Перейти к основному содержанию

Главная      ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ MCLAREN

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ MCLAREN

Так и не став триумфатором прошлого сезона, Vodafone McLaren Mercedes остался главным ньюсмейкером "Формулы-1"-2 007

Корреспондент "Известий" посетил штаб-квартиру команды в Уокинге и встретился с теми, кто вернул "Королевским гонкам" интригу. От Лондона до Уокинга всего 40 километров на юго-запад, но, как только попадаешь за шлагбаум технического центра McLaren, кажется, что провел в пути не 2 0 минут, а лет 50 - именно таким рисовали будущее фантасты XX века.

Увидеть штаб-квартиру McLaren можно двумя способами: получив разрешение на въезд или пролетев над ней на самолете. Со стороны, даже если подобраться максимально близко к въезду на закрытую территорию, здания не увидеть. Оно строилось так, чтобы полностью слиться с окружающим ландшафтом, и просто теряется за деревьями - ведь высота технического центра не превышает 11 метров.

Созданное архитектором сэром Норманом Фостером (аэропорт в Гонконге, мост Виадук Мийо во Франции) здание кажется прозрачным. Стеклянные стены и начинающееся прямо за ними искусственное озеро полностью стирают границу между "внутри" и "снаружи". Дневной свет, панорамный вид и высоченные потолки создают особую атмосферу, наверное, за нее центр McLaren и признали одним из лучших рабочих мест в мире.

Работают в этом центре площадью 57 000 м2 менее тысячи человек. Каждый из них дает подписку о неразглашении тайн компании и может лишиться своего места, если сделает хотя бы один снимок на территории базы. Ни фотографировать, ни курить тут нельзя.

Работа идет круглосуточно, в три смены, так что ни на секунду жизнь в Уокинге не замирает. Более того - в среднем каждые полчаса в гоночный болид F-1 вносится очередное изменение.

Одним из главных творцов этой эволюции вот уже 25 лет является Тонни Харлоу - один из наиболее уважаемых инженеров в мире "Королевских гонок".

ВОПРОС: Что сильнее всего изменилось за ту четверть века, что вы провели в мире "Ф-1"?

ОТВЕТ: Аэродинамика стала играть несравнимо большую роль. Выросли температуры, при которых работает двигатель. Это серьезно увеличило требования к смазочным материалам, которые сегодня должны сохранять свои свойства и при 300 градусов С, когда мотор работает на 19 000 об/мин. в: А в обычных машинах ваши разработки применяются? о: Конечно, не сразу, но, к примеру, те ноу-хау, которые были в масле Mobil-1 для болидов "Формулы" в 1997 году, в 2002-м уже появились и в "гражданских" маслах. Сейчас требования в гонках еще выше, но мы продолжаем работать.

Впрочем, лишь половина центра McLaren работает на "Формулу". Остальные воплощают в жизнь другой, не менее амбициозный проект - собирают суперкары SLR McLaren.

Внутри центр разделен на независимые зоны шириной 18 метров (их называют "пальцы") и коридоры шириной 6 метров ("улицы"). Четыре "пальца" из семи - вотчина McLaren Mercedes Formula 1, оставшиеся три - территория суперкаров.

Несмотря на то что центр буквально напичкан самой современной техникой, машины собирают, как и сто лет назад, - вручную. Пространство одного из "пальцев" изнутри занимают выстроенные в форме буквы "П" около двадцати SLR - это и есть производственная цепочка, где на одном конце находится почти голый кузов, а на другом - готовая машина. Всего в год тут их делают 500, и каждая перед передачей заказчику проходит стандартный тест.

Пилот-испытатель проверяет, чтобы динамика, максимальная скорость и управляемость были идеальны. Так как этот человек ездил на абсолютно всех выпущенных SLR, он точно знает, как должна ехать эта машина. Имя создателя двигателя - тоже известно. На крышке каждого мотора закреплена металлическая визитка с подписью инженера, работавшего над ним.

Еще один "палец" - аэродинамическая труба 145 метров длиной и 400 тонн весом. Чтобы ее работа была незаметна для остальных служащих центра, акустическая изоляция поглощает весь издаваемый ею шум.

Озеро перед фасадом - тоже часть инфраструктуры: вода используется для охлаждения систем центра. Причем, так как берется вода из левой части озера, а выливается в правую, разница температур в этих частях достигает нескольких градусов.

Но самая приятная функция штаб-квартиры McLaren - это выдача SLR их хозяевам. Покупатель приглашается на экскурсию по центру, в ходе которой его знакомят со всеми стадиями производства суперкара. В конце экскурсии гость попадает в кинозал, где на огромном экране ему показывают красочный ролик про SLR, после чего экран разворачивается и на расположенной с обратной стороны площадке оказывается машина клиента.

В нашем случае вместо машины в конце прогулки по центру нас ждала встреча с Льюисом Хэмилтоном - гонщиком, за один сезон превратившимся из темной лошадки в главную надежду Великобритании.

Кульминацией прошлого сезона "Формула- 1" стал инцидент на восьмом круге Lраn-при Бразилии. Болид Льюиса Хэмилтона неожиданно стал терять скорость, а вместе с ней и драгоценные секунды. Результатом этого стал титул чемпиона, ускользнувший от британца в самый последний момент. Уже вскоре информационные агентства сообщили, что роковая заминка стала результатом того, что Льюис нажал на руле "не ту кнопку". Именно эта версия и была какое-то время единственным объяснением произошедшего. Но вскоре McLaren выступил с опровержением: "Коробка переключилась на нейтраль из-за сбоя в системе, а не потому, что ошибся гонщик". Теперь и Хэмилтон, и инженеры команды делают все возможное, чтобы в следующем году никакая случайность не помешала McLaren, ну а все зрители ждут начала сезона, который обещает стать одним из самых интригующих за последние годы.

в: После такого сумасшедшего сезона, наверное, хочется хорошенько отдохнуть? о: Наоборот, не терпится снова выйти на старт и доказать, что успех не был случайностью.

в: Чем сейчас занимаетесь? о: Подготовкой к сезону. Занимаюсь с тренером по физподготовке, постоянно общаюсь с инженерами. К самой команде я присоединюсь во время второй части тестов.

в: Чем для вас этот сезон будет отличаться от прошлого? о: В прошлом я впервые увидел многие трассы живьем. До этого ездил по ним только в компьютерных играх - Мельбурн, Малайзия, Китай, Бразилия... Приходилось учиться очень быстро. В будущем сезоне в этом смысле будет легче.

в: Играя на компьютере, думали, что скоро придется оказаться на старте этих треков в реальной жизни? о: Я еще помню, как смотрел "Формулу-1" по телевизору и даже не мечтал когда-то оказаться на месте пилота, а теперь это уже часть моей жизни.

в: Раз гонки - часть вашей жизни, на обычных дорогах тоже стараетесь быть первым? о: Нет, я езжу на дизельной машине в экономичном режиме... Правда, не так давно я купил Mercedes CL 63 AMG, но это был подарок отцу.

в: Трудно было запомнить все кнопки на руле болида? о: Месяц учил! Брал руль домой и сидел с ним часами, пока не дошел до полного автоматизма. Теперь меня можно среди ночи растолкать, и я тут же найду на нем нужную кнопку.

в: В этом году вышла ваша автобиография. Не рановато ли в 2 2 года? о: Это не автобиография, а просто мой взгляд на то, что со мной произошло. Она так и называется "Моя история" , а то про все это очень много писали, и мне хотелось изложить все, как оно было на самом деле.

***

20 кнопок на десять пальцев!

Педали - не главное орудие гонщика. Основные настройки болида вынесены на его рулевое колесо. Так что руль Formula-1 - это целая клавиатура.

1. +1. Переключение между пунктами меню в настройках болида.

+10. Позволяет перескакивать сразу через 10 пунктов в меню настроек болида.

3. Р. Включает или выключает ограничитель скорости, не позволяющий машине разогнаться быстрее, чем это позволено на питлейне.

4. Drinks. За креслом пилота - бутылка на 500 мл. Если нажать эту кнопку, вода через трубочку в шлеме попадет в рот пилоту.

5. Pit. Включает радиосвязь с инженером, которая позволяет пилоту в любой момент сообщить о проблеме.

6. ТС off. Выключение Traction control. Позволяет прогреть шины перед гонкой.

7. А и В. Управление настройками Traction control. Пилот может по ходу гонки менять работу антипробуксовочной системы в зависимости от погоды, температуры трека, износа резины и т. д.

8. С, D и Е. Управление настройками дифференциала.

9. F. Настройки, отвечающие за смесь в двигателе. Позволяют настраивать двигатель под конкретные условия по ходу гонки.

10. G. Управление настройками двигателя. В зависимости от хода гонки и состояния машины работу мотора можно подстраивать.

11. Н. Переключение между настройками систем машины под разные типы шин.

1. Y. Установка нижней доступной передачи. Не позволит пилоту переключиться на слишком много передач вниз, теряя время и перегружая мотор и "коробку".

13. MSG ок. Изменяет настройки выбранного кнопками + 10 или +1 меню.

14. R. Включает заднюю передачу и нейтраль.

15. ТХ. Лампочка, которая загорается, когда включена радиосвязь пилота с инженером.

16. ОТ. Позволяет на время повысить максимально допустимые обороты двигателя. Используется для быстрых маневров. Как только пилот отпускает кнопку, настройки возвращаются к тем, которые заданы кнопкой G.