано еще о чем-то говорить, может, когда-нибудь он и покажет хороший результат. Но, конечно, я горжусь им уже сейчас.

- Если бы ваши родители не помогли вам в начале карьеры, вы бы стали гонщиком?

- Они мне никогда не помогали, я всего добился сам. По крайней мере, мне в это хочется верить. Вначале родители даже были против моей карьеры гонщика.

- А какое образование вы получили в молодости?

- Никакого, я всю жизнь занимаюсь гонками. Вот мое образование. Именно поэтому сейчас я занимаюсь конструированием гоночных машин. Кроме того, работаю комментатором на немецком телевидении, могу профессионально оценить гонку.

- Что вы любите водить больше: самолет или машину?

- Всему свое время. Когда моим занятием были гонки, мне больше всего нравилось гонять на болиде. Когда начал заниматься самолетами, я получал и от этого удовольствие. Сейчас у меня новый самолет, который называется "Ники".

- В гонках на самолетах участвовали?

- Они проводятся в Америке, а в Европе даже не собираются их устраивать. Но если бы у меня была возможность, я бы поучаствовал в таких мероприятиях.

- Какой у вас сейчас автомобиль?

- "Мерседес" с 500-сильным 8-цилиндровым движком объемом 5, 5 литра.

- Вы садитесь за руль после пары бутылок пива?

- Никогда. Это глупо, я же не бессмертный Дункан Маклауд.

- А вообще ведете здоровый образ жизни?

- Все должно быть в меру, можно немножко выпить, покурить.

- Вы предпочитаете активный отдых или пассивный? Какие еще виды спорта вам нравятся, кроме автогонок?

- Лыжный спорт. Футбол я не люблю и совсем не смотрю, Олимпийские игры видел лишь фрагментами. В принципе я не занимаюсь серьезно какими-нибудь видами спорта. Просто для поддержания формы хожу на тренировки.

- А ночные клубы, дискотеки любили в молодости?

- Обижаете! Я и сейчас часто провожу там время.

- А у вас есть цель, которой вы непременно хотите достичь в жизни?

- Я свободен в своих желаниях и действиях, у меня нет каких-то лимитов в жизни. Я не иду по вектору, который приведет меня к цели. Я вообще живу в свободной стране, когда я свободен - я счастлив.

- У вас много друзей?

- У меня море знакомых, я такой славный, дружелюбный парень (смеется). А друзей, настоящих друзей не должно быть много.

- Почему вы всегда ходите в красной кепке?

- В кепке - потому что есть что скрывать после аварии, а в красной - потому что мне нравится такой цвет. Все банально просто.

- Сейчас нередко в гонках участвуют и женщины. Это вас не настораживает?

- Было бы интересно, если бы в Формуле-1 были женщины, но пока этого не случилось. Видимо, гонки - это очень тяжело.

- А вы боитесь женщин за рулем?

- Нет-нет! Некоторые из них водят просто отлично.

- У вас есть знакомые женщины, которые водят лучше вас?

- Не встречал, но очень хотел бы познакомиться.

- Вы кумир как для звезд Формулы, например, Михаэля Шумахера и Ярно Трулли, так и для менее известных гонщиков. Что бы им пожелали?

- Быть самым быстрым, честным с самим собой, развивать себя как человека и гонщика и никогда не останавливаться, иначе тебя обойдут другие. Кроме того, нужно много работать, иначе никогда ничего не добиться. И, конечно, быть быстрым и талантливым. Высшее мастерство в том, чтобы ехать как можно быстрее и при этом быть корректным по отношению к другим гонщикам. Тогда все получится.

- Что посоветуете тем, кто стоит перед выбором: стать гонщиком или выбрать более спокойную профессию?

- Если есть талант и знания, то можно идти в гонки. Без этого там делать нечего. И нужно уметь видеть разницу между тем, что ты хочешь делать, и тем, что ты можешь делать.